Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6456 Проект по развитию речи на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием инновационной технологии "Сторисек")

Опубликовано 04.04.2021

 

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр развития ребенка-детский сад № 14 "Рябинка"   г. Южно-Сахалинска

 

 

 

  Проект по развитию речи на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием инновационной технологии “Сторисек”)

 


 

 

Автор: Чащина Е.И.

 

 

 

Актуальность проекта:

Речь детей очень краткая и невыразительная, ответы на вопросы односложные, словарный запас недостаточно обширный, при выступлениях на публику присутствует психологический зажим, что отражается на содержании и форме выступлений детей, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова.

В настоящее время в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда малышей сложно увлечь чтением, педагоги прибегают к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей их родителей к книге. Существуют различные примеры, методы технологии и проекты, которые способствуют развитию интереса к детской книге и культуре чтения у детей их родителей.

Сегодня перед воспитателем в детском саду стоит трудная задача: напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формируют и его речь, и языковую культуру, сеет маленькую душу первые ростки нравственности.

Цель проекта:

развивать связную речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность, развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, использование технологии "Сторисек" для развития речи детей старшего возраста.

Задачи проекта:

- чтение хороших книг

- расширение кругозора

- пополнение и расширение словарного запаса

- развитие навыков осмысленного чтения

- навыков обсуждения художественного произведения

- социальных навыков

- стимулирование интереса к книге.

Ожидаемые результаты:

  • активизировать познавательную деятельность детей;
  • успешное овладение грамотной и связной речью;
  • повысить интерес детей к чтению книг;
  • выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
  • усиление интереса к занятиям;
  • повыситься культурный уровень дошкольников;
  • родителей вовлечь в единое пространство "семья-детский сад"

Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: долгосрочный (старшая и подготовительная группа), групповой, информационно - накопительный, творческий.

Образовательная область:

познание, коммуникация, творчество, социализация, игровая деятельность.

Приоритетная познавательная область: речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, маски, аудио записи.

Этапы реализация проекта:

 1 этап - подготовительный

- составление плана работы;

- подготовка книг для развития речи детей;

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап - практический

- работа с детьми в развитии речи дошкольников;

- разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;

- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей с использованием технологии “Сторисек”.

Тематические занятия включают в себя следующие моменты:

• Введение в образовательную деятельность: рассматривание «мешка историй» и ярко иллюстрированной книги.

• Чтение произведения в формате «сторисек».

• Анализ содержания произведения посредством работы с «мешком историй»: нахождение героев, угадывание звуков, мест, запахов и т.д., рассматривание карточек – знаков – таблиц; информация из толкового словаря, словесные и подвижные игры и т.д.

• Продуктивная деятельность: создание макетов, составление картины, коллажа, лепка, аппликация или рисование героев

3 этап - заключительный

- работа с родителями:

- консультации по теме проекта;

-  создание мешков с приобщением родителей;

   Методы и приёмы, используемые на проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация книг, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, сочинение сказок, прослушивание аудио записи.

Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

План реализации проекта:

Этапы работы над созданием Сторисека.

Подготовительный этап.

  • Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».

Критерии отбора книги:

- книга, соответствующая возрасту детей;

- качественные иллюстрации.

2. Подготавливается мешок (чемодан) для комплекта материалов.

3. Подбираются остальные компоненты для комплекта;

4. Разрабатываются литературные игры;

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых»;

6. Красочно оформляется опись готового «Сторисека».

Этап продвижения.

 На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»; 

Основной этап.

1.  Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций).

2. Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).

3. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием.).

Завершающий этап.

Собираются впечатления о книге (произведении), уточняется запрос детей.

Сторисек по сказкам

Компоненты для Сторисека по сказкам:

1. Красочно оформляется опись готового «Сторисека».

2. Мешок (чемодан).

3. Сказка

4. Биография автора (интересные факты из жизни).

5. Аудио сказка (CD).

6. Мультфильм (DVD).

7. Загадки про животных и овощах.

8. Маски, игрушки – прообразы героев сказки.

9. Муляжи

10. Шнуровка с изображением.

11. Трафареты.

12. Раскраски по сказке и карандаши.

13. Настольные игры.

14. Научно - познавательные энциклопедии.

15. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).

16. Игра «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге (как домашнее задание с родителями).

17. Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.

18. «Найди пословицу» - подбор и объяснение, почему выбрали эту пословицу, найди лишнюю пословицу.

19.Игра «История слов» - работа по расширению словаря по объяснению новых слов.

20. Сюжетно-ролевые игры по мотивам произведения.

21. Викторины.

22. Создание коллажа из картинок.

23. Скороговорки.

Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением.

Литература:

  • Лынская, М. И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек» [Электронный ресурс]/М. И. Лынская.
  • Мутав, Л. Работа со «Сторисеком» [Электронный ресурс] / Л. Мутав // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения :  сборник материалов форума (27–28 мая 2010 г.). – Режим доступа: http://www.nlr.ru/prof/reader_old/prozam/izd/read.pdf. 
  • Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) / Л. Мутав // Библиотечное дело. – 2008. – № 23. – С. 41-43.