МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 45 «ДОБРИНКА»
ул. Самарская, 19, г. Ульяновск
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей в группе младшего дошкольного возраста
(3 – 4 года) № 10 «Гномики»
«Я и моя семья»
СКАЧАТЬ (полный материал)
Подготовили:
воспитатель I категории
Ермолаева Ирина Александровна
воспитатель
Джанинян Ольга Николаевна
г. Ульяновск,2019 г.
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Актуальность
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». Следовательно, задача взрослых – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью.
Проблема
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Технологическая карта проекта
Название проекта |
Я и моя семья |
Тип проекта |
Педагогический |
Вид |
Познавательный, творческий, игровой, групповой, краткосрочный |
Образовательная деятельность |
Познание |
Участники проекта |
Педагоги, дети, родители |
Целевая группа |
Дети младшего дошкольного возраста |
Сроки реализации |
2 недели |
Основание для разработки проекта |
Недостаточно сформированы знания о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге |
Цель |
Формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, развивать представление о своей семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. |
Задачи |
1.Помочь понять значимость семьи, показать её ценность для каждого в семье. 2.Формировать умения проявлять заботу о родных людях 3.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. 4. Формировать навыки общения с взрослыми и детьми 5. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. 6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. |
Ожидаемый результат:
Дети:
- будут иметь более конкретные представления о понятии «семья», о родственных отношениях между членами семьи;
- будут определять свою гендерную принадлежность, иметь представления об особенностях ролей мальчика и девочки;
- сформируется образ «Я», называют своё имя и фамилию; имена членов семьи.
Родители:
- в период реализации проекта еще более укрепятся детско-родительские отношения;
- более грамотно будут относиться к решению проблем, возникающих с детьми.
- проявление интереса к жизни ДОУ.
Продукт проектной деятельности:
Презентация проекта
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД.
3. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Выставка «Говорят дети о маме».
6. Консультации для родителей.
7. Анкетирование родителей.
8. Фотовыставка.
9. Презентация.
Оборудование:
• компьютер,
• магнитофон,
• мультимедиа,
• фотоаппарат.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный (вхождение в тему):
1. Опрос детей по проблеме.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Подбор игр, литературных произведений, для реализации проектной деятельности
II этап – Основной (продуктивный, совместная деятельность всех участников проекта)
1. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
2. Консультации для родителей: «Можно ли обойтись без наказания?», «Права ребенка в семье», «Ошибки семейного воспитания», «Роль отца в современной семье», «Отец как воспитатель», «Как реагировать на детские истерики».
3. Выставки: «Говорят дети о маме.
4. Фотовыставки: «Мама – первое слово в каждой судьбе!», «Как я провожу выходной».
5. Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница».
III этап – Заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Презентация проекта «Моя семья».
Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с семьей
Образовательная область |
Задачи |
Содержание |
Социально – коммуникативное развитие: Социализация:
Коммуникация:
Труд:
Безопасность:
|
Способствовать развитию речи как средство общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям, доброжелательно общаться друг с другом. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей. Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления в самостоятельной деятельности детей.
Обратить внимание детей, что в сказке «Репка» все живут дружно, помогают друг другу
Обучать детей соблюдать порядок в уголках. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту. Обучать детей правильному порядку одевания, умение складывать в определенном порядке снятую одежду после прогулки. Приучать к опрятности, привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий, самостоятельности. Знакомить детей элементарным правилам поведения. |
«Кому, что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела»
Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Дочки - матери», «Больница»
Беседа «Кто, где работает?» «Как ты помогаешь маме?» «У меня есть брат (сестра) «Дом, в котором я живу» Отгадывание загадок Пословицы и поговорки о семье Игра в настольный театр «Репка».
«Мы помощники». «День добрых дел».
«Правила поведения за столом» |
Познавательное развитие: Познание (Целостная картина мира):
Познание (Конструктивная деятельность): |
Формировать представление о семье, умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно – пространственной развивающей среды.
Развивать речь, логическое мышление, умение, выполнять постепенно усложняющие правила |
Беседа по фотографиям «Беседа о братишках и сестренках» «Беседа о том, что такое семья» Моя семья
Игры с конструктором; пазлы; кубики - картинки; строитель |
Речевое развитие: |
Формировать представление о семье, умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно – пространственной развивающей среды. Знакомить детей с профессиями своих родителей. |
Беседа по картинкам Где работает мама (папа)? Что делать, если кто-то заболел? Что такое хорошо и что такое плохо? |
Художественно – эстетическое развитие: Чтение художественной литературы:
Художественное творчество:
Музыка:
|
создавать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, учить заботиться друг о дружке; Развивать долговременную память, мышление, речь детей, учить внимательно, слушать произведения
Предлагать детям передавать в аппликациях и рисовании красоту окружающих предметов, развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду искусства развивать чувство прекрасного через музыку; приобщать детей к искусству исполнения песни и танца; учить передавать красоту песни окружающим; развивать память, внимание, мышление |
Чтение потешек «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор»;
«А что у вас» С. Михалков «Вот дедушка» - Ф. Фребеля. «Бабушкины руки» - Л. Квитко; Д. Габе «Моя семья» . Ушинский «Петушок с семьёй» А. Барто «Посидим в тишине», «Разговор с дочкой», Чтение потешки «Ладушки – ладушки» «Сказка об умном мышонке» С. Маршак «Мамины руки», Солнышко для бабули и дедули»
Прослушивание и разучивание песен о семье |
Физическое развитие: Физическая культура |
учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни, желание помогать маме; развивать память, внимание |
«Семейная зарядка»; «Помогаем маме». |
Работа с родителями
1.Беседы с родителями и детьми о прошедших выходных днях
2.Сбор фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья»
3. Анкетирование родителей
4.Ширмы: «Семья», «Дети и компьютеры», «Растим здорового ребёнка»,
«Еда без вреда», «Пальчиковые игры на тему «Семья»
5.Консультации: «Как преодолеть рассеянность у ребёнка?» «Творим, фантазируем, воображаем» «Путешествие в прошлое семьи». «Развивающие игры с детьми на кухне» «Пример для родителей: «Спокойной ночи»
6.Памятка для родителей на тему: «Авторитет – основа воспитания»
7.Совместное создание предметно – развивающей среды.
Оценка результатов
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.
В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается, и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье.
На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.