Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6471 Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей в группе младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) № 10 «Гномики» «Я и моя семья»

Опубликовано 10.04.2021

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 45 «ДОБРИНКА»

ул. Самарская, 19, г. Ульяновск

                                   

                                             

 

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей в группе младшего дошкольного возраста

(3 – 4 года) № 10 «Гномики»

«Я и моя семья»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

Подготовили:

воспитатель I категории

 Ермолаева Ирина Александровна

воспитатель

Джанинян Ольга Николаевна

 

 

 

г. Ульяновск,2019 г.

         Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

 

 

Актуальность

  В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». Следовательно, задача взрослых – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью. 

Проблема

           Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

                                    

Технологическая карта проекта

 

Название проекта

Я и  моя семья

Тип проекта

Педагогический

Вид

Познавательный, творческий, игровой, групповой, краткосрочный

Образовательная деятельность

Познание

Участники проекта

Педагоги, дети, родители

Целевая группа

Дети младшего дошкольного возраста 

Сроки реализации

          2 недели

Основание для разработки проекта

Недостаточно сформированы знания о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге

Цель

Формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, развивать представление о своей семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

Задачи

1.Помочь понять значимость семьи, показать её ценность для каждого в семье.

2.Формировать умения проявлять заботу о родных людях

3.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

4.       Формировать навыки общения с взрослыми и детьми

5.       Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

 

Ожидаемый результат:

Дети:

- будут иметь более конкретные представления о понятии «семья», о родственных отношениях между членами семьи; 

-  будут определять свою гендерную принадлежность, иметь представления об особенностях ролей мальчика и девочки;

-  сформируется образ «Я», называют своё имя и фамилию; имена членов семьи.

Родители:

- в период реализации проекта еще более укрепятся детско-родительские отношения;

- более грамотно будут относиться к решению проблем, возникающих с детьми.

-  проявление интереса к жизни ДОУ.

                                                   

                                          Продукт проектной деятельности:

 

Презентация проекта

 

Формы организации проекта:

1.       Опрос детей.

2.       НОД.

3.       Сюжетно – ролевые и дидактические игры.

4.       Самостоятельная деятельность детей.

5.       Выставка «Говорят дети о маме». 

6.       Консультации для родителей.

7.       Анкетирование родителей.

8.       Фотовыставка.

9.      Презентация.

Оборудование:

•         компьютер,

•         магнитофон,

•         мультимедиа,

•         фотоаппарат.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный (вхождение в тему):

1.       Опрос детей по проблеме.

2.       Создание необходимых условий для реализации проекта.

3.       Подбор игр, литературных произведений, для реализации проектной деятельности                            

II этап – Основной (продуктивный, совместная деятельность всех участников проекта)

1.       Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и                           приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.

2.       Консультации для родителей: «Можно ли обойтись без наказания?»,                                                                  «Права ребенка в семье», «Ошибки семейного воспитания», «Роль отца в современной семье», «Отец как воспитатель», «Как реагировать на детские истерики».

3.       Выставки: «Говорят дети о маме.

 4. Фотовыставки: «Мама – первое слово в каждой судьбе!», «Как я провожу выходной».

5.       Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница».

III этап – Заключительный:

1.       Обработка результатов по реализации проекта.

2.       Презентация проекта «Моя семья».

Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с семьей

          

Образовательная область

Задачи

Содержание

Социально – коммуникативное развитие:  

                Социализация:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникация:

 

 

 

 

 

 

Труд:                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безопасность:

 

 

 

 

Способствовать развитию речи как средство общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении. Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям, доброжелательно общаться друг с другом. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей.

Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления в самостоятельной деятельности детей.

 

Обратить внимание детей, что в сказке «Репка» все живут дружно, помогают друг другу

 

 

 

 

Обучать детей соблюдать порядок в уголках. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту.  Обучать детей правильному порядку одевания, умение складывать в определенном порядке снятую одежду после прогулки. Приучать к опрятности, привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий, самостоятельности.

Знакомить детей элементарным правилам поведения.

 

 

 

«Кому, что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела»

 

 

 

 

 

 

Сюжетно - ролевые игры

«Семья», «Дочки - матери»,

 «Больница»

 

 

 

 

 

Беседа «Кто, где работает?»

«Как ты помогаешь маме?»

«У меня есть брат (сестра)

«Дом, в котором я живу»

Отгадывание загадок

Пословицы и поговорки о семье

Игра в настольный театр «Репка».

 

 

«Мы помощники». «День добрых дел».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Правила поведения за столом» 

Познавательное развитие:

                          Познание (Целостная картина мира):

 

 

 

 

Познание (Конструктивная деятельность):

 

 

Формировать представление о семье, умение  сосредотачивать внимание на предметах и явлениях  предметно – пространственной развивающей среды.

 

 

Развивать речь, логическое мышление, умение, выполнять постепенно усложняющие правила

 

 

Беседа по фотографиям

«Беседа о братишках и сестренках»

«Беседа о том, что такое семья»

Моя семья

 

 

 

Игры с конструктором; пазлы; кубики - картинки; строитель

Речевое развитие:

Формировать представление о семье, умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно – пространственной развивающей среды. Знакомить детей с  профессиями своих родителей.

Беседа по картинкам

Где работает мама (папа)?

Что делать, если кто-то заболел?

Что такое хорошо и что такое плохо?

Художественно – эстетическое развитие:

Чтение художественной литературы:

                      

 

 

 

 

 

 

 

Художественное творчество:

 

 

 

 

 

Музыка: 

                

 

 

создавать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, учить заботиться друг о дружке; 

   Развивать долговременную память, мышление, речь детей,  учить внимательно, слушать произведения

 

 

 

 

Предлагать детям передавать в аппликациях и рисовании красоту окружающих предметов, развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду искусства

развивать чувство прекрасного через музыку; приобщать детей к искусству исполнения песни и танца; учить передавать красоту песни окружающим; развивать память, внимание, мышление

 

 

Чтение потешек «Из-за  леса из-за гор, едет дедушка Егор»;

  

«А что у вас» С. Михалков «Вот дедушка» - Ф. Фребеля.

«Бабушкины руки» - Л. Квитко;

Д. Габе «Моя семья»

. Ушинский «Петушок с семьёй»

А. Барто «Посидим в тишине», «Разговор с дочкой»,

Чтение потешки «Ладушки – ладушки»

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Мамины руки», Солнышко для бабули и дедули»

 

 

 

 

 

Прослушивание и разучивание песен о семье

Физическое развитие:

                                          Физическая культура

 

 

учить выполнять действия за воспитателем в соответствии с текстом; формировать здоровый образ жизни, желание помогать маме; развивать память, внимание

 

 

«Семейная зарядка»; «Помогаем маме».

 

 

 

Работа с родителями

1.Беседы с родителями и детьми о прошедших выходных днях

2.Сбор фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья» 

3. Анкетирование родителей

4.Ширмы: «Семья», «Дети и компьютеры», «Растим здорового ребёнка»,

«Еда без вреда», «Пальчиковые игры на тему «Семья»

5.Консультации: «Как преодолеть рассеянность у ребёнка?» «Творим, фантазируем, воображаем» «Путешествие в прошлое семьи». «Развивающие игры с детьми на кухне» «Пример для родителей: «Спокойной ночи»

6.Памятка для родителей на тему: «Авторитет – основа воспитания»

7.Совместное создание предметно – развивающей среды.

 

Оценка результатов

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.

Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.

В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается, и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье.

На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.