Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6477 «Средства STEAM – математики для формирования художественно – эстетических способностей детей с ОНР»

Опубликовано 11.04.2021

«Средства STEAM – математики для формирования художественно – эстетических способностей детей с ОНР»

Кудиникова О.Н., воспитатель СП «Детский сад «Лукоморье» ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный м.р. Волжский

В настоящее время число речевых нарушений  в дошкольном возрасте неуклонно растет.    Все большему количеству детей требуется  помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.

Большинство дошкольников с ОНР имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений, творческого воображения. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Для развития этих процессов мы в своей работе используем различные дидактические игры, упражнения с применением сенсорного оборудования, песочную терапию, игровые технологии.

Перед нами встали вопросы, как поддерживать интерес на занятиях, какие использовать методы и приемы, которые позволят сделать процесс обучения наиболее эффективным игровым, интересным для ребенка - дошкольника. Это подтолкнуло  нас к  поиску, новых, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми.

Анализируя нетрадиционные методы и технологии, нас заинтересовал   такой инновационный материал  в  стем - математике « Радужные камешки» из набора «Первые шаги в математику».

Это интересный, пригодный  для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, и  к  тому же, многогранный материал для множества маленьких затей.  Набор состоит из 48 камней, 4 размеров,6 цветов. Камешки выполнены из гибкого, высокопрочного  пластика. Так же в набор входят двусторонние карточки с различными  вариантами заданий.

«Радужные камешки» из стем-математики мы начали применять  во  второй младшей группе. С целью развития творческого воображения и связной речи детей с ОНР после прочтения сказки, стихотворения, мы предлагаем ребенку обыграть прочитанное - это хорошо запоминается, дети имеют возможность проявить свою фантазию, понимание образа того или иного героя и в этом им помогают  радужные камешки.

Также дети с удовольствием выкладывают камешки по образцу, сопоставляя цвета с картинкой. Безграничная палитра творчества и фантазии, из радужных камешков можно собрать пирамидку, а можно выложить красочную мозаику или придумать своего персонажа.

Предложенные карточки в наборе стем - математика мы используем на начальных этапах, но для нас их количество было не достаточно. В процессе работы мы разработали дополнительные карточки по сюжетам художественных произведений, а также по сюжетам сказок, сочиненных совместно с детьми.

В ходе использования «Радужных камешков» была создана картотека игр, способствующих формированию элементарных математических представлений, речевого развития, развитию творческого воображения.

Формирование элементарных математических представлений

«В гости к цифре », «Выкладывание геометрических фигур, цифр», «Порядковый счет и математические термины»

Развитие пространственных представлений.

«Положи правильно», «Продолжи ряд»

Использование при изучении лексических тем

 «Выложи по контуру», «Собери по образцу», «Заполни картинку камешками», «Художник», «Укрась», «Классификация», «Аналогии», «Исправлялки».

При отсутствии набора « Радужные камешки» в вашем детском саду можно использовать камешки Марблс. Которые мы также успешно применяем в нашей работе.

Камешки имеют разнообразные оттенки и цвета, форму и размер. Прозрачные и полупрозрачные, большие и маленькие, матовые и блестящие. К ним так и хочется прикоснуться, подержать в руках. Они притягивают и завораживают не только детей, но и взрослых. Но главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.

Идей игр с камешками достаточно много они оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.

Для игр с камешками Марблс мы разработали карточки по темам: временам года, игрушки, сказки, космос и др. На начальном этапе дети работают по предложенным  схемам на карточках. В дальнейшей работе мы предлагаем детям составлять свои пейзажи, оживлять, додумывать, представлять картины, ребенок является активным участником процесса, и такие игры не надоедают. Главные качества, которые проявляет ребенок в играх с камешками Марблс - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность изобретательность.

Вариативность используемого материала дает нам возможность дать детям новые знания, закрепить ранее полученные, а при необходимости повторить пройденный материал. Пособие многофункциональное его можно применять не только в художественно-эстетическом развитии ребенка, но и в формировании математической грамотности, в речевом развитии.

Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр

задач.

В ходе использования камешков Марблс, была создана игротека:

Использование камешков Марблс при обучении грамоте.

Звуко — буквенный анализ.«Волшебный мешочек», «Место звука в слове», «Мягкий /твердый?», «Буква»

Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

«Помоги Дюймовочке», «Волшебный мешочек», «Знакомство  с буквой», «Ходилки», «Лабиринты»

Развитие сенсорных представлений.

«Соотнеси по цвету», «Разложи по цвету»

Игры с данными пособиями рекомендуются родителям для занятий с детьми. Они просты в использовании, не требуют специальной подготовки, поэтому родители могут решать образовательные задачи, организуя совместные игры с детьми дома.

Вывод: использование в работе пособий«Радужные камешки» из комплекта «Первые шаги в математику», камешков Марблс даёт возможность педагогу эффективно выстроить работу по речевому, художественно – эстетическому развитию, формированию математической грамотности. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.

Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста.

Список литературы

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001. 37 с.
  2. Вольнова Л.Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999. с.63.
  3. Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. — М.: Национальный книжный центр, 2015.- 48 с.
  4. Драганчук В.А., Марухно Е.Н. Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи //Педагогика: традиции и инновации: материалы 9 Международжной научной конференции
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995. 29с.
  6. Каталог образцов игровых и оформительских Марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию) 2005. – 23с.
  7. Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития. Москва, Аркти, 2004. 57с.