Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6481 Статья «Проблемы развития понимаемой и активной речи детей в доме ребёнка. Диагностика.»

Опубликовано 14.04.2021

 

ГКУЗ «Областной дом ребенка № 2 специализированный для детей

с органическим поражением центральной нервной системы с

нарушениями психики имени Зинаиды Антоновой»

 


 

Статья

 

Тема: «Проблемы развития понимаемой и активной речи детей в доме ребёнка. Диагностика»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 


                                                                                         Выполнила:

воспитатель Егорова Н.В.

 


                     

 

Челябинск

2019 г.

Содержание:

 

  1. Анализ условий в группе.
  2. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.
  3. Уровни развития детей.
  4. Диагностика уровня развития детей в группе.
  5. Перспективный план работы по развитию речи на год.
  6. Содержание работы с детьми:
  7. Заключение.
  8. Выводы.
  9. Список литературы.

 

 

1. Анализ условий в группе.

 

Я начала свою работу по данной проблеме  год назад. В группе на тот период находилось 8 детей разного возраста, с разной группой развития, но у всех наблюдалось отставание как в физическом, так и в нервно-психическом развитии.

 Так как важную роль в адаптации и социализации детей в дальнейшем играет развитие речи, то именно эту тему я выбрала для работы с детьми своей группы.

Как я уже отмечала, что речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь с персоналом и сверстниками, они постоянно пользуются речью. Но если в эти моменты взрослые, окружающие малыша, не будут целенаправленно влиять на развитие их речи, усвоение языка будет затруднено.

В нашей группе живут и воспитываются дети в возрасте от 1 года 1 месяцев до трех – трех с половиной лет. Дети в группу поступают: из младших групп дома ребенка, из больниц и из дома. Все малыши, в основном, имеют неблагоприятный анамнез, диагнозы, заболевания. Это, конечно, тормозит развитие не только физическое, но и психическое, и в частности – речевое. Поэтому  всю нашу  работу мы строим с учетом необходимой коррекции развития речи детей.

 

В группе были созданы условия для полноценного развития малышей: дидактические уголки, игровые – «Парикмахерская», «Дом», «Больница», уголок с настольно-печатными играми, книжный уголок, музыкальный. Разработаны конспекты по развитию речи, пособия для занятий.

Для развития понимаемой речи использовались режимные моменты, прогулки, занятия (для удобства вместо термина «непосредственно-образовательная деятельность», однако это не предполагает проведение занятий урочного типа).

Развивая активную речь,  часто общались с каждым ребенком, рассматривали иллюстрации в книгах, задавали малышам вопросы. Дети в группе были окружены вниманием и заботой, сотрудники старались не только удовлетворять потребности детей, но и внести в их жизнь радость общения.

В своей работе я особое внимание уделяла эмоциональному общению, как на занятиях, так и в повседневной жизни детей.

И, все же, анализируя условия в группе для развития речи детей, я пришла к выводу, что необходимо:

  • Ø систематизировать конспекты занятий в удобную картотеку  (в работе);
  • Ø оформить помещение в группе по сезонам (выполнено);
  • Ø оформить стены группы фотографиями детей и сотрудников (выполнено);
  • Ø оформить для каждого малыша альбом с личными фотографиями (в работе);
  • Ø пополнять игровые уголки новыми атрибутами (выполнено);

Все это мы выполняли в тесном сотрудничестве с коллективом группы, специалистами группы и старшим воспитателем.

          Обогащение и активизация словаря осуществлялись практически во всех видах деятельности, в том числе с помощью дидактических игр и упражнений. Чтобы ребенок понял новое слово, запомнил его нужно, чтобы оно было наполнено конкретным содержанием. Поэтому, знакомя детей с новым объектом, мы вместе его рассматривали, узнавали название, обследовали. Закрепляя новое слово, мы многократно повторяли его в разных ситуациях, объясняли происхождение слова. Общаясь с малышами, старались больше давать им поручений, задавали вопросы, при повторении стихов, сказок – давали детям возможность договаривать слова и фразы.

Известно, что хорошо поставленное речевое дыхание, обеспечивает правильное произношение звуков. Для этого мы использовали дыхательные упражнения: «Подуй на цветок», «Погаси свечку», «Подуй на снежинку», «Подуй на пёрышко».

Развитие диалогической речи осуществлялось при помощи игр и упражнений, побуждающих детей вступать в диалог. Например, во время целевых прогулок и экскурсий, дети здоровались с проходящими взрослыми и отвечали на вопросы: «Как дела?», «Все ли у тебя хорошо?». Во время индивидуальных бесед мы побуждали малышей вспомнить и рассказать, что они делали утром, кого видели на прогулке.

           В соответствии с СанПиН проводилась непосредственная образовательная деятельность по области «коммуникация» согласно групповому воспитательно-образовательному плану, заверенному старшим воспитателем.

Некоторые занятия – инсценировки, наблюдения, дидактические игры проводились с подгруппой детей. Занятия, на которых воспитывались новые умения – проводились индивидуально или с подгруппой детей. Учитывая уровень речевого, умственного и физического развития детей своей группы, мы регулировали количество занятий, сложность материала.

Известно, что речевое умение или навык не сформировать за одно занятие, поэтому материал повторялся и закреплялся на следующем занятии, на прогулках, игровой деятельности и режимных моментах. После занятия игрушки и пособия оставались в группе для дополнительного рассматривания.

Так как произвольное внимание и память малышей несовершенны, они с трудом сосредотачиваются на том, что им неинтересно, поэтому каждое занятие тщательно продумывалось: чему учить малышей, как это лучше сделать. Очень помогал положительный эмоциональный настрой на занятии.

Важную роль в развитии речи детей имеет речь взрослого, его умение разговаривать. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Старались, чтобы слова и фразы, сказанные детям, не были случайны, продумывали их заранее.

           В своей работе я использовала несколько факторов, повышающих эффективность занятия:

ü чередование методов и приемов работы (пояснений, указаний и показов с игровыми заданиями);

ü использование разнообразных демонстрационных материалов;

ü смена поз во время занятий (паузы, физкультминутки).

 

Дети 2-3 лет очень наблюдательны, они живо реагировали на пополнение атрибутов в игровых уголках, сезонные изменения в оформлении группы, эмоционально рассматривали совместные фотографии.

По совету логопеда мы стали регулярно использовать артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. Все сотрудники группы, общаясь с малышами, старались быть терпеливыми, без суеты рассказывали о том, что будем делать, зачем, и как этого достичь.

Мы в группе постоянно много и целенаправленно говорим с детьми в течение дня – при индивидуальном общении, во время режимных моментов, игр и занятий. В результате заметили, что дети стали больше говорить, у них появилась потребность общаться, стали задавать больше вопросов.

            Ежедневные прогулки позволяют нам систематизированно проводить наблюдения и получать массу положительных эмоций. На улице очень хорошие возможности занять детей, помочь новому ребёнку адаптироваться. Например, экскурсии по территории, своему и соседнему участку, приобщают детей к совместной деятельности. На прогулке мы повторяем слова песен, стихов, потешек.

            Очень полюбились детям игры-инсценировки русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба» и т.д. Малыши с удовольствием договаривают слова и фразы из сказок, подражают голосам животных.

Все эти задачи, безусловно, решались при помощи всего персонала группы,  специалистов и старшего воспитателя.

 

Создавая условия для комфортного проживания детей, их обучения и воспитания, мы определили коллективную задачу на будущее:

  • Ø продолжать систематически и планомерно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, игры, занятия, прогулки, бытовую деятельность;
  • Ø целенаправленно руководить речевым развитием детей, развивать их кругозор, интерес к общению;
  • Ø удовлетворять потребности каждого ребенка в общении, в новых впечатлениях, в двигательной активности и положительных эмоциях;

 

Чтобы тем самым как можно ближе подвести наших воспитанников к возрастной норме развития речи. Ведь развитие и воспитание детей – процесс длительный и не может дать немедленных результатов.

 

2. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.

Нервно-психическое развитие – один из  важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста.

В нашем учреждении  диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста  определяется по таблице разработанной  «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной,  Э. Л. Фрухт.

 

Второй год жизни:

 

Возраст

Понимание речи

Активная речь

 

 

 

 

 

1год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется:

- понимание ребенком названий окружающих предметов;

по просьбе взрослого должен отыскать не менее 3-х предметов.

- понимание ребенком действий;

по просьбе взрослого выполняет названные действия.

- ориентировка в группе:

выполнение не менее 3-х поручений взрослого.

 

Лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний.

- в естественной ситуации наблюдение за ребенком не менее 30 минут. Ребенок разнообразно лепечет, пользуется облегченными словами.

 

 

1 год 6 мес.

Обобщает предметы по существенным признакам.

- по просьбе взрослого ребенок должен показать среди внешне сходных предметов 2 одинаковых по значению, но различных по цвету и величине;

 

Облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

 

 

1 год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сложной картинке. Отвечает на вопросы.

Пользуется двухсловными предложениями

2 года

Понимает без иллюстраций короткий рассказ взрослого о ранее знакомых событиях.

- отвечают на вопросы по рассказу взрослого;

 

При общении со взрослым пользуется двухсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

 

Третий год жизни:

 

 

Возраст

Активная речь

2 года 6 мес.

Говорит многословными предложениями – более трех слов. Появляются вопросы «где?», «куда?».

 

3 года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «почему?», «когда?».

 

 

 

Показатели поведения детей второго и третьего года жизни:

 

1. Настроение – бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

2. Сон:

- засыпание – медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;

- характер сна – глубокий, неглубокий, спокойный, беспокойный;

- длительность сна – укороченный, длительный, соответствующий возрасту;

3.  Аппетит – хороший, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище.

4.  Бодрствование – активное, малоактивное, пассивное.

5. Индивидуальные особенности – контактен, застенчив, обидчив, ласков, агрессивен, внимателен, любознателен.

Параметры настроения:

 

1. Бодрое, жизнерадостное – положительно относится  к окружающим, активно играет, дружелюбен, адекватно улыбается, охотно контактирует с окружающими.

2. Спокойное – положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены.

3. Раздражительное, возбужденное  - неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, наблюдаются вспышки возбуждения, озлобленность и крик.

4. Подавленное – вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может плакать тихо, долго.

5. Неустойчивое – может быть весел, смеяться, быстро заплакать, быстро переходить от одного настроения к другому.

При правильной диагностике нервно-психического развития ребенка педагог определяет группу развития и намечает индивидуальный план коррекционно-воспитательной работы с малышом для достижения положительных результатов.

                                         3.Уровни развития детей.

 

В нашем учреждении живут и воспитываются дети, которые временно или навсегда остались без опеки родителей. Большая часть из них это дети с заболеваниями разной степени тяжести: частичное или полное поражение центральной нервной системы, гидроцефалия, ЗРР, ЗНПР, ЗПР, а также с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

Такие дети требуют не только большого внимания и лечения со стороны медицины, но и огромной работы со стороны педагогики. Здесь требуется особая специфика воспитания и обучения - это коррекция всех нервно-психических реакций и процессов.

 

Основная задача сотрудников, обеспечивать своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей, т.к. это является основой обеспечения нормального развития ребёнка, в том числе и речевого.

 

Уровень развития детей в нашем учреждении определяется по таблице разработанной К.Л. Печора. Этот уровень определяется группой развития ребёнка раннего возраста (нормой или отставанием от нормы развития):

 

I группа развития - нет отставания;

II группа развития (внимания) - 1 эпикризный срок;

III группа развития (риска) – 2 эпикризных срока;

IV группа развития (высокого риска) – 3 эпикризных срока;

V группа развития (диспансерная «А» и «Б») – 4-5 эпикризных сроков;

Ниже V группа развития                             - более 5 эпикризных  сроков;

 

Цель нашего педагогического коллектива – это достаточно полноценная коррекция и компенсация дефектов развития ребёнка, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

 

 

 

 

 

4. Диагностика уровня развития детей в группе.

 

Период раннего детства – совершенно особый период, период созревания всех органов и систем. Поэтому важно знать не только особенности развития ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи или больницы дети поступают в дом ребенка.

 

 

 

Мной были выделены проблемы:

 

  • проблема достаточно низкого уровня нервно-психического и физического развития;
  • проблема адаптации к новым условиям жизни;
  • низкий уровень речевого развития.

 

           У детей становление речи происходит не стихийно, оно проходит несколько этапов. Стоит отметить, что если ребенок запаздывает в речевом развитии,  на это влияет ряд факторов. Во–первых, среда, в которой растет ребенок: чем чаще он слышит разговор, чем больше вы вовлекаете его в диалог, тем больше вероятность того, что ребенок вскоре освоит систему языка. Во–вторых, психические особенности ребенка, которые, безусловно, индивидуальны.

 

          Весь период речевого развития от 1 до 5 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.

          Именно поэтому очень важно не упустить те возможности, которые характерны для детей этого возраста. Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его при активном участии самого ребенка. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень развития малыша.

 

          Для детей раннего возраста разработаны показатели  и методы диагностики психического развития ребенка. На первом году жизни авторами ее являются Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, на втором-третьем году – Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого и ребенка, проходящее в непринужденной ситуации.

 

 


 

 

 

 

Таблица№2

ПОКАЗАТЕЛИ  НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ   1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ – 4 ЛЕТ

Материал разработан Н.М.Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной

( методическое пособие:  Развитие и воспитание детей раннего  и дошкольного возраста. /К.Л.Печора - М.:2006 г)

 

Возраст

Линия развития

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

1г3мес

Запас понимаемых слов быстро увеличивается

Пользуется лепетом, облегчёнными словами

Ориентируется в 2-х величинах предметов

(2 куба)

Воспроизводит в игре разученные действия

 Ходит длительно, меняя положения

Самостоятельно ест густую пищу

Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых

Оставляет карандашом след на бумаге

Легко отвечает на контакты взрослого

 в совместной

деятельности, иногда

проявляет собственную

инициативу

 

 

 

1г 6мес

Отыскивает по слову взрослого однородные предметы

Пользуется, словом в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает отдельные действия

Перешагивает препятствия приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу

Воспроизводя действия взрослых, ребёнок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор»)

Действия карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге

Постоянно проявляет

инициативу при общении со взрослым

 по разным

поводам

 

 

1г 9мес

 

По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий

 

Пользуется 2-х словными предложениями. Облегчённые слова заменяет правильными

 

 

 

Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов

 

Использует в игре предметы-заместители

 

Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см)

 

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

 

Воспроизводит несложные постройки (скамейка)

 

Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа

 

Эмоционально контактирует

со сверстниками

2 года

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребёнка многократно

Пользуется 3-словными предложениями

Ориентируется в 3-х контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цве

а

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)

Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота»

Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом

деятельности

( как другие дети, кормит кукол,

 втыкает грибочки в отверстие,

строит)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линии развития

 

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

Конструктивная деятельность

Изобразительная

деятельность

 

грамматика

вопросы

цвет

форма

 

Понимает рассказ без показа о событиях, опирающихся на прошлый опыт в новой ситуации

Пользуется многословными предложениями

Где? Куда?

Подбирает к образцу предметы 4-х цветов

Ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов

Сюжетная игра

 (3 и более действий) элементы воображения

Перешагивает через палку, приподнятую над полом на высоте 28-30 см

Самостоятельно одевается( не застёгивает пуговицы). Ест довольно аккуратно

Самостоятельно делает постройки и называет их

( дом, диван)

Рисует горизонтальные,

 вертикальные линии

 

2г.6мес

 

3года

Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы

Пользуется придаточными предложениями

Почему? Когда?

Называет 4 цвета

Использует по назначению геометрические фигуры (путём наложения)

Начало ролевой игры

Перешагивает через палку, приподнятую над полом на расстоянии

30-35 см

Одевается самостоятельно с небольшой  помощью взрослого. Пользуется сал-феткой при еде

Делает сложные постройки (гараж, лестница, дом)

называет их и обыгрывает

С помощью пластилина,

 карандаша изображает

 простые предметы и

называет их (яблоко,

 солнышко, домик)

 

 

 

 

 

Используя методику по диагностике уровня развития детей, дидактические игры, речевые занятия, я определила:

ü понятна ли речь выбранных детей;

ü служит ли она средством общения;

ü говорят дети предложениями или простыми словами;

ü понимают ли даваемые поручения.

 

          Чем раньше определить уровень развития речи детей, тем скорее можно начать работу по ее развитию, формированию словаря, грамматики, правильного звукопроизношения.

       В своей работе я особое внимание уделила эмоциональному общению, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Для решения поставленных задач использовали следующие педагогические средства:

  • Ø познавательные занятия;
  • Ø занятия-ситуации;
  • Ø наблюдения;
  • Ø наглядный материал;
  • Ø методическую, познавательную и художественную литературу;
  • Ø дидактические игры;
  • Ø сюжетные картинки.

          Зная особенности развития детей своей группы, в работе использовала постепенность, систематичность, неспешность. Часто меняла дидактические и развивающие игры, материал, постепенно усложняла содержание.

Для освоения новых слов использовала приемы сравнения.

                                 

Для своей работы  я отобрала троих детей, достаточно долго пребывающих в нашей группе.

 

Работа и диагностика с детьми за период  2017-201 8год

 

Тимур, 2 года

На начало нашей работы, мальчик поступил из карантинной группы, где находился в течение двух недель. Ребёнок была замкнут, напуган, эмоционально неустойчив, очень капризен, не разговаривал. Играл один. При поступлении отставал в речевом развитии. Инструкции и просьбы взрослого игнорировал.

 

Наташа, 2 года 1 мес.

             Девочка поступила из младшей группы дома ребенка. Адаптация прошла успешно, она активно знакомилась с детьми и сотрудниками, легко вступала в контакт, был достаточно общителен. В речевом развитии отставал

 

Глеб , 2 года 3мес.

Поступил из младшей группы. Проходил адаптацию. Ребенок быстро привыкал к новой обстановке, был контактен, ласков. В речевом развитии отставал.

 

В свободной деятельности, на занятиях, прогулках, режимных моментах мы наблюдали за детьми, общались индивидуально, заносили выводы в дневник наблюдений, чтобы определить уровень развития детей.

 

Вначале учебного года провели начальную диагностику.

 

 

Начальный мониторинг

Август 2017г.

 

Ф. Имя ребенка,

возраст

Развитие речи

Понимание речи

Активная речь

Группа развития

1

2

3

4

 

Тимур

2года

 

 

12мес.

 

10мес.

 

ниже V группа развития,

отстает на 6 эпикризных срока

 

 

Наташа

2года 1 мес.

 

1г. 6м.

 

1г. 3м.

IV группа (высокого риска), дисгармоничное

развитие, отстает на 3 эпикризных срока

 

Глеб

2г. 3мес.

 

1г. 6м.

 

1г. 3м.

IV группа (высокого риска), дисгармоничное

развитие, отстает на 3 эпикризных срока

 

Проанализировав уровень нервно-психического развития, нами были намечены задачи:

  • Ø создать условия для успешной адаптации;
  • Ø создать условия для эмоционального развития;
  • Ø укреплять и сохранять здоровье детей;
  • Ø развивать понимаемую и активную речь;
  • Ø спланировать коррекционную работу по развитию всех нервно-психических процессов;
  • Ø создать условия для комфортного пребывания ребенка в группе;
  • развивать ориентировочно-познавательную деятельность.

 

 

 

По результатам диагностики мной был составлен перспективный план (указан ниже) работ с детьми на год.

 

К концу первого полугодия провела диагностику уровня развития детей:

Промежуточный мониторинг

Февраль 2018г.

 

Ф. Имя ребенка,

возраст

Развитие речи

Понимание речи

Активная речь

Группа развития

1

2

3

4

 

Тимур

2г. 6м.

 

1г. 6мес.

 

1г.3 мес.

V группа (дисп. «Б»), дисгармоничное

развитие, отстает на 4 эпикризных срока

 

Наташа

2г. 7м.

 

1г. 9м.

 

1г. 6м.

IV группа (высокого риска), дисгармоничное

развитие, отстает на 3 эпикризных срока

 

Глеб

2г. 9м.

 

1г. 9м.

 

1г. 6м.

IV группа (высокого  риска), дисгармоничное

развитие, отстает на 3 эпикризных срока

 

Итоговый мониторинг

Август 2018г.

 

Ф. Имя ребенка,

возраст

Развитие речи

Понимание речи

Активная речь

Группа развития

1

2

3

4

 

 Тимур

 3года

 

2 года

 

1г.6 мес.

V группа (дисп. «Б»), дисгармоничное

развитие,

 отстает на 4 эпикризных срока

 

Наташа

3г. 1м.

 

2г.6мес.

 

2года

III группа(риска), дисгармоничное

развитие, отстает на 2 эпикризных срока

 

Глеб

3г. 3м.

 

2года

 

2года

III группа(риска), дисгармоничное

развитие, отстает на 2 эпикризных срока

 

 

 

Из мониторинга видно, что все дети дали положительную динамику в развитии речи. Тимур, Наташа и Глеб  улучшили группу развития. У всех детей стабилизировалось эмоциональное состояние, они стали с интересом заниматься, общаться друг с другом и взрослыми.

 

 

5 . Перспективный план работы по развитию речи на год.