Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5912 Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР как средство развития речи»

Опубликовано 23.04.2020


 

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 108»

(МБДОУ «Детский сад № 108)

603053,город Нижний Новгород, улица Героя Васильева, дом  18-А.

Тел/факс 253-15-20,ОКПО 71169820,ИНН 5256047092,КПП 525601001

e-mail: avtrmdou108@mail.ru

 

Педагогический опыт

 

Тема: Развитие мелкой моторики рук через дидактические игры и упражнения как средство развития речи у детей с ОНР

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

Подготовил: воспитатель группы коррекционной направленности

 для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Дубинкина А.Г.

                                                  

 

г. Нижний Новгород  2019г.

 

 

Актуальность опыта

Человек становится полноправным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта, когда осуществляется обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Все это невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор ребенка. Задача взрослых – помочь ему овладеть устной и письменной речью.

К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих нарушения развития речи.

Педагогами и психологами дошкольных учреждений и общеобразовательных школ отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспеваемости, недостаточной готовности к школьному обучению.

Заметно возросло количество коррекционных групп и классов, всевозможных реабилитационных центров, логопунктов и консультаций.

Грамматически неправильное, с морфологическими ошибками построение речи затрудняет общение, ограничивает процессы восприятия речевых образцов. Тяжелые речевые нарушения замедляют мыслительную деятельность, ведут к обеднению речи, снижению кругозора и адаптивного потенциала.

Расстройства речи, нарушая ее коммуникативную и познавательную функции, отрицательно влияют на формирование интеллекта ребенка, ведут к нарушению эмоционально-волевой сферы и, что особенно важно, отражаются на готовности к обучению, усвоению грамоты, затрудняют общение с окружающими, ограничивают формирование представлений, понятийных значений.

Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи выявлена недостаточная сформированность моторных функций Несовершенство развития наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в развитии тонких движений кистей и пальцев рук. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. От степени сформированности тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев рук отстает, задерживается и развитие речи .

Данная проблема заинтересовала меня. Работая воспитателем в дошкольном учреждении больше 15 лет (4 года из них в логопедической группе), мне часто приходилось сталкиваться с тем, какие трудности испытывают дети с нарушениями в развитии речи. Общение в детском коллективе, общение со взрослыми у них значительно затруднено, ведь порой окружающие просто не понимают, что говорит ребенок. А это приводит к переживаниям, у ребенка возникает ощущение дискомфорта. Родители часто жаловались, как трудно им в общении с таким ребенком (не у всех мам и пап хватало такта и терпения). Возникло огромное желание помочь таким детям, вооружить знаниями себя, поделиться знаниями с коллегами и родителями.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций. В том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 4-7 лет не теряет своей актуальности.

Что такое ОНР?

ОНР – общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразование.

Исследователи выявили у дошкольников с ОНР неуклюжесть, неловкость, слабость мимических движений, нарушения координации движений, быстроты и ловкости. В результате у воспитанников возникают затруднения при согласовании двигательного акта с пространственно-временными параметрами.

«Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н.А. Бернштейн).

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой и двигательной системами организма в процессе развития ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние на деятельность мозга, его функциональное состояние.

Исследованиями многих ученых показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики (Выготский Л.С., 1982; Горская И.Ю., 2000; Дворкин П.С., 2002; Карпова Н.В., 1997, А.В.Антакова-Фомина, Е.И.Исенина ) не вызывает разногласий в научной среде и тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи (Венгер Л.А., 1994; Жукова Н.С., 1994; Колпаковская И.К., 1961; Узорова О.В. , 2002 и др.).

Развитие пальцевой моторики подготавливает «почву» для последующего формирования и развития речи (Дудьев В.П., 1999).

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников с ОНР обедняет возможности освоения мира у таких детей (Крупенчук О.И., 2001). С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений рук и у детей с ОНР оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности (Филиппова С.О., 2001; Ткаченко Т.А., 1998). Все это обуславливает необходимость специально направленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук для дошкольников с ОНР на основе глубокого изучения особенностей их речевого развития. Вопрос о причинах возникновения общего недоразвития речи у дошкольников и на сегодняшний день является актуальным .

Японский врач Намикоси Токудзирро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы (Кольцова М.М., 1973), одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи.

М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Важными условиями выполнения специальных навыков учебной деятельности (прежде всего письма) также навыков, необходимым для осуществления художественно-графической, музыкальной, конструктивной и других видов деятельности, а также для полноценного развития тех отделов мозга ребёнка, которые функционально связаны с деятельностью рук, является способность ребёнка к произвольной регуляции мышечной активности и сформированности правильного способа захвата различных объектов.

Способность к необходимому распределению мышечного усилия при работе кистей рук и достаточная функциональная подвижность больших пальцев по отношению к остальным обеспечивают ребёнку высокую пластичность в сфере мелкой моторики.

Кроме того, само развитие мелкой моторики происходит в процессе овладения указанными видами деятельности (их операционно-технической стороной) и предметными средствами, необходимыми для их осуществления.

Немаловажен и тот факт, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих плохо развитую речь.

В ходе работы над данной проблемой обнаруживаются следующие противоречия:

-Между обоснованностью влияния развития мелкой моторики на целостность развития ребёнка и недостаточностью осознания педагогами использования нетрадиционных приёмов развития движений пальцев рук;

-Между необходимостью многократного выполнения упражнений на развитие мелкой моторики и отсутствием взаимосвязи этих упражнений с другими видами деятельности;

-Между стремлением педагога к организации непрерывного, последовательного процесса развития мелкой моторики рук, как одного из способов целостного развития ребёнка и педагогической некомпетентностью родителей в данном вопросе;

-В отсутствии взаимосвязи между реализуемой программой воспитания и образования дошкольников и существующей системой развития мелкой моторики.

 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании дополнительных условий, которые содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рук дошкольников.

 

Длительность работы над опытом

Исследования проводились в течении 2 лет и охватывало период с 2017 по 2019год и разделено на несколько этапов.

1 этап – Аналитико-диагностический (сентябрь 2017 – январь 2018), обнаружение проблемы: выявление уровня развития мелкой моторики детей с ОНР, поступивших в логопедическую группу; подбор диагностического материала; сравнительный анализ уровня развития речи и уровня развития мелкой моторики.

Методический инструментарий:

Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н. О. Озерецкий, Н. И.Гуревич

1)  тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук.

2)  тест «Смотай клубок» - оценка тонкой моторики пальцев рук.

3)  тест «Разложи спички по коробкам» - оценка тонкой моторики пальцев рук.

4)  тест «Разложи карточки» - оценка тонкой моторики пальцев рук.

2 этап: Практический (февраль 2018г. – апрель 2019г.)

  • В единой системе проводились
  • работа по проекту «Помоги мне сделать это самому»
  • развивающие занятия,
  • индивидуальная работа,
  • работа с родителями.
  • Разрабатывались
  • комплексы нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук,
  • корректировка тематического планирования с учётом предложенного направления деятельности по развитию мелкой моторики,
  • подбор игр и упражнений для формирования мелкой моторики рук,
  • составление циклограммы использования упражнений для развития мелкой моторики рук.

3 этап – Аналитико – обобщающий (апрель-май 2019)

  • подводился итог работы с детьми и родителями по проблеме,
  • контрольное тестирование уровня развития мелкой моторики рук у детей с ОНР
  • сравнительный анализ уровня развития речи и уровня развития мелкой моторики
  • обобщался опыт.

Тестирование на выявление у детей ОНР мною не проводилось, т. к. дети приходят в логопедическую группу с выставленным диагнозом. При проведении исследования учитывались данные диагностики уровня развития речи, проводимой логопедом, для проведения сравнительного анализа уровня развития речи и уровня развития тонкой моторики рук. Тестирование детей проводилось индивидуально в соответствии с выбранным методическим инструментарием по заданным параметрам.

 

Диапазоном опыта является единая система, представленная комплексами нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики, включёнными в разные виды детской деятельности, закреплёнными в тематическом планировании и реализуемыми на занятиях и в свободной деятельности в дошкольном учреждении.

На основе полученных данных мною была составлена модель работы по развитию мелкой моторике рук и выстроена система взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса

Важными звеньями в этой работе являются:

· соблюдение алгоритма работы;

· взаимодействие специалистов ДОУ;

· использование различных видов деятельности;

· сотрудничество с родителями (информирование их о важности работы, основных ее направлениях, правильной организации).

Подбирая игры и упражнения по формированию мелкой моторики рук, я пришла к выводу о необходимости учитывать и выполнять следующие правила:

- упражнения должны соответствовать уровню развития каждого ребенка;

- вызывать интерес у детей, доставлять им радость;

- обязательно присутствие игровой мотивации;

- упражнения должны нести обучающий характер;

- компетентность педагога;

- этические и личностные качества педагога.

В рамках изучения данной темы планирую совершенствовать формы работы с родителями.

В план своей работы я включила дальнейшее изучение темы развития речи дошкольников с ОНР, взаимосвязь между уровнем физического развития, физической подготовленности и уровнем развития речи.

 

Теоретическая база опыта

Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики и существенно влияет на развитие дошкольника.

Известный исследователь детской речи Кольцова М. М. в своей работе «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка» подробно раскрывает вопрос о важности развития мелкой моторики рук у детей. М.М. Кольцова рекомендует стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук. Она пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук.

На создание и использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук, меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.

Коррекционная работа с 4-7-летними детьми с диагнозом ОНР по праву считается одной из самых сложных в системе детских садов. Я считаю, что потенциальные возможности 4-7-летних детей с ОНР гораздо больше, нежели принято считать, но для того, чтобы этот потенциал раскрылся, нужен особый инструментарий, некий новый методический подход. Таким инструментарием стал в моём эксперименте метод Монтессори.

В книге М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому» автор пишет: «Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстаёт, то отстаёт и развитие речи». На протяжении исследовательского периода я создала проект «Помоги мне сделать это самому» , который рассчитан на развитие у детей 4-7 лет (разновозрастная логопедическая группа) сенсорных способностей, складывающихся в процессе развития восприятия, которое определяется усвоением и использованием в деятельности систем перцептивных действий и систем сенсорных эталонов.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. Она считала, что впечатления не только проникают в сознание ребенка, но и формируют его, подобно тому, как стакан придает форму воде. Но для формирования высших психических функций ребенку необходимо добывать знания из окружающего мира, поэтому дети с самого начала своей жизни стремятся стать активными и самостоятельными.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в специально подготовленной среде. Она считала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не педагог, а сам ребенок. И он же определял время работы с этим материалом и контролировал свои ошибки.

В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых разных направлениях культуры. Подготовленная среда учитывает моторные потребности ребенка. Она как бы подталкивает его к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания.

Способность делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться – все эти задачи решаются на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка по системе Марии Монтессори. Все вышеперечисленные аспекты педагогики Монтессори, на мой взгляд, отвечают потребностям детей с тяжелыми нарушениями речи, как особой категории детей, где раскрыть потенциал каждого ребенка не только первоочередная задача педагога, но и крайне трудновыполнимая.

В системе Монтессори разработано много специальных упражнений, позволяющих реализовать потребности ребёнка в каждый момент его развития.

Ключом развития сенсорных способностей является организация создания оригинального образовательного процесса по системе Марии Монтессори, построенного на признании за каждым ребенком прав на самостоятельность, на собственный темп работы и инновационные способы овладения знаниями.

Классические Монтессори - материалы научно структурированы и практичны. Монтессори – материалы позволили реализовать принцип самообучения; они устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Взрослым не нужно указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемляется. В рамках, определенных педагогом, ребенок может сам выбирать работу, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам.

 

Новизна опыта состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через внедрение комплексов нетрадиционных приёмов во все виды образовательной деятельности.

Комплексы нетрадиционных приёмов органично включены во все составляющие образовательного процесса (занятия, прогулки, свободную и самостоятельную игровую деятельность).

 

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Применение данного опыта возможно при использовании рекомендованных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений любого типа. Опыт обладает достаточной степенью технологичности, так как использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук возможно и необходимо в современных образовательных условиях в разных видах образовательной деятельности.

 

Технология опыта

Цель: раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, формируя специальные учебные навыки посредством развития мелкой моторики рук и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук.

Основные направления логопедической работы:

  • с детьми, имеющими первый уровень ОНР, важно развивать понимание речи, развивать активную подражательную деятельность в виде произношения звуковых сочетаний, развивать внимание и память;
  • детей на втором уровне ОНР обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания;
  • для детей третьего уровня ОНР - дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

Правильное понимание причин и механизмов возникновения ОНР необходимо для отбора детей в специальные дошкольные учреждения, в специализированные логопедические группы и для выбора оптимальных приемов коррекционной работы.

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников – актуальная задача. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка.

Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:

  • исходя из данных, полученных в процессе анализа литературных источников, сформулировать гипотезу о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук.
  • подбор необходимых методик для проведения диагностики.
  • проведение диагностики при поступлении в логопедическую группу.
  • обработка полученных данных. Обсуждение полученных результатов.
  • подбор игр и упражнений по формированию мелкой моторики рук.
  • разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук дошкольников;
  • формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;
  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
  • учить действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и учить самостоятельно выполнять поставленные задачи, контролировать собственные действия.
  • совершенствование движений рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей; во время выполнения заданий дети закрепляют такие понятия, как форма, цвет, размер постоянно проговаривая слова, что способствует формированию, обогащению словаря, закреплению лексических терминов;
  • повышение уровня речевого развития детей;
  • создание эмоционально положительного настроя;
  • развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;
  • создание предметно – развивающей среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
  • составление циклограммы использования упражнений по формированию мелкой моторики.
  • выработка практических рекомендаций для педагогов и родителей по использованию этих игр.
  • оформление рекомендаций по работе с родителями.
  • повторная диагностика.

Основным направлением является работа с детьми при условии эффективного взаимодействия с родителями. Опыт моей работы показал, что сотрудничество родителей и педагогов приносит более эффективный результат по коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР. Часто мне приходилось сталкиваться с тем, что родители не уделяют должного внимания работе над речевыми нарушениями у детей. Это бывает по разным причинам: некоторые родители не слышат недостатки речи своих детей, другие – не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но для меня важно обрести партнеров в лице родителей своих воспитанников. Просветительская работа среди родителей просто необходима.

Работая над проблемой формирования мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР, я столкнулась с большим удивлением и недоумением родителей – как развитие мелкой моторики может влиять на развитие речи? Это привело меня к необходимости составления плана работы с родителями, с использованием нетрадиционных форм и методов работы.

Не все родители серьезно восприняли важность этой проблемы. А те, кто проявил интерес, стали моими единомышленниками.

В работе использовался весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивало возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирал ту деятельность, которая отвечала его склонностям и интересам, развивая личность.

Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной.

Для реализации поставленных задач в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторике рук, использовались разные формы организации деятельности детей.

Работа с детьми

  • пальчиковые игры (со скороговорками, со стихами, физминутки, пальчиковая гимнастика);
  • работа с крупой («помоги золушке перебрать крупу», рисунок на крупе);
  • аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек);
  • шнуровка;
  • работа с бумагой;
  • цветы из шерстяных ниток;
  • штриховка;
  • обведи рисунок по контуру;
  • графические диктанты;
  • закончи рисунок;
  • лепка с использованием природного материала;
  • работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;
  • работа в занимательных прописях для дошкольников;
  • рисование по трафаретам;
  • работа с водой (переливание воды пипетками);
  • выкладывание из спичек;
  • дидактические игры и упражнения, с использованием разнообразного материала: бросового, природного, хозяйственно – бытового;
  • самомассаж кистей и пальцев рук с природным, бросовым и подручным материалом.

Работа с родителями

консультация (папка передвижка);

  • родительские собрания;
  • изготовление пособий;
  • практические мероприятия;
  • совместное изготовление работ к выставкам;
  • мастер- класс для родителей;

Работа с педагогами:

  • консультация;
  • выставка книг и пособий.