Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5939 Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

Опубликовано 27.04.2020

 

 

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста

 

Автор: Бурмакова Татьяна Николаевна

воспитатель МБДОУ№96 г. Красноярск

 

Аннотация: в статье представлен анализ роли дидактической игры как психологического и педагогического инструмента в обучении детей раннего возраста; определены достоинства и возможности применения данной формы обучения в практической деятельности.

Ключевые слова и фразы: ранний возраст, дидактическая игра, форма обучения, познавательный опыт.

Специалисты отмечают, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Применение дидактической игры в системе обучения детей раннего возраста дает возможность развития восприятия у детей, формирования определенных знаний или навыков, а также важных качеств. В связи с этим, изучение дидактической игры с точки зрения применения ее относительно детей раннего возраста является важным и актуальным.

И. В. Халина отмечает, что под дидактической игрой необходимо понимать игру, направленную на получение определенных знаний или навыков [2].

В свою очередь, Т. Гибадулина отмечает, что дидактические игры представляют собой эффективное средство, направленное на повышение уровня познавательного интереса к тому или иному явлению, предмету или процессу. Кроме того, дидактические игры повышают уровень интереса ребенка к получению знаний, навыков или умений, поскольку процесс применения дидактической игры является для ребенком не только познавательным, но и интересным и занимательным [1].

Специалисты отмечают, что дидактические игры для детей раннего возраста могут быть разделены на три группы.

К первой группе относятся игры, которые предполагают активное использование каких-либо предметов. При совершении определенных условий, которые предусматривает игра, малыш узнает свойства предмета, особенности его применения. Так например, зная свойства, ребенок легко может собирать пирамидку.

Ко второй группе принято относить настольные игры. В данном случае идет развитие наглядного и действенного мышления. Целью в данном случае является обучение не только игре с предметом, но и с изображениями на нем. Сюда можно отнести парные картинки, сборку пазлов, волшебные коврики. Все эти игры способствуют не только развитию навыков по их использованию, но и воображению.

Третью группу составляют словесные игры. Цель таких игр заключается в развитии речи ребенка. В процессе игры у детей формируется слуховое внимание, навык прислушиваться к звукам речи. Такие игры направлены на повторение и заучивание слов и словосочетаний.

Организуя дидактическую игру с детьми раннего возраста обязательно осуществляется показ игровых действий, знакомство с функцией игрушки, проговариваются конкретные игровые ситуации; используется разнообразный наглядно- игровой материал и постепенное усложнение игрового содержания. Использование потешек, загадок, художественного слова – привлекает малышей. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, сохраняйте игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата.  Во время проведения дидактических игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы. Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста. Познавательный опыт детей, раннего возраста, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение знаний о свойствах и назначении предметов, на расширение представлений об окружающем мире, а также сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых она - средство развития детей, а для детей - игра.

Библиография:

  1. Гибадулина Т. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста / Т. Гибадулина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-kak-forma-obuchenija-detei-ranego-vozrasta.html
  2. Халина И. В. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста / И. В. Халина // Альманах мировой науки. – 2017. – № 4-2 (19). – С. 28-30.