Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5947 «Русские богатыри».

Опубликовано 29.04.2020
Власова Марина Анатольевна
воспитатель
МАДОУ №3 г. Ленинск-Кузнецкий

 

Конспект образовательной деятельности

Тема: «Русские богатыри».

СКАЧАТЬ (с картинками)

Группа: подготовительная.

Образовательная область: Художественное эстетическое развитие.

Вид продуктивной деятельности: рисование.

Интеграция видов деятельности: социализация, труд, познание, коммуникация, чтение худ. литературы, художественное творчество.

Форма проведения: фронтальное занятие.

Задачи:

Образовательные: Дать детям представление о богатырях – защитниках Древней Руси: познакомить с оружием богатырей, знакомство с картиной В.М.Васнецова «Три богатыря».

Развивающие: ввести в словарь новые слова: «меч», «булова», «палица», «кистень», «щит». Развивать память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

Оборудование: иллюстрация картины В.М.Васнецова «Три богатыря», иллюстрация богатыря Древней Руси, карточки с изображением оружия богатырей (меч, булова, палица, щит, копье), иллюстрация камня с надписью, силуэты богатырей без доспехов, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Предварительная работа: чтение отрывков из былин о богатырях, заучивание стихов, пословиц, просмотр мультфильмов.

1 этап (мотивационно-ориентировочный)

В давние – давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. Они разоряли сёла и деревни, увозили с собой награбленное богатства. И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри - защитники. 

Воспитатель:

- Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

- Какими были богатыри?

- А откуда мы с вами узнали о богатырях? (из былин, русских народных сказок)

- Что такое былины?

- Мы с вами уже прочитали много сказок и былин о богатырях русской земли. Как звали самых известных богатырей (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич). Но не только в сказках и былинах воспевали русских богатырей. А еще и разные художники писали о богатырях русских свои картины.

2 этап (Поисковый)

Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Три богатыря». Воспитатель задает вопросы по картине : Что изображено на картине? Во что одеты богатыри? Какие эмоции вызывает картина у детей?

Просит описать по характеру богатырей. Воспитатель обобщает ответы детей.

На картине изображены три русских богатыря, знаменитые герои народных былин. Они изображены на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Илья Муромец могущий воин. В нем сочетается сила, и великодушие.  Он всматривается в даль. Ни один враг не может уйти от его пристального взгляда.

Добрыня Никитич был очень образованным и мужественным человеком. Посмотрите, он вынимает меч из ножен с готовностью броситься в бой в любую минуту. 

Алеша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображен с луком и стрелами в руках, а еще к его седлу прикреплены гусли, что говорит о том, что он не только бесстрашный войн, но и песенник, весельчак.

Все богатыри сидят на конях, это их надежные друзья. Они тоже сильные, смелые.

Давайте вспомним, пословицы о доблести и любви к Родине, организуется игра «Назови пословицу» по кругу с мячом. Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.

Физкульт. минутка:

Богатырь – вот он каков:  (Дети стоят в кругу)

              Он силен, он здоров,        (Показываю силача)

              Он из лука стрелял,          (Показывают стрельбу из лука)

              Метко палицу бросал,     (Выполняют замах и бросок)

             На границе стоял,            (Показывают)

             Зорко-зорко наблюдал,    (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

             Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

             Станем, как богатыри!    (Руки на пояс)

 

Воспитатель:

- Ребята вы хотите стать богатырями?

- А теперь мы с вами отправляемся в путь – дорогу, но посмотрите перед нами распутье, т.е дороги расходятся в разные стороны. Нам предстоит выбрать дорогу, по которой мы пойдем. В сказках богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот послушайте, что выбирали наши герои.

(воспитатель читает надпись на камне)

Ехать направо – деньги и слава

Ехать налево – конь пропадает

Если упрямо движешься прямо –

Голову сложишь,

Значит вперед!

 

И какой же путь всегда выбирали богатыри.? Почему богатыри всегда выбирали самый опасный и самый трудный путь, как вы думаете?

Богатыри всегда были уверены в победе и знали, что они сильные и идут на правое дело – на защиту слабых и обиженных. Мы с вами какой путь выберем? (ответы детей)

3 этап (Практический)

В дверь стучаться. Заходит бабушка и просит о помощи собрать дружину для защиты Руси от врагов. Дает детям рисунки богатырей без доспехов и оружия. Просит ребят облачить богатырей в доспехи, дать им оружия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть оружия богатырей: меч, булава, кистень, щит, копье, просит детей повторить название. Для чего нужен щит, шлем, кольчуга? Затем дети самостоятельно раскрашивают богатырей и дорисовывают им доспехи и оружия.

4 этап (Рефлексивно-оценочный)

Дети анализируют свои работы и работы сверстников. Бабушка благодарит детей за проделанную работу.

 

 

Дополнительный материал:

Пословицы и поговорки

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Смелость города берет.

Где смелость, там и победа.

Смелый перед мечом голову не склонит.

Счастье всегда на стороне отважных.

Где отвага, там и победа.

Отвага — половина победы.

 

Картинки с изображением богатырей

 

 

 

Картинки доспехов русских богатырей

 

 

 

 

 

Стихи о русских богатырях

1.Воином быть совсем не просто,

И я, друзья, скажу вам так,

Что быть отважным, сильным, ловким,

Поверьте, это не пустяк!

 

2. Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

3. Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

 

4. А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

 

Загадки

1.Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

 

2.Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

 

3. Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

 

4. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)