Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Костромы
«Центр развития ребёнка – Детский сад №73»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему "Спешим на помощь другу"
с детьми старшей группы
с использованием технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” (В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая).
Подготовила и провела:
Жигалова Галина Геннадьевна,
воспитатель
2018
Тема: Спешим на помощь другу.
Группа: старшая группа общеразвивающей направленности.
Предмет: математическое развитие.
Тип занятия: закрепление ранее приобретенных знаний и умений.
Цель: развитие математических способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В. Воскобовича.
Программные задачи:
Стимулирующие деятельность:
- создать у детей положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
обучающие:
- продолжать формировать умение детей:
- составлять число 5 из двух меньших;
- умение пользоваться цифрами для обозначения количества в пределах первого десятка;
- закреплять умения детей:
- определять геометрические фигуры по заданным признакам;
- конструировать фигуры по точкам координатной сетки;
- умение выделять структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы);
- расширять представления детей о четырёхугольниках (ромб);
- упражнять детей в количественном счете в пределах первого десятка, в умении увеличивать число на один;
- формировать умение детей ориентироваться в пространстве, на плоскости;
развивающие:
- развивать конструктивные способности детей: умение составлять цифру из частей путём накладывания пластинок друг на друга и на образец;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
- развивать познавательную активность, любознательность;
- развивать у детей мелкую моторику.
воспитательные:
- воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации;
- воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников;
- формировать правильную осанку у детей в процессе выполнения заданий за столом.
- воспитывать самостоятельность детей, умение находить способы решения поставленных задач;
Интегрируемые образовательные области: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы:
словесные: художественное слово, беседа, вопросы, объяснение, пояснения, указания, поощрение;
наглядные: показ действий, рассматривание карты-схемы;
игровые: воображаемая игровая ситуация «Мы в фиолетовом лесу»;
практические: выполнение практических упражнений: выкладывание цифры, геометрических фигур, физкультминутка.
Оборудование и материалы:
техническое оснащение: магнитофон, звукозапись «Письмо от малыша Гео», мяч;
демонстрационный материал: карта-схема, ворота, цифра 5, яблоня; картинки с изображением малыша Гео, гномиков.
раздаточный материал:цифры «зверята-цифрята», красные и желтые яблоки с семечками, игры Воскобовича «Прозрачная цифра», «Геоконт».
Предварительная работа
Образовательные области |
- Совместная образовательная деятельность с детьми |
- Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие |
- рассматривание и определение формы предметов, которые нас окружают; - математические игры: «Найди пару», «Считай дальше» «Назови предметы круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы»; - выкладывание цифр, геометрических фигур с помощью игр В. Воскобовича «Прозрачная цифра», «Геоконт»; -знакомство с игрой «Забавные цифры из цифро-цирка» |
- предложить родителям дома рассмотреть с детьми предметы быта, определить и назвать геометрическую форму |
Социально – коммуникативное развитие |
- беседа о дружбе и друзьях; - дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»; - коммуникативная игра «Клубочек» |
- предложить родителям объяснить детям смысл пословицы «Друг познаётся в беде» |
Художественно – эстетическое развитие |
- НОД Аппликация «Веселый петрушка» (из геометрических фигур); «Укрась салфетку геометрическим узором»; - чтение сказки В. Воскобовича «Фиолетовый лес» (знакомство с персонажами сказки); - разучивание пословиц, поговорок о дружбе, «волшебных слов» |
- предложить родителям повторить с детьми пословицы, поговорки о дружбе |
Физическое развитие |
- координация речи с движением «Дружная семейка» |
- домашняя игротека: «Кто что делает» - скажи и покажи |
План непосредственно образовательной деятельности.
1 этап Вводно-организационный
|
Организация детей на предстоящую деятельность: «Блиц-опрос о дружбе». Введение в тему, мотивирование к дальнейшей деятельности: помочь Малышу Гео освободиться от заточения в замке. |
3 минуты |
2 этап Основной
|
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми: принятие решения помочь малышу Гео: отправиться в Фиолетовый лес, чтобы расколдовать гномов и с помощью гномов освободить Гео. Закрепление знаний и навыков, приобретённых детьми ранее в совместной и самостоятельной деятельности. - Выполнение детьми заданий, с помощью которых помогают расколдовать гномов, опираясь на карту - схему: игра «Составь число 5 из двух меньших», «Выложи цифру», решение логических задач, конструирование геометрических фигур. Снятие эмоционального и физического напряжения - Физкультминутка «Спортивная тренировка». |
20 минут |
3 этап Заключительный |
Подведение итога деятельности: игровое упражнение «Что нам помогло освободить Гео?» Выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой деятельности |
2 минуты
|
Ход деятельности:
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Воспитатель: К тебе я обращаюсь, друг! Вставай скорее с нами в круг. Почувствуй радость и тепло, И как с друзьями хорошо! - Дети, почему хорошо, когда рядом друзья? |
Дети встают около воспитателя Ответы детей - Друзья всегда придут на помощь. - Друзья поделятся игрушкой, конфеткой - Друзья помогут тебе, когда бывает грустно и т д. |
- Дети, я сегодня узнала, что одному из наших друзей требуется помощь. Малыш Гео прислал нам звуковое письмо. Послушайте. «В Фиолетовом лесу случилась беда –злой колдун заколдовал всех гномов Фиолетового Леса, а меня заточил в своем замке. На дверях замка висит большой замок, а открыть его могут только гномы. Помогите!!! Воспитатель: - Дети, о чём нас просит малыш Гео?
- Как мы можем помочь нашему другу?
|
Дети слушают звукозапись.
Ответы детей - Малыш Гео просит помочь освободить его. - Нам нужно попасть в Фиолетовый лес, расколдовать гномиков, они откроют замок и освободят нашего друга. |
Воспитатель: - Мы конечно же поможем нашему другу Гео. Только, когда мы попадем в Фиолетовый лес, злой колдун может нас заметить и помешает нам расколдовать гномов. - Подумайте, что мы можем сделать, чтобы нас колдун не заметил? |
Ответы детей - Можно надеть шапку невидимку и стать невидимыми. - Нам нужно в какого- нибудь превратиться, можно превратиться в бабочек, маленьких паучков и т.д. |
Воспитатель: - Дети, мы будем в лесу, как вы думаете в кого нам лучше превратиться, чтобы быть незаметными? - Фиолетовый лес – сказочный лес и звери там тоже сказочные. Может нам превратиться в сказочных зверят-цифрят? - Согласны? |
Ответы детей: - В зверей, птиц, насекомых. - В лесных жителей.
- Согласны. |
Воспитатель: - Раз, два, три повернись, в зверят – цифрят превратись. - Дети, подходите к столу, возьмите и наденьте медальки с цифрами. Воспитатель помогает надеть детям медальки – цифры. |
Дети поворачиваются вокруг себя, подходят к столу и берут медальки – цифры.
|
Воспитатель: - Вместе с письмом Гео прислал карту, которая поможет нам найти и расколдовать гномов, если мы правильно выполним задания злого волшебника. Вот она! (на мольберт выставляется карта) |
Дети рассматривают карту на молдьберте. |
Воспитатель: - Посмотрите на карту. О том, куда мы сначала должны попасть в Фиолетовом лесу, говорит цифра 1. Что же это? |
Ответы детей: - Это ворота. |
- Давайте скорее все вместе закроем глаза, повернёмся вокруг себя, дружно произнесём волшебные слова и попадём в Фиолетовый лес. |
Дети произносят «волшебные слова». Глазки с вами мы закроем. Кулачками постучим, Ножкой топнем: раз, два, три, Фио-фио-фио-фи, В фиолетовый лес попади. |
Воспитатель: - Вот мы и в лесу. (На ковролиновой доске «появляется» Фиолетовый лес) - Тут ворота на пути, надо через них пройти. Пройдя через волшебные ворота, мы расколдуем одного гномика. - Посмотрите, какая цифра видна наверху на воротах? - Обратите внимание на цвет цифры и догадайтесь, какого мы гномика расколдуем? |
Ответы детей: - Цифра 5.
- Гномика Кохле. |
Воспитатель: - Молодцы, правильно! - Дети, пройти через ворота сможет тот, кто составит число 5 из двух меньших. - Посмотрите внимательно на свою цифру и найдите свою пару. Вместе у вас должно получиться число 5. - Пару ты скорей найди Возле ворот остановись! |
Дети находят пару и останавливаются возле ворот. |
Воспитатель: - Дети, расскажите, как у вас получилось число 5? - Молодцы, правильно справились с заданием. - А теперь смелее проходите через волшебные ворота. - А вот и гномик. (На ковролиновой доске появляется гном Кохле.) |
Ответы детей: - 5 это 2 и 3. - 5 это 1 и 4 и т.д.
Дети проходят через ворота.
|
Воспитатель: - Дети, посмотрите на карту. Цифра 2 показывает, куда дальше лежит наш путь. - Куда мы с вами отправимся? По дорожке мы пойдём Не спешим, не отстаём Выше ноги поднимаем И друг другу не мешаем. |
Дети рассматривают карту. Ответы детей:
- К яблоне. |
Воспитатель: - Перед нами яблоня с яблоками. Яблоки на яблоне непростые, а с секретом. Нам надо узнать, сколько семечек в яблоках и показать нужную цифру. Вы знаете, как это сделать? |
Ответы детей: - Семечки надо посчитать и показать нужную цифру. |
Воспитатель: - А секрет вот в чём: тем, кто возьмёт красное яблоко, семечки нужно посчитать и цифру показать. Тем, кто возьмёт жёлтое яблоко, семечки нужно посчитать и цифру на один больше показать. В этом нам поможет прозрачная цифра. - Подумайте, кто какого цвета возьмет яблоко. |
Дети слушают задание.
Дети выбирают яблоко, садятся за столы, |
Воспитатель: - Дети, у кого красные яблоки, вспомните, что вам надо сделать? - Дети, у кого желтые яблоки, какое задание вам нужно выполнить? - Молодцы! Приступайте. |
Ответы детей: - Семечки нужно посчитать и цифру показать. - Семечки нужно посчитать и цифру на один больше показать. Дети считают и выкладывают нужную цифру с помощью «Прозрачной цифры» |
Воспитатель: - Те дети, у которых красные яблоки, назовите количество семечек в яблоке и цифру, которые вы выложили. - Те дети, у которых жёлтые яблоки, назовите количество семечек в яблоке и цифру, которую вы выложили. |
Ответы детей. |
Воспитатель: - Молодцы, с этим заданием вы тоже справились, а вот и гномики, которых мы расколдовали. Как их зовут? (На ковролиновой доске появляются гномы Охле и Желе.) |
Дети смотрят наковролиновую доску. Ответы детей: - Охле и Желе. |
Воспитатель: Дети, мы продолжим наш путь, а сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Чтобы сильным стать и ловким приступаем к тренировке. Раз! Шагаем все на месте. Два! Руками машем вместе,
Три! Присели, дружно встали. Все за ушком почесали. На «четыре» потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд, Зашагали, как отряд. |
Выходят из - за столов, подходят к воспитателю. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
- шагают на месте, - руки перед собой, выполняем движение - «ножницы», - приседают, встают, - чешут за ухом, - руки вверх поднимают, затем на пояс, - прогибаются, наклоняются вперед, - встают прямо, руки опускают, - шагают. |
Воспитатель: - Отдохнули! Молодцы! - Дети, посмотрите на карту. Куда нам идти дальше? На что указывает цифра 3? |
Дети рассматривают карту. Ответы детей: - На карте нарисован мяч.
|
Воспитатель: - Правильно, чтобы расколдовать гномиков Зеле и Геле, надо решить умные задачки, а поможет нам веселый, звонкий мяч, будьте внимательны! - Готовы? Игра с мячом: - Какое сейчас время года? - Сколько орехов в пустом стакане? - Сколько яблок растет на березе? - Какой сегодня день недели? - Сколько ушей у 2х мышей? - Сколько цветов у радуги? - Сколько частей в сутках? - На берёзе висело 2 яблока, одно упало, сколько яблок осталось на берёзе? - Сколько колес у машины? - Сколько углов у треугольника? - Сколько углов у круга? - Сколько сторон у квадрата? |
Дети слушают задание.
- Да.
- Зима. - Ни одного. - Ни одного. - Вторник. - 4 - 7 - 4 - Ни одного.
- 4 - 3 - Ни одного. - 4 |
Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились! (На ковролиновой доске появляются гномики Зеле, Геле) - Дети, как гномиков зовут? |
Дети смотрят на ковролиновую доску.
- Зеле и Геле. |
Воспитатель: Дети, посмотрите на карту. Куда нам идти дальше? На что указывает цифра 4? - Продолжаем наш путь. По дорожке мы пойдём Не спешим, не отстаём Выше ноги поднимаем И друг другу не мешаем. |
Ответы детей: - К паутине паука Юка. |
Воспитатель: - Гномиков Селе и Фи мы сможем расколдовать, если восстановим паутинку паука Юка. В этом нам помогут геометрические фигуры и Геоконт. - Проходите к своим местам и садитесь. - Отгадайте загадку, а отгадку выложите на Геоконте с помощью красной резинки. Он давно знаком со мной. Каждый угол в нем прямой. Четыре угла и четыре стороны. Все 4 стороны одинаковой длины. С помощью синей резинки выложите следующую отгадку. У меня углы прямые, Как и у квадрата. Но длина у двух сторон Разная, ребята. Знает меня каждый школьник. Я зовусь… (прямоугольник) |
Дети садятся за столы, отгадывают загадки и выкладывают на Геоконте геометрические фигуры. |
Воспитатель: - Дети, как по-другому можно назвать квадрат и прямоугольник? - Почему квадрат и прямоугольник называют четырёхугольниками? |
Ответы детей: - Четырёхугольники
- У этих фигур 4 угла.
|
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, есть ли ещё фигуры, которые можно назвать четырёхугольниками? - Сейчас мы это выясним. |
Ответы детей:
|
Воспитатель: - Возьмите зелёную резинку и натяните на гвоздики белый 4-синий 3- зелёный 4- оранжевый 3. - Сосчитайте, сколько у фигуры углов? Сторон? - У фигуры 4 угла, значит это? - Может кто-то из детей знает, как называется эта фигура? - Как одним словом можно назвать квадрат, прямоугольник и ромб. |
Слуховой диктант. Дети на Геоконте выкладывают ромб.
Ответы детей: - Четыре угла. Четыре стороны.
- Четырёхугольник.
- Ромб. - Четырёхугольники.
|
Воспитатель: - Дети, посмотрите, у нас получилась паутинка и мы расколдовали гномиков. Как их зовут? На ковролиновой доске появляются гномы Селе и Фи. Воспитатель: - Дети, мы справились со всеми заданиями и расколдовали всех гномиков. - Посмотрите все гномики в сборе. (На ковролиновой доске появляются все 7 гномов) - Но, чтобы открыть замок и освободить нашего друга Гео, нужно произнести волшебное заклинание. - Давайте, все вместе с гномами дружно скажем волшебное заклинание. |
Ответы детей: - Селе и Фи.
Дети призносят «волшебные слова». - Кохле - Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи. Нашего друга освободи.
|
(На ковролиновой доске появляется малыш Гео. Воспитатель: - Гео благодарит нас за помощь, а нам пора прощаться с малышом Гео, Гномиками и Фиолетовым лесом. Прощай фиолетовый лес, Полный сказочных чудес! Подружились мы с тобой, Но пора нам всем домой. - Давайте скорее все вместе закроем глаза, повернёмся вокруг себя, дружно еще раз произнесём волшебное заклинание. |
Дети смотрят на ковролиновую доску.
Дети произносят «волшебные слова». Глазки с вами мы закроем. Кулачками постучим, Ножкой топнем: раз, два, три, Фио-фио-фио-фи, В детский сад попади. |
Воспитатель: - Дети, мы с вами вернулись в детский сад. Где мы были. - Зачем мы туда ходили?
- Вы смогли помочь Гео?
- Как вы это сделали?
- Что помогло вам выполнить задания злого волшебника?
Воспитатель: - Молодцы, ваша дружба, доброта, отзывчивость, смелость помогли справиться с трудностями и помочь своему другу. Пусть наша добрая улыбка Согреет всех своим теплом Напомнит нам, как важно в жизни Делиться счастьем и добром! |
Ответы детей: - В фиолетовом лесу.
- Нам надо было расколдовать гномов и освободить своего друга Гео. - Да, мы помогли Гео выбраться из замка. - Мы выполнили все задания злого волшебника. - Мы знаем геометрические фигуры, умеем считать, выкладывать цифры и т.д.
|