Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7320 Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Спешим на помощь другу" с детьми старшей группы с использованием технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “С

Опубликовано 21.08.2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Костромы

«Центр развития ребёнка – Детский сад  №73»

 
 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему "Спешим на помощь другу"

с детьми старшей группы

с использованием технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры”  (В.В. Воскобович, Т.Г.  Харько, Т.И. Балацкая).


 

 

Подготовила и провела:

Жигалова Галина Геннадьевна,

воспитатель


 

 

2018

Тема:  Спешим на помощь другу.

Группа: старшая группа общеразвивающей направленности.

Предмет: математическое развитие.

Тип занятия: закрепление ранее приобретенных знаний и умений.

Цель:  развитие математических способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием логико-математических игр В.В. Воскобовича.

Программные задачи:

 Стимулирующие деятельность:

-       создать у детей положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

обучающие:

-       продолжать формировать умение детей:

  • составлять число 5 из двух меньших;
  • умение пользоваться цифрами для обозначения количества в пределах первого десятка;

-       закреплять умения детей:

  • определять геометрические фигуры по заданным признакам;
  • конструировать фигуры по точкам координатной сетки;
  • умение выделять структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы);

-       расширять представления детей о четырёхугольниках (ромб);

-       упражнять детей в количественном счете в пределах первого десятка,  в умении увеличивать  число на один;

-       формировать умение детей ориентироваться в пространстве, на плоскости;

развивающие:

-       развивать конструктивные способности детей: умение составлять цифру из частей путём накладывания пластинок друг на друга и на образец;

-       развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

-       развивать познавательную активность, любознательность;

-       развивать у детей мелкую моторику.

воспитательные:

-             воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации;

-            воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников;

-             формировать  правильную осанку у  детей в процессе выполнения заданий за столом.

-            воспитывать самостоятельность детей, умение находить способы решения поставленных задач;

Интегрируемые образовательные области:  художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие,  социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы:

словесные: художественное слово,  беседа, вопросы, объяснение, пояснения, указания, поощрение;

наглядные: показ действий, рассматривание карты-схемы;  

игровые: воображаемая игровая ситуация «Мы в фиолетовом лесу»;

практические: выполнение практических упражнений: выкладывание цифры, геометрических фигур, физкультминутка.

Оборудование и материалы:

техническое оснащение: магнитофон, звукозапись «Письмо от малыша Гео», мяч;

демонстрационный материал: карта-схема, ворота, цифра 5, яблоня; картинки с изображением малыша Гео, гномиков.

раздаточный материал:цифры «зверята-цифрята», красные и желтые яблоки с семечками, игры Воскобовича «Прозрачная цифра», «Геоконт».

 

Предварительная работа

Образовательные области

-            Совместная образовательная деятельность с детьми

-            Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

-  рассматривание и определение формы предметов, которые нас окружают;

- математические игры: «Найди пару», «Считай дальше» «Назови предметы круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы»;

- выкладывание цифр, геометрических фигур с помощью игр  В. Воскобовича «Прозрачная цифра», «Геоконт»;

-знакомство с игрой «Забавные цифры из цифро-цирка»

- предложить родителям дома рассмотреть с детьми предметы быта, определить и назвать геометрическую  форму

Социально – коммуникативное развитие

-  беседа о дружбе и друзьях;

- дидактическая игра «Что такое    хорошо и что такое плохо»;

- коммуникативная игра «Клубочек»

- предложить родителям   объяснить детям смысл пословицы «Друг познаётся в беде»

Художественно – эстетическое развитие

- НОД  Аппликация «Веселый петрушка» (из геометрических фигур); «Укрась салфетку геометрическим  узором»;

- чтение сказки В. Воскобовича «Фиолетовый лес» (знакомство с персонажами сказки);

-  разучивание пословиц, поговорок о дружбе, «волшебных слов»

- предложить родителям повторить с детьми пословицы, поговорки о дружбе

Физическое развитие

- координация речи с движением «Дружная семейка»

- домашняя игротека:  «Кто   что делает» - скажи и покажи

 

План непосредственно образовательной деятельности.

1 этап

Вводно-организационный

 

Организация детей на предстоящую деятельность: «Блиц-опрос о дружбе».

Введение в тему, мотивирование к дальнейшей деятельности: помочь Малышу Гео освободиться от заточения в замке.

3 минуты

2 этап

Основной

 

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми: принятие решения помочь малышу Гео: отправиться в Фиолетовый лес, чтобы расколдовать гномов и с помощью гномов освободить Гео.

Закрепление знаний и навыков, приобретённых детьми ранее в совместной и самостоятельной деятельности.

-    Выполнение детьми заданий, с помощью которых помогают расколдовать гномов, опираясь на карту - схему: игра «Составь число 5 из двух меньших», «Выложи цифру», решение логических задач, конструирование геометрических фигур.

Снятие эмоционального и физического напряжения

-    Физкультминутка «Спортивная тренировка».

20 минут

3 этап

Заключительный

Подведение итога деятельности: игровое упражнение «Что нам помогло освободить Гео?»

Выход из деятельности, переход к самостоятельной игровой деятельности

2 минуты

 

 

 

Ход деятельности:

       Деятельность педагога

Деятельность детей

Воспитатель:

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в круг.

Почувствуй радость и тепло,

И как с друзьями хорошо!

-     Дети, почему хорошо, когда рядом друзья?

Дети встают около воспитателя

Ответы детей

- Друзья всегда придут на помощь.

- Друзья поделятся игрушкой, конфеткой

- Друзья помогут тебе, когда бывает  грустно и т д.

-     Дети, я сегодня узнала, что  одному из наших друзей  требуется помощь. Малыш Гео прислал нам звуковое письмо. Послушайте.

«В Фиолетовом лесу случилась беда –злой колдун заколдовал  всех гномов Фиолетового Леса, а меня заточил в своем замке. На дверях замка висит большой замок, а открыть его могут только гномы. Помогите!!!

Воспитатель:

-     Дети, о чём нас просит малыш Гео?

 

-     Как мы можем помочь нашему другу?

 

Дети слушают звукозапись.

     

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

-     Малыш Гео просит помочь освободить его.

-     Нам нужно попасть в Фиолетовый лес, расколдовать гномиков, они  откроют замок и освободят  нашего друга.

Воспитатель:

-     Мы конечно же поможем нашему другу Гео. Только, когда мы попадем в Фиолетовый лес, злой колдун может нас заметить и помешает нам расколдовать гномов.

-     Подумайте, что мы можем сделать, чтобы нас колдун не заметил?

Ответы детей

- Можно надеть  шапку невидимку и стать невидимыми.

- Нам нужно в какого- нибудь превратиться, можно превратиться в бабочек,  маленьких паучков и т.д.

Воспитатель:

-     Дети, мы будем в лесу, как вы думаете в кого нам лучше превратиться, чтобы быть незаметными?

-     Фиолетовый лес – сказочный лес и звери там тоже сказочные. Может нам превратиться в сказочных зверят-цифрят?

-     Согласны?

Ответы детей:

-  В зверей, птиц, насекомых.

-  В лесных жителей.

 

 

 

 

-  Согласны.

Воспитатель:

-       Раз, два, три повернись, в зверят – цифрят превратись.

-       Дети, подходите к столу,  возьмите и наденьте  медальки с цифрами.

Воспитатель помогает надеть детям медальки – цифры.

Дети  поворачиваются вокруг себя, подходят к столу и   берут медальки – цифры.

 

Воспитатель:

-     Вместе с письмом Гео прислал карту, которая поможет нам найти и расколдовать гномов, если мы правильно выполним задания злого волшебника. Вот она! (на мольберт выставляется карта)

Дети рассматривают карту на молдьберте.

Воспитатель:

-     Посмотрите на карту. О том, куда мы сначала должны попасть в Фиолетовом лесу, говорит цифра 1. Что же это?

Ответы детей:

-     Это ворота.

-     Давайте скорее все вместе закроем глаза, повернёмся вокруг себя, дружно произнесём волшебные слова и попадём в Фиолетовый лес.

Дети произносят «волшебные слова».

Глазки с вами мы закроем.

Кулачками постучим,

Ножкой топнем: раз, два, три,

Фио-фио-фио-фи,

В фиолетовый лес попади.

Воспитатель:

-     Вот мы и в лесу.

(На ковролиновой доске «появляется» Фиолетовый лес)

-     Тут ворота на пути, надо через них пройти. Пройдя через волшебные ворота, мы расколдуем одного  гномика.

-     Посмотрите, какая цифра видна наверху на воротах?

-     Обратите внимание на цвет цифры и догадайтесь,  какого мы гномика расколдуем?

 

 

 

 

 

Ответы детей:

-       Цифра 5.

 

-       Гномика Кохле.

Воспитатель:

-     Молодцы, правильно!

-     Дети, пройти через  ворота сможет тот, кто составит число 5 из двух меньших.

-     Посмотрите внимательно на свою цифру и найдите свою пару. Вместе у вас должно получиться число 5.

-     Пару ты скорей найди

Возле ворот остановись!

 

 

 

 

 

Дети находят пару и останавливаются возле ворот.

Воспитатель:

-     Дети, расскажите, как у вас получилось число 5? 

-     Молодцы, правильно справились с заданием.

-     А теперь смелее проходите  через волшебные  ворота.

-     А вот и гномик.

(На ковролиновой доске появляется гном Кохле.)

Ответы детей:

-       5 это 2 и 3.

-       5 это 1 и 4 и т.д.

 

 

 

Дети проходят через ворота.

 

Воспитатель:

-     Дети, посмотрите на карту. Цифра 2 показывает, куда дальше лежит наш путь.

-     Куда мы с вами отправимся?

По дорожке мы пойдём

Не спешим, не отстаём

Выше ноги поднимаем

И друг другу не мешаем.

Дети рассматривают карту.

Ответы детей:

 

-     К яблоне.

Воспитатель:

-     Перед нами яблоня с яблоками. Яблоки на яблоне непростые, а с секретом. Нам надо узнать, сколько семечек в яблоках и показать нужную  цифру. Вы знаете, как это сделать?

Ответы детей:

-       Семечки надо посчитать и показать нужную цифру.

Воспитатель:

-     А секрет вот в чём: тем, кто возьмёт красное яблоко, семечки нужно посчитать и цифру показать. Тем, кто возьмёт жёлтое яблоко, семечки нужно посчитать и цифру на один больше показать. В этом нам поможет прозрачная цифра.

-     Подумайте, кто какого цвета возьмет яблоко.

Дети слушают задание.

 

 

 

 

 

Дети выбирают яблоко, садятся за столы,

Воспитатель:

-     Дети, у кого красные яблоки, вспомните, что вам надо сделать?

-     Дети, у кого желтые яблоки, какое задание вам нужно выполнить?

-     Молодцы! Приступайте.

Ответы детей:

-     Семечки нужно посчитать и цифру показать.

-     Семечки нужно посчитать и цифру на один больше показать.

Дети считают и выкладывают нужную цифру с помощью «Прозрачной цифры»

Воспитатель:

-     Те дети, у которых красные яблоки, назовите количество семечек в яблоке и цифру, которые вы выложили.

-     Те дети, у которых жёлтые яблоки, назовите количество семечек в яблоке и цифру, которую вы выложили.

Ответы детей.

Воспитатель:

-     Молодцы, с этим заданием вы тоже справились, а вот и гномики, которых мы расколдовали.  Как их зовут?

(На ковролиновой доске появляются гномы Охле и Желе.)

Дети смотрят наковролиновую доску.

Ответы детей:

-    Охле и Желе.

Воспитатель:

Дети, мы продолжим  наш путь, а сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

Чтобы сильным стать и ловким приступаем к тренировке.

Раз! Шагаем все на месте. 

Два! Руками машем вместе, 

 

Три! Присели, дружно встали. 

Все за ушком почесали. 

На «четыре» потянулись. 

 

Пять! Прогнулись и нагнулись. 

Шесть! Все встали снова в ряд, 

Зашагали, как отряд.

Выходят из -  за столов, подходят к воспитателю.

Дети выполняют движения  в соответствии с текстом.

 

- шагают на месте,

- руки перед собой, выполняем движение - «ножницы»,

- приседают, встают,

- чешут  за ухом,

- руки вверх поднимают, затем на пояс,

- прогибаются, наклоняются вперед,

- встают прямо, руки опускают,

- шагают.

Воспитатель:

-     Отдохнули! Молодцы!

-     Дети, посмотрите на карту. Куда нам идти дальше? На что указывает цифра 3? 

Дети рассматривают карту.

Ответы детей:

-     На карте нарисован мяч.

 

Воспитатель:

-     Правильно, чтобы расколдовать  гномиков  Зеле и Геле, надо решить умные задачки, а поможет нам веселый, звонкий мяч, будьте внимательны!

-     Готовы?

Игра с мячом:

-     Какое сейчас время года?

-     Сколько орехов в пустом стакане?

-     Сколько яблок растет на березе?

-     Какой сегодня день недели?

-     Сколько ушей у 2х мышей?

-     Сколько цветов у радуги?

-     Сколько частей в сутках?

-     На берёзе висело 2 яблока, одно упало, сколько яблок осталось на берёзе?    

-     Сколько колес у машины?

-     Сколько  углов  у треугольника?

-     Сколько  углов у круга?

-     Сколько сторон у квадрата?

Дети слушают задание.

 

 

 

 

-       Да.

 

-       Зима.

-       Ни одного.

-       Ни одного.

-       Вторник.

-       4

-       7

-       4

-       Ни одного.

 

-       4

-       3

-       Ни одного.

-       4

Воспитатель:

-     Молодцы! С заданием справились!

а ковролиновой доске появляются гномики Зеле, Геле)

-     Дети, как гномиков зовут?

Дети смотрят на ковролиновую доску.

 

 

 

-     Зеле и Геле.

Воспитатель:

Дети, посмотрите на карту. Куда нам идти дальше? На что указывает цифра 4? 

-     Продолжаем наш путь. 

По дорожке мы пойдём

Не спешим, не отстаём

Выше ноги поднимаем

И друг другу не мешаем.

Ответы детей:

-     К паутине паука Юка.

Воспитатель:

-     Гномиков Селе и Фи мы сможем расколдовать, если восстановим паутинку паука Юка. В этом нам помогут геометрические фигуры и Геоконт.

-     Проходите к своим местам и садитесь.

-     Отгадайте загадку, а отгадку выложите на Геоконте с помощью красной резинки.

Он давно знаком со мной. 

Каждый угол в нем прямой.

Четыре угла и четыре стороны.

Все 4 стороны одинаковой длины.

С помощью синей резинки выложите следующую отгадку.

У меня углы прямые,

Как и у квадрата.

Но длина у двух сторон

Разная, ребята.

Знает меня каждый школьник.

Я зовусь… (прямоугольник)

Дети садятся за столы, отгадывают загадки и выкладывают на Геоконте геометрические фигуры.

Воспитатель:

-     Дети, как по-другому можно назвать квадрат и прямоугольник?  

-     Почему квадрат и прямоугольник называют четырёхугольниками?

Ответы детей:

-    Четырёхугольники

 

-    У этих фигур 4 угла.

 

Воспитатель:

-     Дети, как вы думаете, есть ли ещё фигуры, которые можно назвать четырёхугольниками?

-     Сейчас мы это выясним.

Ответы детей:

 

Воспитатель:

-       Возьмите зелёную резинку и натяните на гвоздики  белый 4-синий 3- зелёный 4- оранжевый 3.

-     Сосчитайте, сколько у фигуры углов? Сторон?

-     У фигуры 4 угла, значит это?

-     Может кто-то из детей знает, как называется эта фигура?

-     Как одним словом можно назвать квадрат, прямоугольник и ромб.

Слуховой диктант.

Дети на Геоконте выкладывают ромб.

 

Ответы детей:

-    Четыре угла. Четыре стороны.

 

-    Четырёхугольник.

 

-    Ромб.

-    Четырёхугольники.

 

Воспитатель:

-     Дети, посмотрите, у нас получилась паутинка и мы расколдовали гномиков. Как их зовут? 

На ковролиновой доске появляются гномы Селе  и Фи.

Воспитатель:

-     Дети, мы справились со всеми заданиями и  расколдовали всех гномиков.

-     Посмотрите все гномики в сборе.

(На ковролиновой доске появляются все 7 гномов)

-     Но, чтобы открыть замок и освободить нашего друга Гео, нужно произнести волшебное заклинание.

-     Давайте,  все вместе с гномами дружно скажем волшебное заклинание.

Ответы детей:

-    Селе и Фи.

 

 

 

 

 

 

 

Дети призносят «волшебные слова».

-     Кохле - Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи. Нашего друга освободи.

 

(На ковролиновой доске появляется малыш Гео.

Воспитатель:

-     Гео благодарит нас за помощь, а нам пора прощаться с малышом Гео, Гномиками  и Фиолетовым лесом.

Прощай фиолетовый лес,

Полный сказочных чудес!

Подружились мы с тобой,

Но пора нам всем домой.

-     Давайте скорее все вместе закроем глаза, повернёмся вокруг себя, дружно еще раз произнесём волшебное заклинание.

Дети смотрят на ковролиновую доску.

 

 

 

 

 

 

Дети произносят «волшебные слова».

Глазки с вами мы закроем.

Кулачками постучим,

Ножкой топнем: раз, два, три,

Фио-фио-фио-фи,

В детский сад попади.

Воспитатель: 

-       Дети, мы с вами вернулись в детский сад. Где мы были.

-       Зачем мы туда ходили?

 

 

-       Вы смогли помочь Гео?

 

-       Как вы это сделали?

 

-       Что помогло вам выполнить задания злого волшебника?

 

Воспитатель: 

-       Молодцы, ваша дружба, доброта, отзывчивость, смелость помогли справиться с трудностями и помочь своему другу.

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром!

Ответы детей:

-       В фиолетовом лесу.

 

-       Нам надо было расколдовать гномов и освободить своего друга Гео.

-       Да, мы помогли Гео выбраться из замка.

-       Мы выполнили все задания злого волшебника.

-       Мы знаем геометрические фигуры, умеем считать, выкладывать цифры и т.д.