Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7334 Статья «Экологическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность».

Опубликовано 29.08.2022

МБОУ «СОШ № 9 имени Героя РФ Медведева С.Ю.» корпус 2

 

Статья «Экологическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность»

 

 

Выполнила:

воспитатель, Ведерникова И.С.

 

 

 

Бийск, 2022

Под экологией в современном научном мире понимают науку о «доме» человека, на языке терминологии — биосфере, её особенностях и взаимосвязях с человеком, а самого человека — с обществом. Современная экология преодолела границы естествознания, динамично интегрировалась с антропологией, культурой, философией, благодаря чему приобрела ярко выраженный мировоззренческий фокус. Экологическое сознание в широком смысле представляет собой совокупность мировоззренческих принципов, природоохранной образованности и поведенческих стратегий, нацеленных на природное окружение.

Острота проблемы взаимоотношений человека и природной среды непосредственно связана с вопросом перспективы сохранения жизни на планете. Степень актуальности проблемы экологической безопасности пропорционально возрастает в связи с бесконтрольным развитием промышленной сферы производства, нещадной эксплуатацией природных ресурсов, игнорированием закономерностей организации био- и экосистемы на фоне роста численности населения.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- развивать потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды;

- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

В своей работе используем организованные формы работы по экологическому воспитанию, а также и совместную деятельность воспитателя и детей.

Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д.)
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные), 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природу,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), – рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, и др.,
– рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли»),
– опыты,
– акции,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные),
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты.

 

В нашем учреждении  был реализован проект «Птицы нашего участка». Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста(6-7лет). Он  формирует знания и умения во всех предметных областях: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. Проект призван побудить детей к размышлениям, учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

Цель проекта:Создать условия, способствующие формированию у детей  знаний о птицах родного края, их образе жизни, повадках, особенностях через организацию разных видов деятельности.

Для  достижения поставленной цели определены следующиезадачи: 

1. Уточнять представления детей о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

      2. Расширять и систематизировать знания детей об особенностях внешнего строения, повадках птиц.

      3. Расширять представления о том, чем питаются птицы летом и зимой.

4. Закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки.

5. Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.

6. Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни.

7. Формировать экологическое сознание детей.

 

Вид проекта:краткосрочный (04.10-18.10.21), информационный, практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы № 5, воспитатели данной группы, родители воспитанников.

Проект был реализован в несколько этапов: целеполагание, разработка проекта, реализация проекта, подведение итогов.

 На первом этапе (целеполагания) дети получили письмо от орнитолога (ученого, который изучает птиц в природе), который попросил их пополнить его коллекцию «Птицы города Бийска», рассказать о том, какие птицы прилетают на участок детского сада.

 На втором этапе проводилось анкетирование родителей и детей, подбиралась литература по теме проекта.

 На этапе реализации проекта использовались следующие формы работы: беседа «Зимующие и перелетные птицы». Чтение художественной литературы: М. Горький «Воробьишко»; Е. Носов «Как ворона на крыши заблудилась», Д. Мамин –Сибиряк «Серая Шейка»; В. Бианки «Подкидыш»; Н. Сладков «Вежливая галка». Дидактические игры «Собери картинку», «Назови правильно», «Кто лишний». Подвижные игры: «Совушка», «Кот и воробьи», «Птицы в гнездышках». Рисование «Волшебная птица». Лепка «Птицы у кормушки». Сюжетно-ролевая игра «Интервью» на тему «Зимующие и перелетные птицы». Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями.  Изготовление альбома «Птицы нашего участка».

 Последний этап проекта – организован просмотр презентации «Птицы нашего участка», отправка альбома и презентации орнитологу.

Реализация данного проекта позволила расширить и углубить знания детей о  птицах  нашего края, их повадках, строении, образе жизни,  так же научила  детей бережно относиться к птицам, оказывать помощь пернатым друзьям в трудное для них время, заботиться о них. При тесном взаимодействии с родителями, их помощи и участии у детей сформировалось бережное отношение к природе, повысился уровень экологической культуры и знаний.

 

Литература:

 

  1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. -  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.
  2. Дыбина О. Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа — М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа — М.: Мозаика- Синтез, 2015.
  4. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 6-7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. - М., 2005.
  5. Т. Куликовская «Познаем окружающий мир – птицы»
  6. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
  7. Пензулаева Л. И. «Подвижные игры». М., 2017
  8. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду подготовительная группа — М.: Мозаика -Синтез,2015
  9. Интернет ресурсы.