Хуббатуллина Лилия Султановна
Детский сад: МАДОУ № 133
инструктор по физической культуре
«Туристические прогулки в детском саду»
«Туристические прогулки в детском саду»
Экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребёнка наиболее открыто для добра. Безразличное отношение к природе появляется тогда, когда человек не видит её красоты, не умеет сострадать всему живому, не понимает губительных последствий его неразумного вмешательства в экосистему.
Конечная цель экологического воспитания – формирование экологической компетентности, то есть получение системы знаний, взглядов, убеждений, направленной на осознание своей моральной ответственности за состояние окружающей среды. Ребёнок,как маленький исследователь, стремится к активной деятельности, он с удивлением и радостью открывает для себя мир. Задача взрослых - таким образом организовать детскую деятельность на прогулке, чтобы дети смогли реализовать свои потенциальные возможности.
Хотим поделиться опытом работы по внедрению проекта «Туристята» для детей дошкольного возраста в нашем образовательном учреждении, который включает организацию туристических прогулок по маршруту (простейший туризм).
Блок «Туристические прогулки» является частью проекта «Туристята» и способствует получению практических умений безопасного поведения в природе, формирует навыки природоохранительной деятельности дошкольников, а также взаимодействию с родителями воспитанников по формированию экологического сознания через туристическую деятельность.
Туристическая прогулка – форма организованной деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками. Этот вид прогулки способствует развитию умственных способностей и наблюдательности, удовлетворяет естественную биологическую потребность ребёнка в движении, учит самостоятельно находить решение проблем. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, выносливыми.
В основном туристические прогулки проходят вне дошкольного учреждения, но при правильном подходе их можно организовать и на территории детского сада. Преимущество таких прогулок в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Не случайно великий русский педагог К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка.
Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, работа с компасом, движение по карте и пр.) развивает все без исключения психические процессы, особенно внимание, мышление, память. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, ведут себя более собранно и пытаются найти выход из любой сложной ситуации.
Не менее важным является и решение задач коммуникативного развития дошкольников. Туристические прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит, воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения, развивают в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, доброжелательность.
Проведение туристических прогулок взаимодействует с различными направлениями развития дошкольника: изобразительным искусством (дети активнее отображают в творческой деятельности впечатления от наблюдений), музыкой (сопровождение прогулок звуками природы, пением птиц, шума воды, леса и т.д., песни о природе); детской литературой (рассказы о путешествиях, стихи); экологией (нравственное поведение в природе и расширение кругозора); математикой (отработка понятий широкий-узкий, меры длины, весов, подсчёт расстояния, время суток); игрой (занимательный сюжет, использование дидактических и подвижных игр); трудовой деятельностью (сюжет может строится на выполнении трудовых действий). Таким образом, правильно организованные и продуманные туристические прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития дошкольников.
Туристические прогулки целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Порядок частей туристической прогулки варьируется в зависимости от цели прогулки, сезона. Для проведения туристических прогулок необходима подготовка. Предлагаем ориентировочную модель взаимодействия персонала, которая поможет правильно распределить обязанности между членами коллектива.
При подготовке к туристическим прогулкам:
Воспитатель:
- Определяет цель прогулки. Уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, последовательность проведения отдельных частей похода, устанавливает места для наблюдений, для отдыха детей.
- Проводит работу с родителями по подготовке необходимой одежды, обуви, личного туристического инвентаря.
- Осуществляет необходимую психологическую подготовку детей, проводит познавательные занятия, беседы, тематические игры.
- Проводит беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет физическую подготовку детей, проводит тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки.
- Помогает воспитателю разрабатывать маршруты и составлять конспекты туристических прогулок с учётом сезона и физической подготовленности детей.
Медицинская сестра:
- Формирует группы детей на основе состояния здоровья и темпов физического развития.
- Осуществляет контроль за соответствием нагрузки на физкультурных занятиях возможностям детей.
- Комплектует походную аптечку.
Заведующий, старший воспитатель:
- Создают условия для организации данного вида двигательной деятельности в детском саду (оборудование полосы препятствий на территории ДОУ и т.д.).
- Осуществляют необходимую работу по повышению квалификации кадров по данному вопросу.
При проведении туристических прогулок:
Воспитатель:
- Проводит вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом.
- Сочетает различного рода физкультурные нагрузки с отдыхом.
Инструктор по физической культуре:
- Проводит вместе с воспитателем туристические прогулки по заранее намеченным и утверждённым маршрутам.
- Осуществляет дифференцированный подход в определении физической и психической нагрузки.
Медицинская сестра:
- Осуществляет медицинский контроль за соответствием получаемой физической нагрузки возможностям детей.
- Осуществляет контроль за здоровьем детей.
- При необходимости оказывает первую медицинскую помощь.
Заведующий, старший воспитатель:
- Обеспечивают участие взрослых (не менее двух на группу) в проведении прогулки.
- Готовят приказ и проводят инструктаж при выходе детей за пределы дошкольного учреждения.
При подведении итогов:
Воспитатель:
- Размещает собранный материал в уголке природы.
- Организует выставку поделок из природного материала, рисунков детей, фоторепортажа для родителей.
- Проводит итоговые беседы, игры на закрепление знаний и туристических навыков.
- Создаёт условия для отражения полученных впечатлений в самостоятельной игровой, художественно-творческой деятельности.
Инструктор по физической культуре:
- Проводит вместе с воспитателем итоговые досуги, слёты, физкультурные праздники.
- Наряду с воспитателем участвует в проведении тематического родительского собрания (круглого стола, совместного досуга и т.п.).
- Осуществляет итоговую (в конце года) диагностику двигательной подготовленности детей.
Медицинская сестра:
- Определяет динамику заболеваемости и физического развития детей.
- Даёт рекомендации по дозированию нагрузки при проведении последующих прогулок.
Заведующий, старший воспитатель:
- Организуют итоговые педсоветы (круглые столы) по анализу проводимой работы, обобщают накопленный опыт.
- Поощряют отдельных педагогов за особые достижения в оздоровлении и воспитании детей.
Большой туристический поход (для детей старшего возраста)
Цель: Создание условий для формирования интереса у детей дошкольного возраста и их родителей к изучению природы родного края, развивать потребность в экологическом воспитании посредством туристской деятельности.
Задачи:
1. Развивать познавательные способности через исследовательскую деятельность, расширяя знания детей об окружающем мире.
2.Способствовать освоению простейших туристических умений и навыков у детей.
3. Продолжать укреплять здоровье детей, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания.
Словарная работа: турист, поход, туристический слёт, рюкзак.
Оборудование: буквы магнитной азбуки, план похода, кочки болота (спортивный инвентарь), модель гнезда, игрушечная Сова, шишки и 2 корзины, лента препятствий, рюкзак с набором предметов, костюмы Лесовичка и Бабы-Яги, шкатулка с шоколадными монетами.
Выходит взрослый в костюме Лесовичка.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Знаю, вы мечтали о большом туристическом походе. И вот этот день настал. Только, чтобы вас в свой лес пустить, я должен проверить, знаете ли вы, что такое поход? (Ответы детей)
Лесовичок: Правильно, и у любого похода есть цель, ну, то есть, зачем идти-то. Ребята, я перехватил у Бабы-Яги секретную записку, только вот прочитать её не могу, помогите мне, пожалуйста! (Отгадывают ребус - из первых букв предметов нужно составить слово «КЛАД»).
- Первая буква–это первая буква слова, которое обозначает то, на чём готовят в походе еду. (Костёр).
- Вторая – первая буква слова, обозначающего то, без чего кашу и суп не съешь. (Ложка).
- Третья – первая буква слова, которое обозначает то, что должно лежать в рюкзаке у санитара. (Аптечка).
- Четвёртая - первая буква слова, что на карте обозначают тонкими чёрными линиями (Дороги).
Лесовичок: И получилось у нас слово «КЛАД». Значит, мы можем пойти в лес и вырыть клад Бабы-Яги! А что подскажет нам куда идти? Как называется бумага, на которой люди рисуют путь с помощью линий и знаков? (Карта или план).
Лесовичок: Точно, я видел, как старый ворон нёс через болото свёрток. Если вы преодолеете болото, то добудем план.
(Дети подходят к месту, изображающему «болото»).
Лесовичок: Как же нам перейти через болото? (Ответы детей).
- А почему через болото можно идти только по кочкам? (Ответы детей).
- Назовите болотную птицу, чем она питается и где строит гнездо? (Ответы детей).
(Дети по «кочкам» «переходят» болото, приходят в «лес»).
Лесовичок: А куда ворон мог спрятать карту в лесу? (В воронье гнездо).
- Вот большое дерево, на нём гнездо. ЗАДАНИЕ: Придумать, как можно из гнезда достать план. (Ответы детей). Почему нельзя сбивать камнями и палками гнездо? (Ответы детей).
Лесовичок: Теперь у нас есть карта! А как же теперь определить, где мы находимся? (Дети ориентируются на местности, с опорой на «болото» и большое дерево с гнездом).
- А куда же дальше нужно идти? (Дети идут по плану и подходят к физкультурной площадке, которая на карте обозначена, как «Стена препятствий»). Лесовичок рассказывает детям, что это Баба-Яга специально уронила расчёску, и она превратилась в полосу препятствий. (Дети проходят по полосе препятствий и подходят к дереву с дуплом, в котором сидит кукла би-ба-бо Сова.).
(Мудрая Сова загадывает загадки о животных и растениях леса и направляет на «Поляну чудес». Дети сверяют по карте, куда идти).
Появляется взрослый в костюме Бабы-Яги.
Баба-Яга: Кто это по моему лесу бродит? (Ответы детей). Кто-кто? Туристы! Я их знаю, они такие хитрые и умные, выносливые, а вы какие-то маленькие и слабенькие. Вот я вас сейчас и проверю! (Задаёт вопросы).
- Как из трёх коротких верёвочек сделать длинную? (Ответы детей).
- Чем можно есть кашу в лесу, если забыл дома ложку? (Ответы детей).
- Как очистить грязную воду? (Ответы детей).
- Где живёт лиса? (Ответы детей).
- Где зимуют муравьи? (Ответы детей).
- Где спит летом медведь? (Ответы детей).
- Какими иголками нельзя шить? (Ответы детей).
Баба-Яга: Ой, ой, умничать-то все могут, а вот покажите, какие вы ловкие! Сама я с вами соревноваться не буду, а вас на две команды разделю, и кто победит, тот дальше и пойдёт.
Конкурсы:
- Самый меткий (метание шишек в корзину).
- Назови животных (кто больше назовёт диких животных).
- Самый быстрый (проход через ленту препятствий).
- Назови растения (кто больше назовёт).
- Собери рюкзак (кто быстрее и правильнее соберёт).
- Назови «друзей» Бабы-Яги (кто больше назовёт ядовитые растения, грибы, ягоды).
Баба-Яга: Вот все меня не любят, а я ведь лес берегу и только плохих сюда не пускаю. Идите уж все, коли по карте сумеете клад найти, так и быть, он ваш!
(Дети выполняют действия, которые с помощью знаков описывают, что нужно сделать, чтобы найти место, где находится клад). Например: встать спиной к дереву с белой корой, сделать 10 шагов вперёд, повернуться налево, сделать 7 шагов, повернуться вправо, сделать 5 шагов, и т.д. (Дети находят клад – шкатулку с шоколадными монетами).
Лесовичок: Вот и закончился наш поход. Вам пора возвращаться в детский сад. А я пойду, посмотрю, всё ли в порядке у моих друзей – птиц и животных, не нужна ли кому помощь. До свидания!