Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6062 Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы. Тема: «Учимся, играя!»

Опубликовано 04.08.2020
Пахомова Галина Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад - № 5 г. Котово Волгоградская область
"Светлячок"

 

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Тема: «Учимся, играя!»

Образовательная область: Речевое развитие.

Интегрированные образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности.

Задачи:

Воспитательные: способствовать  воспитанию  интереса и любви к русскому языку; создать условия для закрепления навыков соблюдения правил поведения в детском саду; развития  способностей  оказывать помощь сверстнику.

Развивающие: Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику, фонематический слух детей, связанную речь, память, умение анализировать. Совершенствовать звуковую культуру речи детей. Развивать грамматический строй речи. Развивать способность сохранять устойчивый познавательный интерес.

Образовательные: Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные»; умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук; закрепить правильное печатание букв.

Планируемый результат: Проявляют интерес в процессе образовательной деятельности, умеют вести диалог, высказывать свою точку зрения. Различают такие понятия, как «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные». Умеют делить слова на слоги.

Методы и приемы: Показ, объяснение, вопросы, рассматривание, сравнение, физкультминутка, игра, индивидуальная работа на листочках с заданиями

Наглядные средства обучения: Демонстрационный материал: проектор интерактивная доска  ноутбук, Mimio презентация, картинки с мягкими и твердыми звуками; раздаточный материал: цветные карандаши, цветные квадратики, задания на листочках, воздушные шарики, смайлики с эмоциями.

 

Предварительная работа: Разучивание стихотворений, дидактические игры «Найди звук в слове», «Узор из звуков», «Найди схему», «Отгадай слово», «Слоговая гусеница»

ХОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шарик.  Что это? (конверт). Хотите узнать, что там написано. Тогда слушайте. «Мои дорогие юные друзья! Я, королева Знаний, прошу вас о помощи. В последнее время в моей стране происходят сплошные недоразумения, то звуки местами поменяются, то буквы убегут из слов, то слоги рассыпятся. Помогите, пожалуйста, навести порядок. - Ну что, согласны отправиться в страну Знаний? А чтобы быстрее оказаться в сказочной стране предлагаю вам полететь на воздушных шариках. Но шарики у нас не простые, а волшебные.  Нужно выбрать каждому свой шар по первому звуку в своем имени. (шарики на каждого ребенка, на которых стоят буквы).

Воспитатель: А теперь готовы отправиться? Прежде чем отправиться, скажем, волшебные слова.

Артикуляционная гимнастика (хором).

Чу – чу – чу, в страну знаний полечу.

Им – им – им, мы на шариках хотим.

Ши – ши – ши, всем поможем от души.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Звучит песня (минус) «Воздушные шарики»

Воспитатель: Вот мы и очутились в стране Знаний. Присаживайтесь.

Слышатся звуки города (аудиозапись).

Воспитатель: Ребята, вы слышите, сколько разных звуков звучит, которые издают разные предметы или явления. И для того, чтобы понять, кто или что производит какой - либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, и сам звук мы не можем увидеть, потрогать, понюхать. Мы можем его только услышать. А что должен сделать человек, чтобы появился звук? (Его надо произнести).

Воспитатель: Значит, что такое звук? (Это то, что мы можем услышать и произнести).

Воспитатель: Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

Как произносятся гласные звуки? (Гласные звуки можно пропеть, воздух свободно выходит изо рта, не встречает преграду).

Воспитатель: Как произносятся согласные звуки? (при произнесении согласного звука воздух встречает преграду из языка, зубов, губ).

Егор

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Роман

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Воспитатель: Гласные звуки очень дружат с согласными звуками. А в нашей стране звуки заблудились. Послушайте стихотворение и поставьте звуки по местам.

Игра «Звук заблудился»

1. Сели в лож(д)ку и айда

По реке туда-сюда.

2. На глазах у детворы

Крыс(ш)у красят маляры.

3. Мы собирали васильки,

На головах у нас щ(в)енки.

4. Мама с б(д)очками пошла

По дороге вдоль села.

5. Тает снег, течёт ручей.

 На ветвях полно в( грачей).

Воспитатель: Вот теперь стихи стали понятными. А у нас опять беда: звук потерялся, нужно найти его место в слове: в начале, в середине или в конце слова и отметить красным цветом.

Игра «Найди место звука в слове»

Дети выполняют задание индивидуально, затем один ребенок выходит к доске, все проверяют правильность выполненной работы.

Воспитатель: В нашей сказочной стране живут два гномика. Динь и Дон. Да вот они и сами пожаловали.

Динь: Я—Динь, веселый гномик,

Люблю зеленый цвет!

Люблю я звуки мягкие,

А брат мой старший—нет!

Дон: Я—Дон, люблю звук твердый,

Люблю я синий цвет.

Сегодня мы проснулись,

А наших звуков нет!

Вместе: Кто-то звуки нам смешал,

Все картинки разбросал!

(на интерактивной доске  картинки с изображением предметов, названия которых начинаются с твердого или мягкого звука)

Игра «Поможем гномикам»

Воспитатель: Ребята, помогите гномикам разобрать картинки. Дону нужны предметы, названия которых начинаются с … звука. А Диню?

Воспитатель: Мы с вами вспомнили, что слова состоят из звуков, звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно пропеть, они произносятся легко и во рту ничего не мешает. А согласные не пропоешь, когда мы их произносим, во рту работает язычок. Согласные звуки бывают твердые или мягкие. Звуки мы слышим и произносим. А что мы пишем и читаем? Верно – буквы!

Воспитатель: Но в нашей стране буквы заболели. Нам нужно помочь им. Возьмите листочки с буквами и допишите их.

Игра «Допиши букву»

Дети за столом дописывают буквы, у них получается слово «Весна».

Полина М.

Много с буквами хлопот

Уж, такой они народ,

Но когда с умом толково

Их построить в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а какое слово у вас получилось?

Давайте попробуем выложить слово «ВЕСНА» нашими условными обозначениями: гласные - красный квадрат, твердые согласные – синий, мягкие согласные – зеленый и расскажем про звуки этого слова.

Звуковой анализ слова «ВЕСНА»

Дети выкладывают цветные квадратики (зеленый,/красный,/синий,/синий,/красный) и называют звуки, характеризуя их.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что слова бывают короткими и длинными. Как можно измерить слово? (слогами). Что такое слог? (часть слова, которую мы произносим  одним толчком воздуха). Сколько в слове гласных, столько и слогов. А еще мы с вами может подставить ладонь под подбородок или раздвигать ладошки сколько раз раздвинули столько и слогов.

Игра – физкультминутка «Раздели слова на слоги»

Воспитатель: Вам необходимо хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове «Машина», подпрыгнуть столько раз, сколько слогов в слове «мяч», покружиться, присесть и т.д.

(воспитатель называет слово, дети выполняют задание)

Воспитатель: А в нашей стране слоги потерялись. Давайте найдем каждому слогу свое место, чтобы получилось слово.

Игра «Найди слог»

Воспитатель, ребята скажите, кого мы встретили в нашем увлекательном путешествии? Правильно гномиков. Скажите мне, пожалуйста, с какого звука начинается слово гном, правильно со звука [г]. Перед вами на тарелочках лежат разноцветные  цветочки, выберите цвет, который необходим вам выложите из этих цветочков букву Г и приклейте на цветной прямоугольник (анализирую выполнение задания детьми)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Вот наше путешествие подходит к концу.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Возьмите свои шарики и полетим обратно в детский сад (аудиозапись «Шарики воздушные»)

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад обратно. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Королева Знаний благодарит вас, ребята, и она передает вам в подарок  смайлики-настроения. Если вы получили заряд хорошего, радостного настроения, то возьмите смайлик хорошего настроения, а если вам было скучно, грустно, неинтересно, возьмите смайлик грустного настроения.