Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6064 Методическая разработка "Дидактические игры как средство приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству"

Опубликовано 05.08.2020

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Лучик»

 

 

Методическая разработка

«Дидактические игры как средство приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству»

СКАЧАТЬ (с фото)

 

Автор: Лихачева Ю.М., воспитатель

 

 

  В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Россия  богата народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Само название «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие  развивающие воображение ребенка.

   Ознакомление с  произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я включаю их в педагогический процесс работы со старшими дошкольниками.

   Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами, мастерством народных умельцев и русским фольклором позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

   Чтобы достичь в своей работе требуемых результатов, уделяю особое внимание дидактическим играм, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В работах Т.С. Комаровой звучит тема игры как метода. Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию.  Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка. Дидактические игры помогают сформировать познавательный интерес и познавательную активность, узнавать элементы и характерные особенности различных росписей и приобщиться к обычаям и традициям народов нашей страны.
Данные дидактические игры можно использовать при проведении ООД и в самостоятельной деятельности детей.

«Разрезные картинки»

Цель: Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы).

Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

 

«Цветные капельки»

Цель:    учить   детей    выделять    и    называть    цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи.

Ход    игры:    перед   детьми   выставлены   гжельские, городецкие   и хохломские   изделия, педагог называет  промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог поочерёдно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в гжельскую, городецкую и хохломскую роспись. Побеждает тот, кто получит больше фишек (фишка даётся за правильный ответ).

 

«Третий лишний»

Цель: учить детей выделять из трёх глиняных игрушек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.

Ход игры: детям предлагается поочерёдно несколько вариантов сочетания игрушек: две дымковские игрушки и одна филимоновская; две филимоновские игрушки и одна каргопольская; две каргопольские игрушки и одна дымковская. Ребёнок должен сказать, какие две игрушки принадлежат одному промыслу, а какая игрушка лишняя.

 

«Найди лишнее»

Цель: Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность.

Материал. Три-четыре изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

Ход игры. Выставляются четыре-пять предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты. В игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

 

 

«Художественный салон»

Цель: Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал. Различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Ход игры. Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его..Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

 

«Что изменилось?»

Цель: Закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакций, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Материал. Предметы разных промыслов.

Ход игры. Воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

 

«Составь узор»

Цель: Учить составлять декоративные композиции- располагать элементы, подбирая их по цвету, на разнообразных силуэтах в стиле определенного     промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал. Плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

 

«Дымковская мозаика»

Цель: Уточнить и закрепить представление об элементах дымковской росписи, развивать память, композиционные умения. Воспитывать желание создавать оригинальные дымковские игрушки.

Материал: плоскостные изображения различных дымковских игрушек, набор мелких плоскостных элементов дымковских узоров.

Ход игры : Предложить детям создать свою собственную дымковскую игрушку.

 

«Узнай элементы узора» («Лото»)

Цель: Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить выделять отдельные     элементы узора,     развивать     наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых свободные окошки. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

 

 
   

 

 «Составь хохломской узор»

Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Ход игры: В игре может принять участие один ребенок или группа. Рабочие листы в стиле хохломской росписи, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

 

«Реставратор»

Цель:    закрепление знаний элементов гжельской, хохломской росписи.

Ход игры: воспитатель предлагает детям восстановить «разбившуюся» посуду. Задача каждого реставратора определить,    какой    фрагмент   росписи утрачен, и нарисовать его.

 

«Угадайка »

Цель: закреплять представления об особенностях народного промысла.

Ход игры: Дети должны выбрать из предложенных предметов, среди которых много изделий разных промыслов или современной посуды, произведения гжельских мастеров ( или хохломских… ). И ответят почему они выбрали это изделие .

 

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Ход игры: Ведущий показывает силуэт изделия народного творчества, а ребёнок подбирает предмет и объясняет почему он его выбрал.

 

«Декоративные пазлы»

Цель: закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор. Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Детям предлагают собрать пазлы, подбирая их колориту, композиции, элементам узора.

 

«Откуда эта птица»

Цель: закреплять знания детей о видах народных художественных промыслов, знание стилевых особенностей, элементов, цветовой гаммы той или иной росписи.

Материал: декоративное изображение птиц.

Ход игры: Предложить детям для рассматривания картинки, определить и назвать, в манере какой народно-декоративной росписи изображена каждая птица.

«Узнай по силуэту»

Цель: Совершенствовать умение детей различать игрушки дымковских и филимоновских мастеров. Развивать восприятие, внимание.

Материал : изображения силуэтов дымковских и филимоновских мастеров.

Ход игры: Предложить детям определить к какому типу игрушек относится то или иное изображение, и составить из них пары( людей, коней, петухов): слева -дымковские , справа- филимоновские.

 

 « Составь матрешку»

Цель: Закрепить знания детей о русской матрешке, учить сравнивать предметы, различать цветовые элементы росписи.

Ход игры: На стол выставляются нижние половинки матрешек, а дети, держа верхние половинки, сравнивают по цвету, размеру, нужные соединяют. Кто быстрее восстановил, тот и выиграл.

 

«Составь картинку»

Цель: Уметь составлять целое изображение из частей; уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.

Материал: конверты с разрезными картинками.

Ход игры. Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.