Возрастная группа: средняя
Цель: познакомить детей со свойствами мыла его разновидностями и назначением.
Задачи:
Образовательные задачи:
- познакомить детей со свойствами мыла, его разновидностях; как и где люди используют мыло в повседневной жизни;
- закреплять правила безопасной работы с мылом
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования
- развивать внимание, интерес, мышление;
- развивать речь, развивать умения отвечать на вопросы воспитателя;
Воспитательные:
- воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Словарная работа: твердое мыло, жидкое мыло, хозяйственное мыло
Предварительная работа:
- беседы на тему « Зачем людям мыло?», « Зачем надо умываться? »
- изучение алгоритма мытья рук;
- чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Барто «Девочка чумазая.
Средства реализации: волшебная коробочка с разными видами мыла, стаканчики с теплой водой, стаканчики с жидким мылом, трубочки, салфетки, фартуки, мыльные пузыри.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические. Сюрпризный момент.
Ход ООД
Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
Воспитатель вносит волшебную коробочку.
Воспитатель: Дети, посмотрите, посылка. Интересно, от кого? Читаем: «Детям средней группы «Колобок» из страны Чистоты от Мойдодыра».
Так она для нас! Интересно, что в ней. А здесь письмо от Мойдодыра. Читаю, слушайте внимательно!
« Дорогие дети!
Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Я из страны Чистоты наблюдаю за детьми, кто как моет руки? Кто дружит с мылом? И сегодня хочу вас проверить, знаете ли вы, что такое мыло?» Дети, мы же все знаем?
Дети: да, да
Воспитатель. Мойдодыр нам прислал задания, если мы их выполним, он узнает, что мы все знаем и умеем. Мы справимся с его заданиями?
Дети: да, да
Воспитатель. Первое задание: отгадать загадку!
Познакомиться готов?
Я бываю всех цветов.
Ручки моешь? Очень мило,
Значит, пригодиться... (Мыло)
Дети: мыло
Воспитатель. Правильно, это мыло.
Берите по кусочку – кому какое мыло нравится.
Достаем из коробочки мыло и рассматриваем его с детьми
Воспитатель: А вот второе задание: Рассмотреть и рассказать какое бывает мыло. Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр. Какого оно цвета?
Дети: белое, розовое, желтое…
Воспитатель. Есть у мыла запах?
Дети: есть
Воспитатель. Одинаково ли пахнут все кусочки мыла? Понюхайте два разных кусочка.
Дети:… .
Воспитатель: Да, мыло имеет разный запах. Про него говорят, что оно душистое, ароматное.
Погладьте кусочек мыла. Какое оно на ощупь, гладкое или шероховатое? Твердое или мягкое?
Дети: гладкое, твердое
Воспитатель. Дети, зачем нужно мыло?
Дети: Умываться, мыть руки
Воспитатель. А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой?
Дети: С мылом будут руки чище. Мыло убивает микробы.
Воспитатель. Правильно! Мыло убивает вирусы и бактерии, поэтому руки надо мыть с мылом.
Вывод: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно твердое, может быть разного цвета, и иметь разный аромат
Воспитатель: Дети, а для чего еще нам надо мыло?
Дети: стирать
Воспитатель: правильно!
И достаёт из коробочки хозяйственное мыло
Воспитатель: Это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем туалетное мыло. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно? Дети: стирать белье, мыть посуду, игрушки.
Воспитатель: Смотрите, Мойдодыр еще положил бутылочку. А на ней написано: «Жидкое мыло». Интересно, а для чего это мыло?
Дети: -посуду мыть, для купания маленьких детей
Воспитатель: Правильно! Мы справились со вторым заданием!
Следующее задание! Надо правильно рассказать как мыть руки.
А для этого мы подойдем к моему столу. Здесь лежат картинки, надо расставить их по порядку. Какая будет первая картинка? Что мы делаем сначала, чтобы помыть руки?
Дети: закатываем рукава, открываем кран, намочить руки, моем руки с мылом, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава.
Воспитатель: Все правильно! Следующее задание: провести опыт «Мыльные пузыри!» Справимся?
Дети: Да
Воспитатель: Для этого нам надо пройти в лабораторию. Одеваем фартуки и нарукавники. Сначала вспомним правила работы в лаборатории.
Дети:
1. Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.
2. И никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
3. Всё за собой ты убери,
Будь аккуратным, не сори.
Воспитатель: Правильно! Еще не брать мыло или намыленные пальцы в рот и не допускать попадания мыла в глаза.
Воспитатель: Дети, посмотрите у вас на столах стаканчики, как вы думаете, что в них?
Дети: Вода.
Воспитатель: А как вы это определили?
Дети: Посмотрели, понюхали.
Воспитатель: Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет.
А если мы нальём жидкого мыла, что произойдёт с водой?
Дети наливают воду в стакан с жидким мылом и наблюдают, как оно растворяется в воде.
Дети: мыльная вода
Воспитатель: Правильно! Мыло растворяется в воде. А теперь нам надо сделать мыльные пузыри. Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в трубочку.
Воспитатель: А теперь опустите конец трубочки в стаканчики и дуйте в мыльную воду.
«Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!»
(Дети выполняют). Что произошло с водой?
Дети: Появились пузырьки, пена.
Воспитатель: Откуда появились пузырьки?
Дети: Мы выдули их из мыльной воды.
Воспитатель: А что внутри пузырьков?
Дети: Воздух
Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель: Следующее задание! Опыт «Подушка из пены». Вы взбили хорошую пену. Эта пена может быть и подушкой. Давайте проверим: положим, сначала на пену перо, оно держится, а потом камешек - он провалился, утонул. Почему?
Дети: Перо лёгкое, а камень тяжелый.
Воспитатель: Значит, какие по весу предметы могут лежать на подушке из пены?
Дети: Лёгкие.
Вывод: мыльная пена может быть очень высокой и прочной и может держать лёгкие предметы.
Воспитатель: Дети, понравились пузыри, которые вы выдували? Вот какое мыло: и микробы убивает, и опыты с ним можно проводить. А ещё оно может всех нас повеселить.
Как вы думаете мы справились с заданиями Мойдодыра?
Дети: Да
Воспитатель: Какие задания мы выполняли?
Дети: рассказывали о мыле, рассказывали как руки мыть, надували мыльные пузыри …
Воспитатель: Правильно! А Мойдодыру мы отправим фотографии, и он увидит, что мы справились с его заданиями, что мы знаем и умеем!
Воспитатель: А теперь снимаем фартуки и идем мыть руки.
На прогулке проводиться игры с мыльными пузырями.