Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6229 Семинар для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность в художественно-эстетическом развитии дошкольников» 2020г.

Опубликовано 01.12.2020
Елецкая Нелля Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 14,
Московская область, г. Одинцово
Воспитатель
 
Семинар для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность в художественно-эстетическом развитии дошкольников» 2020г.

 

… Ребенок по своей природе – пытливый                                                 

исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре,                                                    

в собственном творчестве, в стремлении делать                                                 

добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка…                                                                                                                                                                                                                                       В.А. Сухомлинский.

   Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в  этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с  радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

   Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ.

   Аппликация – это широко распространенный в разных культурах мира способ создания художественных изображений из различных фигур.                    -  это один из любимых детьми видов изобразительного творчества. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.    Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин не так пластичнее и приятен в лепке как хорошая глина, но имеет свои преимущества. Современные технологии его производства получить пластичный, не липнущий к рукам и немаркий материал. Большой выбор цветов дает возможность создавать из пластилина многоцветные фигурки и композиции, что очень радует детей. Дошкольники также, с большим увлечением изготавливают поделки из солёного теста, которые затем используют в своих играх, дарят родителям и друзьям.

 

Солёное тесто простой и доступный материал, обладающий высоким пластическими свойствами. Поделки можно оформить бисером, семенами, бусинами, тканью, перышками, листьями и лепестками цветов.

 Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, способствуют формированию  творческих качеств личности. Детское художественное экспериментирование раскрывает творческие возможности детей, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

        И совсем не страшно если маленький художник перепачкается главное то, что он получает удовольствие от общения с красками и радуется результатом своего труда.

        Эксперименты с цветом широко используются в работе с детьми. Дети с удовольствием смешивают краски, вливают цвет в цвет, размывают краску водой и окрашивают воду.

        Любят дети рисовать и экспериментировать мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги и рисунок готов.

        Очень интересные узоры получаются при использовании в качестве штампа различных листьев. Эта техника рисования называется «отпечатки листьев».

        Соберем опавшие листья с различных деревьев. Намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток и т.д.

        Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самый неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. Для этой техники годятся листья клёна, тополя, березы, осины, подорожника. Печатать можно не только листьями, но и сухими веточками травы, колосками, еловыми шишками.

        Экспериментируя в технике «отпечатки листьев», получаются оригинальные пейзажные картины.

Рисование  позволяет использовать различный материал, что параллельно позволяет изучать свойства предметов, состав, возможности.

Приведу примеры интересных экспериментов используемых для создания продуктов художественно-эстетической деятельности.

                            Рисование пальчиками.

Этот способ рисования-экспериментирования для самых маленьких.

   Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель.

   Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

   Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

 Набрызг.

    Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

    Отпечатки листьев.

   Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кисть

 Метод  волшебного рисунка.

     Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой.

Метод  ниткографии.

   Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичный мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие.                                                                                         

Метод  монотипии.

   Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование мыльными пузырями.

Для этого в растворы мыльной воды добавляются краски или пищевой краситель. Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене. Таким образом, можно одним листом бумаги пройтись по всем цветам.  Для творчества лучше брать плотную бумагу, а еще лучше бумагу для акварели.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.

   Пример:   Рисование на воде. Техника Эбру.

  Восточная техника Эбру – это техника рисования на воде. Для работы в этой технике применяются специальные инструменты и краска. В данной работе можно использовать подручные средства, ведь педагог должен уметь находить заменители.

Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности.

Задачи:

  • Актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды.
  • Познакомить детей с техникой рисования на воде.
  • Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность.

Материал: Пластиковые тарелки, кисти, краски, листы акварельной бумаги (вырезанные по размеру тарелок, можно использовать ватман, но его стоит обработать наждачной бумагой), клей, палитра, вилки одноразовые, коктельные трубочки, магнитная доска, условные обозначения: нос, глаза, рот.

Предварительная работа: актуализация знаний детей о свойствах воды, наблюдение на улице за снегом и льдом, исследование холодной и горячей воды.

   Попробуем все вместе порисовать на воде. Возьмите баночку с клеем, перелейте его в тарелочку с водой. Теперь возьмите вилочку и тихонечко размешайте. Теперь, когда мы приготовил основу, берем кисти, обмакиваем в краску и опускаем в воду, сделаем несколько разноцветных капель. Теперь берем вилочки «расчесываем» краску. А теперь возьмем бумагу, она лежит у вас на столе. Прицепив прищепку, опускаем ее в наш волшебный раствор. А теперь будьте внимательны. Как только края листа станут заворачиваться, можно этот лист перевернуть и положить перед собой.

 По проведенным наблюдениям за результатами продуктивной детской деятельности можно отметить, что экспериментирование необычными материалами и разнообразными техниками, позволяет дошкольникам развивать цветовосприятие, абстрактное мышление, фантазию и получить положительные эмоции.        Художественная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразные формы предметов окружающего мира, различные величины, многообразие цветов, способствует обогащению словаря. Различные материалы дают возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения.

Хотелось бы закончить словами Сухомлинского:

«В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира.   Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества …»

 

  •