Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6245 Социализация детей дошкольного возраста через организацию культурных практик

Опубликовано 06.12.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №218

 


 

Социализация детей дошкольного возраста

через организацию культурных практик

 

 

                                                                                   воспитатель: Шонюк Л.М.

 

 

2020

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования авторский коллектив программы «Детство» пересмотрел и переработал программу в соответствии со стандартом. В программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.

          Специально организованная деятельность воспитателя и детей по программе «Детство» происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор.

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Эти виды деятельности и поведения он начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию. Так Н. Б. Крылова в своих трудах употребляет словосочетание «игровая практика», и рассматривает игру, как одну из разнообразных культурных практик. Для ребенка дошкольного возраста такая культурная практика является одной из ведущих.

ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий»

Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.

К понятию «культурная практика» обращается также и М. Ю. Гудова. Автор рассматривает чтение, как особую культурную практику.

Можно сделать вывод, что «культурная практика» - это стихийное и обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.

Одной из таких практик, предложенных авторами программы, является

  •  Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. И здесь важная роль, внесение творчества, создание интереса, конечно же, принадлежит воспитателю. Только опытный воспитатель, знающий и учитывающий индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой дети могут реализовать себя и с желанием участвуют в игровой действительности.
  • Ситуации общении и накопления положительного социально- эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербальною характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-­вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах .Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
  • Творческая мастерская  одна из современных форм образовательной деятельности , которая очень привлекает детей. Дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать , экспериментировать, конструировать. А где же еще  может ребенок  реализовать свои замыслы , как не в мастерской? Именно она предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам ,просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки, игры и коллекционирование. Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
    • Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале
    • Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
    • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и груд в природе.
    • Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

         Если проанализировать программу «Детство», то содержание данной культурной практики можно встретить в   образовательной области «Познавательное развитие» (Развитие сенсорной культуры, Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.).

Игровые комплексы должны иметь различную направленность, выполнять стимулирующую, развивающую функции  и проводится в форме тренингов. Каждый вид тренингов ориентирован, с одной стороны, на развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение, мышление), с другой стороны – на развитие конкретных психических функций (сенсомоторный, интеллектуальный, мнемонический, психомоторный тренинги).

Такие занятия способствуют развитию творческого мышления, совершенствованию мыслительных действий и операций, речевых способностей старших дошкольников.

 Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности.