Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6246 Проект «Если хочешь быть здоров - закаляйся»

Опубликовано 06.12.2020

Салтыкова Надежда Викторовна

МБДОУ№168, г. Кемерово, воспитатель
 

Проект «Если хочешь быть здоров - закаляйся»

 

Проект

«Если хочешь быть здоров»

Актуальность:

Основы будущей жизни, как известно, закладываются в детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением нашего МДБОУ. Необходимость организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, невниманием родителей к здоровому образу жизни в семье.

Существенная роль в системе ЗОЖ принадлежит мероприятиям по закаливанию. Под закаливанием понимается повышение устойчивости - адаптации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло) вследствие применения комплекса систематизированных и целенаправленных мероприятий. Никакой оздоровительный режим немыслим без использования закаливающих процедур. Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть здорового образа жизни. 

Цель

Повышение сопротивляемости организма воспитанников к неблагоприятным условиям окружающей среды, снижение заболеваемости через закаливание

Задачи:

  • Ø формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами закаливания
  • Ø Создать условия для закаливания детей.
  • Ø Повысить у детей интерес к оздоровлению собственного организма
  • Ø Заинтересовать родителей  в укреплении здоровья детей, посредством применения закаливающих процедур в домашних условиях.
  • Ø Укрепить здоровье детей посредством закаливания.

 

Гипотеза. Мы предполагаем, что использование закаливающих процедур в семье и в ДОУ в процессе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста будет способствовать укреплению здоровья ребенка и снижению заболеваемости.

 

Тип проекта: практико-ориентированный

 

Участники проекта:  дети подготовительной  группы, родители воспитанников, воспитатели, помощник воспитателя.

 

Срок реализации проекта: долгосрочный

 

Предполагаемые результаты проекта:

- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему закаливающих мероприятий;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;

- Формирование у детей и повышение интереса к оздоровлению собственного организма;

- Снижение уровня заболеваемости у детей.

- Повышение интереса  родителей к совместному сотрудничеству с ДОУ в проведении закаливающих мероприятий.

- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

- Пополнение предметной среды группы пособиями, спортивным оборудованием.

Образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Формы проведения: Организованная двигательная деятельность, оздоровительная работа, анкетирование и консультации родителей, образовательная деятельность,  игровая,  продуктивная,

закаливающие процедуры: воздушные ванны, бодрящая гимнастика после сна, хождение по дорожке здоровья, пребывание на свежем воздухе, полоскание горла, умывание, контрастные ванночки для ног.


Этапы проекта.

1 этап - подготовительный.

  • Ø анкетирование родителей;
  • беседы с родителями;
  • наблюдение за детьми
  • Ø обсуждение цели, задачи с родителями и педагогами
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • Ø перспективное планирование проекта;
  • разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Ø Изучить и проанализировать уровень заболевания детей группы за  прошедший год

2 этап -практический.

Работа с детьми:

-Ежедневные закаливающие процедуры

-Тематические беседы с детьми по темам:
« Лето красное – для здоровья время прекрасное», «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья»,  «На зарядку -становись», «Двигайся  больше - проживешь дольше», «Твое питание-твое здоровье», «Полезные и вредные привычки», методическое пособие Т.А.Шарыгина Беседы о здоровье

-Просмотр презентации ««Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»

-Игры подвижные, дид.: «Вредно-полезно», «Доскажи словечко», «Витамины на столе»

-Выставка детских работ:

 Рисунки на тему «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»,

«Зелёная аптека на окне»

  Лепка «Витаминная корзинка»

-Чтение: Маршак С.Я. «Мойдодыр». Лебедев-Кумач «Закаляйся», Михалков «Про мимозу», народные потешки,

-Мультфильмы: «Ох и Ах», «Мойдодыр»

-Сюжетно-ролевые игры: «Спортивная школа», « Соревнования». «Поликлиника»

-Развлечения: Викторина «Что такое хорошо, что такое плохо»

           «Веселые старты»

 

Средства закаливания:

Солнце, воздух, вода

Закаливание воздухом:

  • Ø Сон без маек
  • Ø Воздушные ванны
  • Ø Бодрящая гимнастика, топтание по дорожке здоровья (профилактика плоскостопия)
  • Ø Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры
  • Ø Катание на коньках, лыжах

Закаливание водой:

  • Умывание лица и  обливание рук до локтей  прохладной водой.

Начальная температура воды   +26–28 °С, то есть примерно чуть выше комнатной температуры. Постепенно температуру нужно понижать (через каждые 2—3 дня) на 0,5–1 °С, до +14, +160.  Умывания проводится ежедневно в утренние часы, после ночного сна.

  • Полоскание горла кипяченой водой.

Полоскание проходит каждый день утром после сна, в обед и  перед ночным сном. Начинается с температуры воды в 30 градусов, затем через каждые 10 дней понижается на 1 градус и доводится до температуры воды для полоскания горла в 20-25 градусов. На полоскание затрачивают 1/2,  1/3 стакана воды, и времени проведения — 1 мин.

  • Контрастные ванночки для ног в комплексе с профилактическим массажем стоп. 

          Сначала тёплой водой, t 360, затем прохладной, начиная с 28 0 и постепенно снижая до 20 0, и вновь тёплой – 36, повторяют 3-4 раза (далее понижают температуру воды во втором резервуаре на 1 градус в неделю и доводят ее до 18-20 С.).После закаливания  ноги обтирают сухим полотенцем до легкого покраснения  кожи.

Оздоровительные мероприятия:

  • Ø Дыхательная гимнастика – укрепляет и стимулирует верхние дыхательные пути.
  • Ø Физминутки во время занятий-

 повышают и сохраняют умственную активность и работоспособность детей во время занятий. Обеспечивают непродолжительный отдых в то время, когда ребёнок испытывает значительную нагрузку

  • Ø Аромотерапия (лук, чеснок)

применяется для профилактики орви, гриппа.

  • Ø Физкультурные паузы (двигательные разминки)

Предотвращают развитие утомления, снимают эмоциональное напряжение  в процессе образовательной деятельности, требующей умственной нагрузки, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличивают двигательную активность детей.

 

Работа с родителями:

  • Ø Анкетирование «Определение уровня знаний о закаливающих процедурах»
  • Индивидуальные беседы.
  • Ø Знакомство с проектом «Если хочешь быть здоров- закаляйся».
  • Ø Презентация «Польза закаливания в детском саду»
  • Ø Круглый стол для родителей «Как заинтересовать ребенка закаливающими процедурами» (Обмен опытом семейного воспитания)
  • Ø Фотоколлаж «Здоровье ребенка в наших руках»
  • Консультация: «Нужна ли закалка детскому организму?»
  • Консультация «Сезонная одежда для прогулок»
  • Ø Разработать памятку для родителей «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью»
  • Ø Изготовление стенгазет «Мы за здоровый образ жизни»
  • Ø День открытых дверей «Босохождение – элемент закаливания организма»
  • Ø Ширма-передвижка «Гуляем в морозную погоду»
  • Ø Памятка для родителей «Симптомы и лечение ОРВИ

3 этап - завершающий.

  • Ø Диагностика заболеваемости
  • Ø Презентация проекта на педсовете

По результатам диагностики снизились показатели заболеваемости детей.
У детей повысились знания о значимости закаливания для здорового образа жизни.
Расширилось представление об оздоровительных мероприятиях

У детей значительно повысился интерес и желание принимать участие в закаливающих процедурах.
С поставленными задачами мы справились. Закаливающие процедуры проводились регулярно. У детей сформированы умения и навыки самообслуживания, развита потребность в заботе о своем здоровье, родители готовы продолжать совместную деятельность в ДОУ в проведении закаливающих мероприятий

        Выводы.

Гипотеза исследования о том, что закаливающие мероприятия являются эффективным методом укрепления иммунитета и профилактики заболеваний детей ст. дошкольного возраста в ДОУ подтвердилась. Закаливающие мероприятия оказались эффективными и могут быть рекомендованы для дальнейшего применения в дошкольном учреждении, а также для применения родителями в домашних условиях.

Эффект закаливающих процедур может быть достигнут только при систематической и совместной работе семьи с ДОУ.