Салтыкова Надежда Викторовна
Проект «Если хочешь быть здоров - закаляйся»
Проект
«Если хочешь быть здоров»
Актуальность:
Основы будущей жизни, как известно, закладываются в детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением нашего МДБОУ. Необходимость организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения. Актуальность такого подхода обоснована состоянием здоровья детей, невниманием родителей к здоровому образу жизни в семье.
Существенная роль в системе ЗОЖ принадлежит мероприятиям по закаливанию. Под закаливанием понимается повышение устойчивости - адаптации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло) вследствие применения комплекса систематизированных и целенаправленных мероприятий. Никакой оздоровительный режим немыслим без использования закаливающих процедур. Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть здорового образа жизни.
Цель
Повышение сопротивляемости организма воспитанников к неблагоприятным условиям окружающей среды, снижение заболеваемости через закаливание
Задачи:
- Ø формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами закаливания
- Ø Создать условия для закаливания детей.
- Ø Повысить у детей интерес к оздоровлению собственного организма
- Ø Заинтересовать родителей в укреплении здоровья детей, посредством применения закаливающих процедур в домашних условиях.
- Ø Укрепить здоровье детей посредством закаливания.
Гипотеза. Мы предполагаем, что использование закаливающих процедур в семье и в ДОУ в процессе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста будет способствовать укреплению здоровья ребенка и снижению заболеваемости.
Тип проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, помощник воспитателя.
Срок реализации проекта: долгосрочный
Предполагаемые результаты проекта:
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему закаливающих мероприятий;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
- Формирование у детей и повышение интереса к оздоровлению собственного организма;
- Снижение уровня заболеваемости у детей.
- Повышение интереса родителей к совместному сотрудничеству с ДОУ в проведении закаливающих мероприятий.
- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
- Пополнение предметной среды группы пособиями, спортивным оборудованием.
Образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Формы проведения: Организованная двигательная деятельность, оздоровительная работа, анкетирование и консультации родителей, образовательная деятельность, игровая, продуктивная,
закаливающие процедуры: воздушные ванны, бодрящая гимнастика после сна, хождение по дорожке здоровья, пребывание на свежем воздухе, полоскание горла, умывание, контрастные ванночки для ног.
Этапы проекта.
1 этап - подготовительный.
- Ø анкетирование родителей;
- беседы с родителями;
- наблюдение за детьми
- Ø обсуждение цели, задачи с родителями и педагогами
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- Ø перспективное планирование проекта;
- разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Ø Изучить и проанализировать уровень заболевания детей группы за прошедший год
2 этап -практический.
Работа с детьми:
-Ежедневные закаливающие процедуры
-Тематические беседы с детьми по темам:
« Лето красное – для здоровья время прекрасное», «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья», «На зарядку -становись», «Двигайся больше - проживешь дольше», «Твое питание-твое здоровье», «Полезные и вредные привычки», методическое пособие Т.А.Шарыгина Беседы о здоровье
-Просмотр презентации ««Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»
-Игры подвижные, дид.: «Вредно-полезно», «Доскажи словечко», «Витамины на столе»
-Выставка детских работ:
Рисунки на тему «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»,
«Зелёная аптека на окне»
Лепка «Витаминная корзинка»
-Чтение: Маршак С.Я. «Мойдодыр». Лебедев-Кумач «Закаляйся», Михалков «Про мимозу», народные потешки,
-Мультфильмы: «Ох и Ах», «Мойдодыр»
-Сюжетно-ролевые игры: «Спортивная школа», « Соревнования». «Поликлиника»
-Развлечения: Викторина «Что такое хорошо, что такое плохо»
«Веселые старты»
Средства закаливания:
Солнце, воздух, вода
Закаливание воздухом:
- Ø Сон без маек
- Ø Воздушные ванны
- Ø Бодрящая гимнастика, топтание по дорожке здоровья (профилактика плоскостопия)
- Ø Прогулки на свежем воздухе, подвижные игры
- Ø Катание на коньках, лыжах
Закаливание водой:
- Умывание лица и обливание рук до локтей прохладной водой.
Начальная температура воды +26–28 °С, то есть примерно чуть выше комнатной температуры. Постепенно температуру нужно понижать (через каждые 2—3 дня) на 0,5–1 °С, до +14, +160. Умывания проводится ежедневно в утренние часы, после ночного сна.
- Полоскание горла кипяченой водой.
Полоскание проходит каждый день утром после сна, в обед и перед ночным сном. Начинается с температуры воды в 30 градусов, затем через каждые 10 дней понижается на 1 градус и доводится до температуры воды для полоскания горла в 20-25 градусов. На полоскание затрачивают 1/2, 1/3 стакана воды, и времени проведения — 1 мин.
- Контрастные ванночки для ног в комплексе с профилактическим массажем стоп.
Сначала тёплой водой, t 360, затем прохладной, начиная с 28 0 и постепенно снижая до 20 0, и вновь тёплой – 360 , повторяют 3-4 раза (далее понижают температуру воды во втором резервуаре на 1 градус в неделю и доводят ее до 18-20 С.).После закаливания ноги обтирают сухим полотенцем до легкого покраснения кожи.
Оздоровительные мероприятия:
- Ø Дыхательная гимнастика – укрепляет и стимулирует верхние дыхательные пути.
- Ø Физминутки во время занятий-
повышают и сохраняют умственную активность и работоспособность детей во время занятий. Обеспечивают непродолжительный отдых в то время, когда ребёнок испытывает значительную нагрузку
- Ø Аромотерапия (лук, чеснок)
применяется для профилактики орви, гриппа.
- Ø Физкультурные паузы (двигательные разминки)
Предотвращают развитие утомления, снимают эмоциональное напряжение в процессе образовательной деятельности, требующей умственной нагрузки, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличивают двигательную активность детей.
Работа с родителями:
- Ø Анкетирование «Определение уровня знаний о закаливающих процедурах»
- Индивидуальные беседы.
- Ø Знакомство с проектом «Если хочешь быть здоров- закаляйся».
- Ø Презентация «Польза закаливания в детском саду»
- Ø Круглый стол для родителей «Как заинтересовать ребенка закаливающими процедурами» (Обмен опытом семейного воспитания)
- Ø Фотоколлаж «Здоровье ребенка в наших руках»
- Консультация: «Нужна ли закалка детскому организму?»
- Консультация «Сезонная одежда для прогулок»
- Ø Разработать памятку для родителей «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью»
- Ø Изготовление стенгазет «Мы за здоровый образ жизни»
- Ø День открытых дверей «Босохождение – элемент закаливания организма»
- Ø Ширма-передвижка «Гуляем в морозную погоду»
- Ø Памятка для родителей «Симптомы и лечение ОРВИ
3 этап - завершающий.
- Ø Диагностика заболеваемости
- Ø Презентация проекта на педсовете
По результатам диагностики снизились показатели заболеваемости детей.
У детей повысились знания о значимости закаливания для здорового образа жизни.
Расширилось представление об оздоровительных мероприятиях
У детей значительно повысился интерес и желание принимать участие в закаливающих процедурах.
С поставленными задачами мы справились. Закаливающие процедуры проводились регулярно. У детей сформированы умения и навыки самообслуживания, развита потребность в заботе о своем здоровье, родители готовы продолжать совместную деятельность в ДОУ в проведении закаливающих мероприятий
Выводы.
Гипотеза исследования о том, что закаливающие мероприятия являются эффективным методом укрепления иммунитета и профилактики заболеваний детей ст. дошкольного возраста в ДОУ подтвердилась. Закаливающие мероприятия оказались эффективными и могут быть рекомендованы для дальнейшего применения в дошкольном учреждении, а также для применения родителями в домашних условиях.
Эффект закаливающих процедур может быть достигнут только при систематической и совместной работе семьи с ДОУ.