ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ РЕБЁНКА В
ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
СКАЧАТЬ (с фото)
1.Актуальность: Эмоциональный комфорт ребёнка – немаловажный аспект внимания воспитателя. Дети часто находятся в «плену» эмоций, так как ещё не могут управлять своими чувствами. Это приводит к импульсивному поведению, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, видеть и понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольное поведение. Поэтому одной из главных задач педагога является создание психологических условий для эмоционального комфорта каждого ребёнка и развития его личности.
2.Цель: Создание условий для сохранения психического здоровья каждого ребёнка в группе компенсирующей направленности.
3.Материалы и оборудование: В целях поддержания благоприятного психологического климата, рационального использования пространства, обеспечения как группового, так и индивидуального подхода в работе с детьми, в группе оборудованы уголки, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, воспитанию нравственных качеств, веры в добро и исполнение желаний.
«Уголок волшебных звуков» - оборудован магнитофоном, наушниками, коллекцией аудиокассет, СД и DVD –дисков. Мерцающие светильники, гелевые часы, песочные картины, фонтанчики.
Ребятам предлагается для прослушивания различные звуки природы, из чего родилась музыка, детские любимые песенки, сказки, классические произведения. Время от 3 до 10 мин. Материал способствует развитию навыков саморегуляции, умению владеть собой, уединению, индивидуальной релаксации.
«Уголок двигательной активности» – различное спортивное оборудование способствует снятию мышечного напряжения. Мишень «Капризка», тренажёр «Шарики», стаканчики для крика, подушки для «Рыцарского боя», мягкие «конфеты» предназначены для обучения детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снятию агрессивного настроения.
«Уголок умелые ручки» - оборудован модулем для игры с песком и водой, коллекцией маленьких игрушек: мировые девчонки, герои любимых сказок, смешарики для режиссерских игр. Цветные клубочки, коллекция круп, пуговиц, пособия «Рисуем нитками», «Рисуем пальчиками по манке».
В группе компенсирующей направленности у детей часто плохо развита мелкая моторика рук, они отказываются рисовать, с трудом справляются с продуктивными видами деятельности. Занятия в данном уголке способствуют снятию мышечного напряжения, тревожности, неуверенности в своих действиях. Многократное повторение и быстрое исправление результата неверного движения способствует повышению самооценки и настроения.
«Уголок уединения» - расположен в спальне. Оборудован детской мягкой мебелью, мягким ковром. На столике альбом с семейными и групповыми фотографиями, настольные игры (на 1-2 человека), «сонными игрушками». Попасть в уголок можно, только пройдя через «Сухой дождь». Всё это способствует улучшению настроения, активизации работы нервной системы, восстановлению душевного равновесия.
«Уголок дружбы» - оборудован картотекой игр для сплочения детей. «Букет дружбы», мешочки настроений, игрушки «хорошего настроения» (мешочек смеха, с музыкальным сопровождением), развивающие игры, способствующие бесконфликтному общению детей, коробка - мирилка, ковёр «Дружбы», сказки о дружбе, самопрезентации детей, выставки индивидуальных коллекций и т.д.
Материал направлен для обучения навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Картотека игр для сплочения детей.
- Приветствия
- Успокойки
- Мирилки
- Дразнилки - использование устного народного творчества помогает сгладить конфликтную ситуацию, поднимает настроение, развивает чувство юмора.
Упражнение: «Букет дружелюбия»
Каждому раздать по цветку, и все вместе собирают «Букет дружелюбия». Перед этим ребёнок просит что-то приятное для соседа: «Цветок, сделай так, чтобы Диме…»,
- и отдаёт цветок в общий букет.
2 вариант: Цветок помогает ребёнку позиционировать себя с положительной стороны: «Какой я…»
«Копилка добрых дел»
- Полить цветы
- Игра с мячом «Добрые слова»
- Игра «Менялки»
- Помыть игрушки
- Игра «Волшебный стул»
(дети говорят о сидящем, только хорошие слова)
Игры с клубочком
Цель: успокоить расшалившихся детей, обучить одному из приёмов саморегуляции.
1.Предложить одному смотать клубок
2.Круг дружбы крепкий, как нить в клубке. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут крепко дружить.
В заключение можно вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
Игра «Подушка примирения»
Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
Подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки, которые надевают и произносят стихи - мирилки.
Игра «Коробочка примирения»
Цель:научить детей разным способам примирения после ссоры.
Яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы. Дети просовывают руки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося
Стихи - мирилки.
Игра «Коробочки добрых дел»
Цель: научить чуткому отношению к товарищам, воспитать чувства уважения к людям.
Чтение стихов, рассказов, беседы, загадки по теме: «Что такое хорошо, что такое плохо». У каждого своя коробочка, в которой хранятся фишки за хорошие поступки, в конце недели приз.
Игра «Мешочки настроений»
Цель: научить избавляться от плохого настроения.
1 вариант: В тёмный мешочек с плохим настроением складывают злость, обиды и тщательно завязывают шнурок, а из светлого мешка с хорошим настроением берут улыбки, смех, радость.
2 вариант: Утром дети определяют своё настроение, раскладывая по мешочкам свои фотографии, а в конце дня смотрят что изменилось и почему.
3 вариант: Перед обедом или ужином вспоминают все дела и поступки, раскладывая карточки (весёлые и грустные), а потом смотрят чего было больше хорошего или плохого в группе.
Игра «Я хочу с тобой подружиться»
Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После сам становится водящим.
Игра «Доброе животное»
Дети вместе с педагогом – одно большое, доброе животное. Дышат вместе, слушают как оно дышит. Вдох - все делают шаг вперёд. Выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Затем все изображают и слушают, как бьётся его большое сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперёд и т. д.
Игра «Кто, как и ты?»
Дети встают в круг, а педагог задаёт вопросы: «у кого есть сестра?». Дошкольники, у кого есть сестра выходят в круг, касаются ладошек и говорят: «Мы» и т.д. После 3-5 подобных вопросов, педагог спрашивает у каждого по очереди: «Кто, как и ты, любит…?». Ребёнок должен хотя бы раз ответит, а другие дети могут дополнить его.
Ковёр «Дружбы»
1 вариант: релаксация под музыку.
2 вариант: прослушивание сказки.
3 вариант: приветствие, прощание, анализ добрых и полезных дел.
ИГРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ
«ЧУЖИЕ РИСУНКИ»
Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.
Каждый ребёнок рисует свой страх. Дети их рассматривают и по очереди рассказывают, что они нарисовали и чего боятся.
«БОЮСЬКА»
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нём.
Дети быстро передают мяч. Получивший его, должен назвать тот или иной страх «БОЮСЬКУ» и передать мяч следующему.
«ИГОЛКА И НИТКА»
Цель: активизировать детей, создать у них рабочее настроение.
Дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впереди стоящего. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СДВГ
«НАЙДИ ОТЛИЧИЕ»
Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.
Описание игры: ребёнок рисует не сложный рисунок (котика, домик, дерево…) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает детали и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Потом они меняются ролями.
«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, агрессивность, гармонизировать отношения между взрослым и ребёнком.
Подбираются 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, вата и т.д. Всё выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что «зверёк» будет прикасаться к руке (щеке, колену, ноге…), а ребёнок должен угадать, что это с закрытыми глазами. Можно меняться с ребёнком местами.
«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие как можно скорее должны передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно максимально в быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись в круг спиной и убрав руки за спин. Можно усложнить: закрыть глаза, или использовать несколько мячей.
«ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Цель: игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры. (можно вместо движений повторять цифры, а на запрещённое число – хлопать в ладоши)
4.Методические материалы: В работе с детьми используются учебные пособия А. Фесюковой «Я и другие», «Я и моё поведение». В последнее время к воспитателям всё чаще обращаются родители с вопросами о том, что делать, если: ребёнок дерётся со всеми, не играет со сверстниками, постоянно держится за мамину юбку, не может устоять на месте и пяти минут. Список подобных вопросов расширяется. Поэтому разработаны и проводятся в группе
v Родительское собрание «Толерантное поведение взрослых и детей»
v Круглый стол «Учим ребёнка общению. Как?»
v Индивидуальные консультации и индивидуальные игровые сеансы совместно родителей и детей
v Разработаны различные памятки
Памятка поведения родителей с ребёнком, испытывающего страх:
v Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребёнок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал». Вы ещё больше напугаете ребёнка, но это самое меньшее, что может произойти: неврозы, заикания, отклонения в развитии
v Не относитесь к страхам детей как капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость».
v Не принижайте значение страха для самого ребёнка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребёнку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что «монстров» не существует, обычно невозможно.
v Постоянно уверяйте ребёнка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребёнок должен верить вам.
v Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно его беспокоит и что явилось причиной страха.
v Постарайтесь отвлекать ребёнка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем - нибудь. Больше разговаривайте с ребёнком!
v Поддерживайте ребёнка, но не идите на поводу. Например, если ребёнок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит его, но не избавит от страха.
Памятка поведения родителей с гиперактивным ребёнком:
- Поддерживать дома чёткий распорядок дня;
- Выслушивать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);
- Автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
- Отвлекать ребёнка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить его действия);
- Сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
- Не запрещать действия ребёнка в категоричной форме;
- Не читать нотаций (ребёнок их всё равно не слышит);
- Не приказывать, а просить (но не заискивать);
- Не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения.
Памятка поведения родителей с застенчивым ребёнком:
v Если к ребёнку кто-то обратился с вопросом, не спешите говорить за него, надо предоставить ему возможность самому пойти на контакт;
v Важно проигрывать с ребёнком ситуации общения с другими людьми, используя ролевые игры и кукольный театр;
v При чтении стихов и их заучивании необходимо предлагать ребёнку проигрывать их по очереди за всех героев;
v Желательно чаще приглашать домой хорошо знакомых детей и понаблюдать, как ваш ребёнок играет с гостями.
v Выбирать игры и упражнения надо сообразно темпераменту ребёнка;
v В присутствии других людей не стоит отчитывать своего ребёнка и сравнивать его с другими детьми (можно только с его собственными результатами).
v Необходимо создать ребёнку комфортные условия дома, чтобы он чувствовал себя уютно и спокойно;
v Надо организовать совместное проведение досугов, свободного времени, чаще отправляться на прогулки всей семьёй.
5.Предполагаемый результат: Формирование положительных черт характера (смелость, уверенность, доброта…), умение понимать чувства других людей и умение выражать свои, позиционировать себя с положительной стороны. Знакомство с правилами этикета и сотрудничества, развитие произвольного поведения и самоконтроля, совершенствование коммуникативных навыков.