Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6264 «Эмоциональный комфорт ребёнка в группе компенсирующей направленности»

Опубликовано 12.12.2020
Борская Елена Николаевна
МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборск
воспитатель

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ РЕБЁНКА В

ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

СКАЧАТЬ (с фото)

 

1.Актуальность: Эмоциональный комфорт ребёнка – немаловажный аспект внимания воспитателя. Дети часто находятся  в «плену» эмоций, так как ещё не могут управлять своими чувствами. Это  приводит к импульсивному поведению, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, видеть и понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольное поведение. Поэтому одной из главных задач педагога является создание психологических условий для эмоционального комфорта каждого ребёнка и развития его личности.

2.Цель: Создание условий для сохранения психического здоровья каждого ребёнка в группе компенсирующей направленности.

3.Материалы и оборудование: В целях поддержания благоприятного психологического климата, рационального использования пространства, обеспечения как группового, так и индивидуального подхода в работе с детьми, в группе оборудованы уголки, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, воспитанию нравственных качеств, веры в добро и исполнение желаний.

«Уголок волшебных звуков» - оборудован магнитофоном, наушниками, коллекцией аудиокассет, СД и DVD –дисков. Мерцающие светильники, гелевые часы, песочные картины, фонтанчики.

Ребятам предлагается для прослушивания различные звуки природы, из чего родилась музыка, детские любимые песенки, сказки, классические произведения. Время от 3 до 10 мин. Материал способствует развитию навыков саморегуляции, умению владеть собой, уединению, индивидуальной релаксации.

 

 «Уголок двигательной активности» – различное спортивное оборудование способствует снятию мышечного напряжения. Мишень «Капризка», тренажёр «Шарики», стаканчики для крика, подушки для «Рыцарского боя», мягкие «конфеты» предназначены для обучения детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снятию агрессивного настроения.

                            

 

«Уголок умелые ручки» - оборудован модулем для игры с песком и водой, коллекцией маленьких игрушек: мировые девчонки, герои любимых сказок, смешарики для режиссерских игр. Цветные клубочки, коллекция круп, пуговиц, пособия «Рисуем нитками», «Рисуем пальчиками по манке».

В группе компенсирующей направленности у детей часто плохо развита мелкая моторика рук, они отказываются рисовать, с трудом справляются с продуктивными видами деятельности. Занятия в данном уголке способствуют снятию мышечного напряжения, тревожности, неуверенности в своих действиях. Многократное повторение и быстрое исправление результата неверного движения способствует повышению самооценки и настроения.

 

 

«Уголок уединения» - расположен в спальне. Оборудован детской мягкой мебелью, мягким ковром. На столике альбом с семейными и групповыми фотографиями, настольные игры (на 1-2 человека), «сонными игрушками». Попасть  в уголок можно, только пройдя через «Сухой дождь». Всё это способствует улучшению настроения, активизации работы нервной системы, восстановлению душевного равновесия.

 

«Уголок дружбы» - оборудован картотекой игр для сплочения детей. «Букет дружбы», мешочки настроений, игрушки «хорошего настроения» (мешочек смеха, с музыкальным сопровождением), развивающие игры, способствующие бесконфликтному общению детей, коробка - мирилка, ковёр «Дружбы», сказки о дружбе, самопрезентации детей, выставки индивидуальных коллекций и т.д.

 

Материал направлен для обучения навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

 

 

Картотека игр для сплочения детей.

  • Приветствия
  • Успокойки
  • Мирилки
  • Дразнилки - использование устного народного творчества помогает сгладить конфликтную ситуацию, поднимает настроение, развивает чувство юмора.    

Упражнение: «Букет дружелюбия»

Каждому раздать по цветку, и все вместе собирают «Букет дружелюбия». Перед этим ребёнок просит что-то приятное для соседа: «Цветок, сделай так, чтобы Диме…»,

- и отдаёт цветок в общий букет.  

2 вариант: Цветок помогает ребёнку позиционировать себя с положительной стороны: «Какой я…»                                                                                                                        

«Копилка добрых дел»

  • Полить цветы
  • Игра с мячом «Добрые слова»
  • Игра «Менялки»
  • Помыть игрушки
  • Игра «Волшебный стул»

(дети говорят о сидящем, только хорошие слова)

Игры с клубочком

Цель: успокоить расшалившихся детей, обучить одному из приёмов саморегуляции.

1.Предложить одному смотать клубок

2.Круг дружбы крепкий, как нить в клубке. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе всегда будут крепко дружить.

 В заключение можно вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Игра «Подушка примирения»

Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Подушка, на которую можно сесть двум детям. К ней пришиваются на резинках перчатки, которые надевают и произносят стихи - мирилки.

Игра «Коробочка примирения»

Цель:научить детей разным способам примирения после ссоры.

Яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы. Дети просовывают руки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося

 Стихи - мирилки.

Игра «Коробочки добрых дел»

Цель: научить чуткому отношению к товарищам, воспитать чувства уважения к людям.

Чтение стихов, рассказов, беседы, загадки по теме: «Что такое хорошо, что такое плохо». У каждого своя коробочка, в которой хранятся фишки за хорошие поступки, в конце недели приз.

 

                                                   

Игра «Мешочки настроений»

Цель: научить избавляться от плохого настроения.

1 вариант: В тёмный мешочек с плохим настроением складывают злость, обиды и тщательно завязывают шнурок, а из светлого мешка с хорошим настроением берут улыбки,  смех, радость.

2 вариант: Утром дети определяют своё настроение, раскладывая по мешочкам свои фотографии, а в конце дня смотрят что изменилось и почему.

3 вариант: Перед обедом или ужином вспоминают все дела и поступки, раскладывая карточки (весёлые и грустные), а потом смотрят чего было больше хорошего или плохого в группе.

Игра «Я хочу с тобой подружиться»

Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот,  кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После сам становится водящим.

Игра «Доброе животное»

Дети вместе с педагогом – одно большое, доброе животное. Дышат вместе, слушают как оно дышит. Вдох - все делают шаг вперёд. Выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Затем все изображают и слушают, как бьётся его большое сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперёд и т. д.

Игра «Кто, как и ты?»

Дети встают в круг, а педагог задаёт вопросы: «у кого есть сестра?». Дошкольники, у кого есть сестра выходят в круг, касаются ладошек и говорят: «Мы» и т.д. После 3-5 подобных вопросов, педагог спрашивает у каждого по очереди: «Кто, как и ты, любит…?». Ребёнок должен хотя бы раз ответит, а другие дети могут дополнить его.

Ковёр «Дружбы»

1 вариант: релаксация под музыку.

2 вариант: прослушивание сказки.

3 вариант: приветствие, прощание, анализ добрых и полезных дел.

 

                                      

 

ИГРЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ

«ЧУЖИЕ РИСУНКИ»

Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

Каждый ребёнок рисует свой страх. Дети их рассматривают  и по очереди рассказывают, что они нарисовали и чего боятся.

 

«БОЮСЬКА»

Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нём.

Дети быстро передают мяч. Получивший его, должен назвать тот или иной страх «БОЮСЬКУ» и передать мяч следующему.

«ИГОЛКА И НИТКА»

Цель: активизировать детей, создать у них рабочее настроение.

Дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впереди стоящего. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

 

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СДВГ

«НАЙДИ ОТЛИЧИЕ»

Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.

Описание игры: ребёнок рисует не сложный рисунок (котика, домик, дерево…) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает детали и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Потом они меняются ролями.

«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, агрессивность, гармонизировать отношения между взрослым и ребёнком.

Подбираются 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, вата и т.д. Всё выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что «зверёк» будет прикасаться к руке (щеке, колену, ноге…), а ребёнок должен угадать, что это с закрытыми глазами. Можно меняться с ребёнком местами.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие как можно скорее должны передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно максимально в быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись в круг спиной и убрав руки за спин. Можно усложнить: закрыть глаза, или использовать несколько мячей.

«ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры. (можно вместо движений повторять цифры, а на запрещённое число – хлопать в ладоши)

4.Методические материалы: В работе с детьми используются учебные пособия А. Фесюковой «Я и другие», «Я и моё поведение». В последнее время к воспитателям всё чаще обращаются родители с вопросами о том, что делать, если: ребёнок дерётся со всеми, не играет со сверстниками, постоянно держится за мамину юбку, не может устоять на месте и пяти минут. Список подобных вопросов расширяется. Поэтому разработаны и проводятся в группе

v Родительское собрание «Толерантное поведение взрослых и детей»

v Круглый стол «Учим ребёнка общению. Как?»

v Индивидуальные консультации и индивидуальные игровые сеансы совместно родителей и детей

v Разработаны различные памятки

Памятка поведения родителей с ребёнком, испытывающего страх:

v Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребёнок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, «чтобы привыкал». Вы ещё больше напугаете ребёнка, но это самое меньшее, что может произойти: неврозы, заикания, отклонения в развитии

v Не относитесь к страхам детей как капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за «трусость».

v Не принижайте значение страха для самого ребёнка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребёнку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что «монстров» не существует, обычно невозможно.

v Постоянно уверяйте ребёнка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребёнок должен верить вам.

v Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно его беспокоит и что явилось причиной страха.

v Постарайтесь отвлекать ребёнка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем - нибудь. Больше разговаривайте с ребёнком!

v Поддерживайте ребёнка, но не идите на поводу. Например, если ребёнок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит его, но не избавит от страха.

Памятка поведения родителей с гиперактивным ребёнком:

  • Поддерживать дома чёткий распорядок дня;
  • Выслушивать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас);
  • Автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
  • Отвлекать ребёнка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить его действия);
  • Сфотографировать ребёнка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
  • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • Не запрещать действия ребёнка в категоричной форме;
  • Не читать нотаций (ребёнок их всё равно не слышит);
  • Не приказывать, а просить (но не заискивать);
  • Не настаивать на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало принёс извинения.

Памятка поведения родителей с застенчивым ребёнком:

v Если к ребёнку кто-то обратился с вопросом, не спешите говорить за него, надо предоставить ему возможность самому пойти на контакт;

v Важно проигрывать с ребёнком ситуации общения с другими людьми, используя ролевые игры и кукольный театр;

v При чтении стихов и их заучивании необходимо предлагать ребёнку проигрывать их по очереди за всех героев;

v Желательно чаще приглашать домой хорошо знакомых детей и понаблюдать, как ваш ребёнок играет с гостями.

v Выбирать игры и упражнения надо сообразно темпераменту ребёнка;

v В присутствии других людей не стоит отчитывать своего ребёнка и сравнивать его с другими детьми (можно только с его собственными результатами).

v Необходимо создать ребёнку комфортные условия дома, чтобы он чувствовал себя уютно и спокойно;

v Надо организовать совместное проведение досугов, свободного времени, чаще отправляться на прогулки всей семьёй.

 

5.Предполагаемый результат: Формирование положительных черт характера (смелость, уверенность, доброта…), умение понимать чувства других людей и умение выражать свои, позиционировать себя с положительной стороны. Знакомство с правилами этикета и сотрудничества, развитие произвольного поведения и самоконтроля, совершенствование коммуникативных навыков.