Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6265 Рабочая программа «Влияние физкультурных занятий и дополнительных видов деятельности на открытом воздухе на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»

Опубликовано 12.12.2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК» с. ЛЕБЕДЕВКА

 

 

Рабочая программа

Влияние физкультурных занятий и дополнительных видов деятельности на открытом воздухе на сохранение и укрепление здоровья детей  дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

 

 

Автор: Инструктор по физической культуре

Первой квалификационной категории  

Тестова Татьяна Алексеевна

 

 

 

2020

Аннотация

 

В эпоху компьютеризации мало времени уделяется физической подготовленности детей дошкольного возраста. В связи с этим страдает развитие физических качеств, а отсюда и здоровье детей.

Рост детской заболеваемости, прогрессирующая гиподинамия современных детей,гиперопека со стороны взрослых пагубно влияют не только на физическое здоровье ребёнка, но и на социализирование его в мире физической культуры и социокультурном обществе.

Данная рабочая программа разработана с целью, сохранения, укрепления и преумножения физического здоровья воспитанников МКДОУ.

          При проведении физкультурных занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.

Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в тёплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Важность проведения физкультурных занятий на свежем воздухе очевидна. Систематические наблюдения показали, что дети легко адаптируются в новой обстановке проведения физкультурных занятий на воздухе, хорошо чувствуют себя даже в холодное время года, всегда эмоционально положительно настроены, с радостью ждут предстоящего занятия.

Рабочая программа ориентирована надетей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.Данная программа реализуется через следующие разделы: легкая атлетика, подвижные игры и элементы спортивных игр, гимнастика, лыжная подготовка, туризм.

При написании Программы были использованы некоторые выкладки методических разработок:

  1. Буцинская П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду
  2. Глушкова Г. В. "Физкульт - Ура! ". Помощь родителям в физическом воспитании детей // Ребенок в дет.саду.
  3. Гуленина О. А. Использование нестандартного физкультурного оборудования // Дошк. педагогика.
  4. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. – Лёгкая атлетика
  5. Завьялова Т. П. Авторская программа «Туристята»
  6. Иванов В. А. Методика комплексного развития основных двигательных качеств детей 3-7 лет в режиме дошкольных учреждений
  7. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами
  8. Лазарев И.В. Практикум по лёгкой атлетике
  9. Осокина Т.И.,  Фурмина Л.С,   Игры  и  развлечения  на  воздухе

 

 

Целевой раздел

 

Пояснительная записка

Цель программы:Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, социализирование его в мире физической культуры и социокультурном обществе посредствамфизкультурных занятий и дополнительных видов деятельности на открытом воздухе.

Задачи программы:

1.Формировать  начальные представления о здоровом образе жизни;

2.Мотивировать ребёнка на ведение здорового образа жизни

3.Совершенствовать функциональные системы и закаливание организма ребенка;

4.Развивать физические качества - скоростные, силовые, гибкость, выносливость, координация;

5.Накапливать и обогащать двигательный опыт детей при овладении ими основных видов движений (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье);

6.Формировать потребность в двигательной активности при помощи активной ходьбы, с  преодолением препятствий;

7.Воспитывать силу воли, выдержку, умение действовать в микро группах, общей группе, способность преодолевать трудности;

8.Расширить и закрепить представления о различных видах спорта;

9.Развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности на свежем воздухе;

10.Социализировать ребенка в среде сверстников.

11.Инициировать  родителей поддерживать двигательную активность ребёнка на свежем воздухе

 

Принципы формирования программы:

  •Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для  двигательной  активности детей на открытом воздухе.

  •Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно – оздоровительной работы с детьми на основе личностного  подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.

  •Принцип индивидуализации позволяет создавать лояльный режим в процессе проведения занятий, по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.

  •Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий на свежем воздухе, непрерывности и систематичности чередования   нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий.

  •Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах.

 •Принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников.

Возрастные особенности

Младший, средний возраст

Для  соблюдения основных педагогических принципов на занятиях с детьми 3-4 лет необходимо знать особенности их развития. Именно период от 3 до 4 лет считается первым критическим возрастом в жизни ребёнка.

Важными показателями развития у детей выступают особенности развития их опорно-двигательного аппарата: совершенствуются отдельные отделы позвоночника, но скелет остается гибким при продолжающемся во времени окостенении, что исключает использование на физкультурных занятиях силовых упражнений, и повышает значимость контроля за правильностью позы детей.

Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет направленны на то, чтобы научить их ориентироваться в пространстве, действовать сообща, особенно в играх, проявлять индивидуальные двигательные способности. Однако, самое главное- это постепенное овладение жизненно важными видами движений- ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием, равновесием, которые имеют прикладное значение.

У детей среднего дошкольного возраста на фоне роста всех органов    и систем, сохраняется повышеннаяпотребность    в движении.            Двигательная       активность становитсяцеленаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Заметно улучшается и быстрота реакции, координация и скорость движений, а также исчезает неуклюжесть, появляется ловкость и гибкость.

В развитии детей 4-5 лет происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций организма. Темп физического развития остаётся таким, как и в предыдущий год. Усложняются задания на развитие основных видов движений. Усложняются общеразвивающие упражнения, и несколько увеличивается их нагрузка (число повторений). В связи с особенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет не рекомендуется предлагать силовые упражнения.

 

Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет

В возрасте 5-7 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма.

Происходят изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Появляется у детей и способность к регуляции двигательной активности. У детей старшего дошкольного возраста возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех темпе. Уровень функциональных возможностей детей также повышается.

Детям старшего дошкольного возраста доступно овладение сложными видами движений, способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Во время ходьбы у большинства детей наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг и хорошая ориентировка в пространстве. На шестом году жизни у детей значительно улучшаются показатели ловкости. К семи годам у детей увеличивается гибкость, возрастает амплитуда движений, отмечается высокая подвижность суставов за счет эластичности мышц и связок. Отмечается значительный прирост физической работоспособности и выносливости.


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

         У ребёнка сформированы представления о здоровом образе жизни.

Ребёнок имеет представление о необходимости закаливания. Сформирована потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

         У ребёнка сформированы начальные представления о некоторых видах спорта. Ребёнок владеет подвижными играми с правилами.

У ребёнка сформирована опорно-двигательная система организма; чёткая координация движений; развито равновесие, сформировано правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны и т.д.);

Ребёнок проявляет большой интерес к различным видам спорта на открытых площадках и туризму.

Дети умеют, с помощью налаженных взаимоотношений в коллективе, добиваться общей цели и радоваться общим достижениям, ориентироваться с помощью знаков на местности, бережно и с уважением относиться к родному краю.

 

 

 

Содержательный раздел

 

Лёгкая атлетика                                  Лыжная подготовка

 

 

Гимнастика                                                                                                   Туризм

 

 

Виды деятельности на открытом воздухе

 

 

 

Элементы спортивных игр                       Подвижные игры

Развитие физических качеств с  учётом гендерных особенностей

 

Развитие физических качеств с  учётом гендерных особенностей

 

Гимнастика

Упражнения направлены на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Упражнения, подобранные в соответствии с погодными условиями и  возрастными особенностями детей дошкольного возраста,  способствуют развитию интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желания ежедневно выполнять физические упражнения, формируют основы здорового образа жизни.

Лёгкая атлетика 

Легкоатлетические упражнениянаправлены на обучение правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают быстроту, выносливость, ловкость, силу, улучшают подвижность суставов.

Легкая атлетика положительно влияет на развитие мышечной, дыхательной, нервной систем организма, а также на развитие волевых качеств – воспитание трудолюбия, упорства в достижении целей, укрепление чувства товарищества и взаимовыручки.

Лыжная подготовка

Лыжная подготовка включает в себя все виды двигательной активности, способствует закаливанию организма, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает координацию и равновесие. Естественные силы природы усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий на улице, в зимнее время, у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем, что способствует физическому развитию детей.

Подвижные игры

Подвижная игра – незаменимое средство физического воспитания ребен­ка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирова­ние новых физических и познавательных умений.

Элементы спортивных игр                                                                                                                                           Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Элементы спортивных игр формируют устойчивый интерес к спортивным  играм и упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности и начальные представления о некоторых видах спорта.                                                                                   Туризм                                                                                                                                                                                         Детский туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая.

 

 

Содержание психолого – педагогической работы

Раздел «Гимнастика»

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

-Учить выполнять гимнастические упражнения развиваюего характера с различными предметами и без них, исходные положения: стоя, ноги на ширине ступни (узкой дорожкой), на ширине плеч (широкой дорожкой).

- Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии

-Учить ходить и бегать сохраняя равновесие.

- Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, по ориентирам.

-Учить выполнять упражнения дыхательной гимнастики, самомассажа.

 

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

-Продолжать учить выполнять общеразвиваюие упражнения с предметами(кубики, флажки, мячики, косички, кегли, платочки, обручи), исходные положения различны: стоя, ноги на ширине ступни, на ширине плеч, сидя на ковриках - ноги врозь, стоя на коленях, лежа на спине, на животе.

-Продолжать формировать у детей умения и навыки правильного выполнения двигательных действий, как единичных, так и взаимосочетании.

-Продолжать учить строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг.

-Осознанно следить за положениями и движениями частей своего тела в разнообразных  упражнениях.

-Научить детей действовать одновременно в общем для всех темпе.

-Продолжать учить выполнять упражнения дыхательной гимнастики, самомассажа.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

-Продолжать учить выполнять оберазвивающие упражнения с мелким и крупным физкультурным инвентарём.

-Учить ориентироваться в пространстве, перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться. Выполнять повороты в колонне.

-Продолжать формировать у детей умения и навыки правильного выполнения двигательных действий, как единичных, так и взаимосочетании.

-Осознанно следить за положениями и движениями частей своего тела в разнообразных  упражнениях

-Закреплять умение детей действовать одновременно в общем для всех темпе.                                                                                                                                                     -Продолжаем учить выполнять упражнения дыхательной гимнастики, самомассажа.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

-Продолжаем учить выполнять общеразвивающие упражненияс различным физкультурным инвентарём, ритмично, в заданном темпе, согласовывая  движения рук и ног.

-Осознанно следить за положениями и движениями частей своего тела в разнообразных  упражнениях.

-Учить перестраиваться в 3-4 колонны. В 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдать интервалы в передвижении, равняться в колонне, в шеренге, в кругу.

-Учить выполнять упражнения дыхательной гимнастики, самомассажа

Раздел «Лёгкая атлетика»

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

-Учить ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног.

- Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках на месте, с высоты, и с продвижением вперед;

-Учить принимать правильное исходное положение в прыжках в длину.-Упражнять в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15–20 см.

 

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

-Учить ходьбе и бегу с изменением направления движения, соблюдая дистанцию;

-Учить чередовать бег с другими видами движений;

-Упражнять в беге с перепрыгиванием через предметы, переменным шагом;

-Учить в прыжках в длину с места сочетать отталкивание с взмахом рук.

-Совершенствовать упражнения в прыжках (подпрыгивание, спрыгивание, прыжки в длину с места)

-Упражнять в метании в цель и на дальность.

 

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

-Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от

опоры.

-Учить бегу наперегонки, с преодолением препятствий.

-Учить технике «Челночный бег».

-Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

-Учить прыжкам в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться,

отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка.              -Учить прыжкам через длинную скакалку.

-Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить

мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при

ходьбе.

 

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

-Учить бегу на разные дистанции (короткие, средние, длинные);

-Учить бегу в естественных условиях, бегу с препятствиями и эстафетному бегу;

- Учить прыжкам, имеющим тренирующее значение (прыжки в длину с места, в длину с разбега, многократные прыжки, спрыгивание с высоты, прыжки в высоту)

-Продолжить учить метанию на дальность полета предмета (броски из-за головы, броски с поворотами, броски с толчком от плеча)