Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6282 Статья «Имидж педагога»

Опубликовано 19.12.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 55 "Богатырь" комбинированного вида города Белово"

 

Тема имидж педагога

СКАЧАТЬ

 


 

 

Воспитатель

Лопатина Екатерина Андреевна

 

 

 

 

Белово 2020

 

Содержание:

Введение……………………………………………………….……………3

1.Понятие об имидже…………………………………………………..…..4

2.Вербальные и невербальные средства общения………………..….…...7

3.Формирование  компетентности педагога…………………….…..……9
          4.Понятие имидж в разных науках………………………………...….…11

5.Имидж педагога с позиции сбережения здоровья…………….………14

Заключение………………………………………………….………….…15

Список литературы………………………………………………………..…….…….….16

Приложение……………………………………………….………………17

 

 

Введение.

Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения. Каждый человек за свою жизнь много раз побывает в роли ученика, воспитанника, и в роли учителя, воспитателя, (преподавателя, наставника, инструктора и т.п.). Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества.  Однако определить точные сроки ее появления не представляется возможным. В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществилось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшими. Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью. Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди.  Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. Педагог  – профессия особенная.  Это  те люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся воспитанники, коллеги, родители.

   Внешний вид педагога один из факторов, успешности педагогической деятельности. Часто первое впечатление о человеке создается по его одежде, которая выражает предпочтение, представление о красоте, уровень культура человека.

   Каждый из нас создает определенный образ -  ИМИДЖ– (англ., образ), облик личности, в котором наиболее ощутимо проявляются те качества, благодаря которым достигается эффект персональной привлекательности; это репутация семьи, хозяйствующего субъекта, государственного или общественного учреждения, региона или страны в целом.

Чем можно объяснить безусловную востребованность имиджелогии в нашей стране? На мой взгляд, тем, что имиджелогия: важная составляющая воспитанности современной личности; необходимый компонент профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля; теоретико-методологическое основание к тому, чтобы развести такие виды профессиональной деятельности, как специалист по пиару, стилист, имиджмейкер.

Кроме того, специалисты по имиджелогии (преподаватель имиджелогии и имиджмейкер) помогают людям преодолеть присущую им физическую застенчивость, о которой в книге «Маска и душа» замечательно ярко писал Ф.И. Шаляпин, и раскрыть их душевное богатство. Такие специалисты – это человековеды, помогающие обнаружить в каждой личности потаённые положительные качества и сделать их доступными для восприятия другими.

 

1. Понятие об имидже.

Во многих отечественных словарях, в том числе философских, издававшихся и переиздававшийся до начала 90-х гг. ХХ в., равно как и в научной литературе, понятие «имидж» среди терминов практически не встречается.
          В то же время нельзя не сказать, что в первой половине ХХ в. категория «имидж» указывала на истинный образ объективной реальности, созданный нашим сознанием. Со второй половины XX в. в связи с развитием коммерции и рекламы сущность понятия «имидж» изменилась. Чаще под имиджем понимается ложный образ, искусственно сфабрикованный коммерческими институтами и СМИ с целью привлечения внимания к лучшим сторонам рекламируемого образца или фирмы, даже если таковых не имеется на самом деле.
          В переводе с английского image в буквальном смысле означает образ. Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного учителя»), говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т. п. Иначе говоря, в данном случае слово образ должно употребляться в широком смысле – как представление о человеке. Это означает, что понятие имидж может трактоваться и так, каким видят люди данного человека, точнее, как его оценивают, как они к нему относятся. Имидж – это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» (С.И. Ожегов).

Каждый из нас создает определенный образ — имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д.  Что же такое имидж? Рассмотрим, как это понятие трактуется в различных словарях и справочной литературе.

Имидж – представление (часто целенаправленно создаваемое) о чьем-то внутреннем и внешнем облике, образе [1] .

Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказывать эмоционально-психическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. [2]

Имидж – образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т. п., способствующие воздействию на окружающих. [3]

Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Определенным имиджем может обладать политический деятель, профессия, товар и т. д. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов в области политической психологии, психологии рекламы, маркетинга и т. п. [4]

Имидж – целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т. п. [5]

Кто же создает имидж?

Во-первых,  сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.

Во-вторых,  имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т. п.

В-третьих,  большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.

В-четвертых,  его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.

Внешний облик  помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, и добиться успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности.

Следовательно, задача педагога — соответствовать такому имиджу, который позволит создать наиболее благоприятное впечатление для общения и взаимодействия с людьми на профессиональном уровне.
Каждая профессия имеет критерии успешного выполнения деятельности, и от соответствия этим критериям зависит успешность или не успешность работника.
          В результате анализа литературы нами была выбрана в качестве основополагающей для дальнейшего исследования имиджа педагога и его структурных компонентов концепция Л. М. Митиной. Предлагаемая структура включает три компонента:
          • внешний (мимика, жесты, одежда, прическа, характеристики голоса, особенности речи);
          • процессуальный (особенности профессиональной деятельности);
          • внутренний (личностные особенности человека).
          Профессиональная успешность учителя рассматривается нами как способ выполнения профессиональной деятельности, сопровождающейся позитивным педагогическим результатом. С одной стороны, профессиональная успешность является результатом труда педагога, реализации ресурсов его личности в достижении поставленных целей и преодолении трудностей, с другой — основанием для самореализации личности учителя, осознания себя и значимости своей деятельности, побуждающим фактором развития способностей.

2. Вербальные и невербальные средства общения.

Вербальные и невербальные средства общения являются важными составляющими имиджа – что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете.

Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % – при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»  считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.

Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым и самовоспитываемся. Деятельность является гранью перехода личностного внутреннего во внешнее – продуктивное. Чаще всего – это непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение преподнести свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждой составляющей педагогического процесса (от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их подачи), а также в стиле общения, в эмоциональной реакции на поведение школьников, в импровизации на уроках.

Внутренний образ – это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ – это особые формы выражения отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.

В психологии под образом понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Весь этот психологический процесс можно представить в виде схем (см. схемы 1, 2, 3 в приложение).

Обобщая сказанное, заметим, что образ является и служит основным связующим звеном в определении места общей и педагогической имиджелогии в психологии.

Механизм непосредственного формирования образа • Включение процесса ощущения  позволяет собрать первичную информацию мономодального характера (цвет, размер, различные тактильные ощущения и т. п.).

Включение процесса восприятия  направлено на объединение разрозненных мономодальностей в одно целое – происходит формирование образа объекта.

Ощущения —  простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.

В ряде определений подчеркивается, что имидж включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные и сформированные. В других трактовках делается акцент на то, что имидж складывается из объективных характеристик объекта, в частности, имидж человека основывается на психологическом типе и личности, их соответствии запросам времени и общества.

Все эти характеристики применимы по отношению к имиджу, вместе с тем, термин «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Имидж можно назвать разновидностью образа, основой которого является не любое явление, а прежде всего субъект (человек, коллектив, организация и т. п.). Психологию имиджа можно определить как раздел психологической науки, научную теорию, предметом которой является имидж как социально-психологический феномен, а также закономерности его возникновения и функционирования.

Имидж бывает достоянием конкретного лица, а также групповым, как, например, имидж фирмы или государственной структуры. Как правило, имидж – явление положительное. Вместе с тем в жизни немало фактов, когда личность берёт на вооружение эпатажные модели поведения, тем самым привлекая к себе внимание людей, получая доступ к средствам массовой информации.

Таким образом, имидж – это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен. Главное его назначение – достичь эффекта личного притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения. Акцент на практическом значении имиджа отличает наше понимание его содержания и предназначения от зарубежных подходов.

 

3. Формирование  компетентности педагога.
          Новым ориентиром профессионального образования в мировой практике выступает понятие компетентности специалиста, понимаемое как способность личности к эффективной самоорганизации для достижения поставленной цели на основе ценностного самоопределения, знаний и опыта. Сегодня востребован специалист, который вступит в жизнь с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовноличностным опытом.
          Такого специалиста может подготовить новый тип педагога, который не только стремится создавать нечто новое, но прежде всего, способен изменять самого себя. Сегодня в педагогической среде вряд ли найдется человек, который будет отрицать роль и влияние личности учителя на эффективность обучения и воспитания молодежи. Характер этого влияния обусловлен, прежде всего, индивидуальными качествами и свойствами педагога, а также его профессиональной компетентностью, авторитетом среди обучающихся и коллег.
          Современная педагогическая наука определяет, что профессионально-педагогическая компетентность преподавателя колледжа включает несколько основных функций: исследовательскую, информационную, управленческую, обучающую, методическую и соответственно может быть представлена через совокупность компетенций. В их числе следует выделить интеллектуально-педагогическую, производственно-технологическую, социально-коммуникативную, рефлексивную и регулятивную.
          Содержание компетентности меняется в соответствии с требованиями к профессионально-педагогической деятельности и не зависит от возраста, стажа работы в образовательном учреждении, а определяется уровнем профессионализма, на котором находится педагог.

Формирование имиджа.

В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в деятельности преподавателей высшей школы, задача которых готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.
Профессиональный имидж — важная составная часть восприятия человека. В качестве значимых условий создания привлекательного профессионального имиджа выделяют духовность, нравственность, а его основой считаются деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнерские отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность. Профессиональный имидж преподавателя означает внешнее соответствие индивидуума, как виду деятельности, так и ситуации общения. Одежда и умение преподнести себя говорят о том, насколько человек ценит себя и уважает других, о чувстве собственного достоинства. Непродуманный имидж мешает проявлению истинных качеств человека и реализации возможностей.
По мнению Л. Ю. Донской, формирование имиджа преподавателя — поэтапный процесс, на эффективность создания которого оказывает влияние ряд условий:

 1) развитие у преподавателей интереса к себе и к миру;

2) осознание преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа;

3) проявление собственной активности при работе над имиджем;

 4) знание требований студенческой аудитории к личности и деятельности преподавателя;

5) выявление начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж преподавателя;

6) овладение педагогом приемами самопознания, а также навыками проектирования индивидуального имиджа;

7) соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа;

8) соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа.

Обучение в вузе связано с интенсивной коммуникацией между преподавателем и студентом. Значительная часть учебной информации усваивается именно через общение, качество которого во многом зависит от того, насколько готов студент воспринимать информацию, идущую от преподавателя. Такая готовность во многом регулируется имиджем, который сформирован в сознании студента.
          Имидж преподавателя высшей школы состоит, как минимум, из 4 основных частей:
          1. Фундамент — это принципы, философия профессионализма. Обладать безупречной репутацией — это значит следовать своим принципам.
          2. Внешний имидж — это то, как преподавателя воспринимает общество, СМИ.
          3. Внутренний имидж — отношение к учебному заведению, студентам, персоналу, коллегам и руководителям (сотрудники, довольные работой и коллективом, полны энергии).
          4. Неосязаемый имидж строится на ощущениях (отношение персонала к работе и его эмоциональный настрой), это атмосфера, «дух» высшей школы.
          Профессия преподавателя — публичная, поэтому общение и личное воздействие на людей становятся важным инструментом его профессиональной деятельности. В целях профессионального самосовершенствования ему необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа.

4. Понятие имидж в разных науках.

 Слова К. Д. Ушинского по-прежнему не утратили актуальность: «...если воспитатель, как по образованию, так и по характеру своему соответствует высокому призванию педагога, то заведение в его руках может достигнуть совершенства»

 В настоящее время понятие «имидж» широко используется в различных областях знания: философии, социологии, психологии, культурологии, экономике, политологии. Представление об имидже обнаружили в «Современном словаре иностранных слов». Категория «имидж» толкуется как «целенаправленно сформированный образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать и эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.». В определениях названных словарей обращают на себя внимание категории «целенаправленность» и «целеустремленность», предполагающие формирование образа в соответствии с четко поставленной целью, т.е. с тем, к чему следует стремиться, что надо осуществить как в отношении физического лица, так и в отношении явления или предмета.
          Более узкое толкование понятия «имидж» представлено специалистами в словарях русского языка. Так, С. И. Ожеговым и Н. Ю. Шведовой в «Толковом словаре русского языка» под имиджем понимается «представление о чьем-либо внутреннем облике, образе». В «Толковом словаре русского языка конца XX века. Языковые изменения» под редакцией Г. Н. Скляревской, соответственно, - «впечатление, мнение о лице, коллективе, учреждении, создаваемое заинтересованными лицами; индивидуальный стиль, облик». В первом случае речь идет о знании, понимании внутреннего облика, образа. В этой связи возникает вопрос: речь идет о внешних или внутренних личных и профессиональных качествах кого-либо? Во втором случае суть понятия ограничивается лишь «мнением, оценкой» либо характерным внешним видом, наружностью.

Для нашей работы особо ценными являлись те педагогические словари, немногочисленные авторы которых посчитали целесообразным обратиться к определению понятия «имидж».
          Так, согласно определению, представленному в «Педагогическом энциклопедическом словаре» под редакцией Б. М. Бим-Бада, имидж понимается как «целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.». В словаре указывается на то, что в основе имиджа лежит формальная система ролей, которые человек играет в своей жизни, дополняемая чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой. Согласимся с мнением Б. М. Бим-Бада о том, что имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей. По его мнению, при формировании имиджа реальные качества человека тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Достоинством представленного определения считаем отражение некого процессуального компонента имиджа, а именно самоподачи личности и ее восприятия другими людьми. В свою очередь, автор акцентирует наше внимание на неким позитивном «воздействии» имиджа: «реклама, популяризация». В этой связи не случайно возникает вопрос о так называемом «негативном имидже», который в том числе может формироваться произвольно на сознательном уровне.
          Далее кратко представим обзор определений понятия «имидж» в научной литературе по имиджелогии, социологии, психологии.
Широкое распространение понятие «имидж» получило в научной литературе по имиджелогии. В данной области науки «имидж» трактуется так:
- «представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манеры говорить, менталитета, поступков и т.п., сознательно создаваемое самим человеком, СМИ и т.д.» (М. Б. Кановская);
- «не маска, не приукрашение своего профессионального облика, а возможность передать (через определенные имидж-сигналы) информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях» (В. Н. Маркин).
Обобщая представленные выше определения можно сказать, что в основе большинства из них лежит социально-желаемый образ, создаваемый самим человеком. Авторы не следуют стереотипу, рассматривая имидж как средство, условие, необходимое для осуществления возможных обстоятельств.
          В социологической науке понятие «имидж» трактуется следующим образом:
- «образ социально-профессиональной роли (ролевого комплекса), который конструируется личностью, представляется в процессе взаимодействия партнерам и контролируется исполнителем и общественностью. Это образ роли, в котором исполнитель стремится предстать перед партнерами и быть принятым ими» (О. И. Попова);
- «феномен социальной мимикрии человека, его неистребимого желания чем-то казаться, чтобы увеличить собственный шанс на социальный успех, провоцировать у других нужные ему впечатления, в том числе как реакции на то, чем он не обладает, а в некоторых случаях и не хотел бы обладать» (И. А. Федоров);
          Социологи в определениях справедливо акцентируют внимание на том, что человек на протяжении своей жизни выполняет множество социальных ролей.
          В психологической науке «имидж» трактуется так:
- «эмоционально окрашенный стереотипный образ, идеализированная модель элементов общества, предметного мира, идеальных структур, целенаправленно формируемый субъектами общественной практики в индивидуальном, групповом и общественном сознании для достижения политических, экономических, социальных результатов, познания, личной карьеры и самовыражения» (А. А. Калюжный);
          Аналогично понятие «имидж» соотносится с понятием «представление», под которым, в свою очередь, понимается «уровень познания, возникающий при отсутствии непосредственного контакта с изучаемым объектом, первоначальный уровень овладения знаниями, приближающийся к понятию». На этом уровне обучающийся может излагать материал своими словами, аргументировать и формулировать определенные выводы и правила». В этой связи рассмотрение категории «имидж» по аналогии с категорией «представление» считаем ошибочным.

5. ИМИДЖ ПЕДАГОГА С ПОЗИЦИИ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

С точки зрения сбережения здоровья всех участников образовательного процесса, безусловно, важным являются взаимная психологическая поддержка, направленная на продуктивное взаимодействие. В последние десятилетия педагоги и психологи уделяют особое внимание созданию в образовательных учреждениях благоприятного психологического климата как фактора долговременного влияния на психическое, социальное и духовно-нравственное здоровье обучающихся. О важности адекватной самооценки и самовосприятия педагога и его благоприятном воздействии на разрешение конфликтных ситуаций в коллективе обучающихся и предотвращении стрессов говорят и исследования отечественных и зарубежных специалистов. Так, Р. Бернс утверждает: «Если доминантным психологическим состоянием учителя в классе является чувство незащищенности, у него повышается тревожность, он становится подозрительным в отношениях не только с учениками, но и с их родителями, коллегами. Такой учитель нередко идентифицируется с авторитарными ролями, что влечет за собой как чрезмерную жесткость в поведении, так и желание любой ценой утвердиться в глазах своих подчиненных, то есть учеников». Современные педагогические технологии требуют сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, предполагающего установления отношений доверия и открытости, толерантности и эмпатии. Наибольший интерес у обучающихся на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов колледжей вызывают занятия, направленные на понимание своих собственных индивидуальных особенностей, эмоциональных состояний и реакций на явления внешнего мира.
Педагоги ответственны не только за здоровье обучающихся, но и за свое собственное здоровье.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В литературе существует много различных подходов понимании такого понятия как «имидж».

Имидж - «образ, визуальная привлекательность личности, то есть та форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики» (В. М. Шепель);
Имидж – целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т. п.

Имидж – впечатление, мнение о лице, коллективе, учреждении, вещи и т. п., создаваемое заинтересованными лицами, индивидуальный стиль, облик, характеризующий лицо, группу лиц, учреждение и т. п.

Для педагога важно иметь три компонента:
• внешний (мимика, жесты, одежда, прическа, характеристики голоса, особенности речи);
• процессуальный (особенности профессиональной деятельности);
• внутренний (личностные особенности человека).

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Анатолий Афанасьевич Калюжный //Психология формирования имиджа учителя

2)  «Имиджелогия. Как нравиться людям»/В.М. Шепель

3) Е. Н. Рыбакова /ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИМИДЖА УСПЕШНЫХ И НЕУСПЕШНЫХ ПЕДАГОГОВ: Народное образование, 2002. /Екатеринбург/Журнал Педагогическое образование в России /Выпуск № 2 / 2012 [c.1-4]

4) ПУШКОВА Л.Г. ПУШКОВА Е.С./ Журнал СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ /Выпуск № 3 / 2009 [c.24-26]

5) СЕРГЕЕВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА, НАЗАРЕНКО АННА ВЛАДИМИРОВНА/ Журнал Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки Выпуск № 2 / 2011 [c.132-138]

6) ИНОЗЕМЦЕВА ЛАРИСА ПЕТРОВНА /Журнал /Вестник Челябинского государственного университета /Выпуск № 24 / 2011 [c.231-232]

7) СУБОЧЕВА МАРИНА ЛЬВОВНА/Журнал /Теория и практика общественного развития /Выпуск № 7 / 2013 [c.90-91]

 

 

Приложение.

Схема 1  

 

 

 

Схема 2  

 

 

Схема 3