Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ёлочка»
«Ментальные карты: что это такое и как их создать»
СКАЧАТЬ (с картинками)
Разработала:
воспитатель – Сычева Елена Жантагировна
Актуальность
Время информационных технологий, в котором мы живем, вынуждает нас, педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое. Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом), визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы строим свой образ некоторого объекта; запоминая, мы его воображаем, проговариваем, представляем его четырехмерным (как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, пользование им и т.п.). Мысль человека ответвляется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту, но при этом меняет точку отсчета, преобразует предмет, от которого отталкивалась. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. По своей структуре ментальная карта похожа на рисунок клетки с отростками, дерево с кроной и корневой системой, переплетение трещин, пучок водорослей, прожилки на листе или обломок кораллов на фотографии, иными словами, естественный процесс роста и развития, запечатленный в плоском двумерном виде.
Цель
Навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Ментальные карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.
Задачи
1.Выявить и развить творческие возможности и способности дошкольников.
2.Научить решать новые нетиповые задачи, выявить качества и способности детей.
3.Помогать дошкольнику самоопределиться, задумываясь над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться.
4. Учитывать индивидуальные способности воспитанников.
Так что же такое ментальные карты? Ментальная карта (майндмэппинг, интеллект‑карта) - это удобная и эффективная техника организации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и многого чего еще. Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.
Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции педагогов.
Оформление ментальных карт.
Как нарисовать ментальную карту? Методика довольно проста.
1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему. 2.
2. Рисуем «отростки» от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации.
3. Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, которые ведут к связанным понятиям.
4. Наводим красоту: подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно.
У ментальных карт очень много секретов, но главное - вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления. Рисовать карты лучше руками и на бумаге, больше возможностей для полета фантазии. Размер ментальной карты увеличивается до листа А3 или еще больше.
Ментальные карты в образовательной деятельности.
Областей применения карт памяти великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, «мозговых штурмов» и т.д.
Ключевые преимущества - простота, быстрота, наглядность представления. Готовая ментальная карта занимает почетное место на стене группы, где дети каждый день могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность и помочь воспитателю в организации своего рабочего места.
В нашем детском саду, ментальной карты создаются с учетом комплексно - тематического планирования.
Работа по технологии ментальных карт, позволяет детям приобретенные знания сохранять в памяти значительно дольше, а долю усвоенного материала значительно увеличить.
Кроме того, процесс построения ментальных карт делает обучение творческим и увлекательным. Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада стала более открытой, интересной.
Литература:
1. Тони и Барри Бьюзен. Супер‑ мышление. - М.: ООО «Попурри», 2003.
2. Интернет источники: http:// www.maam.ru/ https://nsportal.ru
3. Н.И. Колчина. Журнал «Дошкольная педагогика». Декабрь,2016.