Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6287 «Ментальные карты: что это такое и как их создать»

Опубликовано 24.12.2020

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад «Ёлочка»

 

 

 

«Ментальные карты: что это такое и как их создать»

СКАЧАТЬ (с картинками)

 


                                

 

                                                                Разработала:

 

                                                                   воспитатель – Сычева Елена Жантагировна

 

 

 

Актуальность

 

Время информационных технологий, в котором мы живем, вынуждает нас, педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое. Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом), визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы строим свой образ некоторого объекта; запоминая, мы его воображаем, проговариваем, представляем его четырехмерным (как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, пользование им и т.п.). Мысль человека ответвляется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту, но при этом меняет точку отсчета, преобразует предмет, от которого отталкивалась. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. По своей структуре ментальная карта похожа на рисунок клетки с отростками, дерево с кроной и корневой системой, переплетение трещин, пучок водорослей, прожилки на листе или обломок кораллов на фотографии, иными словами, естественный процесс роста и развития, запечатленный в плоском двумерном виде.

Цель

Навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Ментальные  карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

Задачи

 1.Выявить и развить творческие возможности и способности дошкольников.

 2.Научить решать новые нетиповые задачи, выявить качества и способности детей.

 3.Помогать  дошкольнику самоопределиться, задумываясь над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться.

4. Учитывать индивидуальные способности воспитанников.

 

Так что же такое ментальные карты? Ментальная карта (майндмэппинг, интеллект‑карта) - это удобная и эффективная техника организации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и многого чего еще. Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

 

 

Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции педагогов.

 

Оформление ментальных карт.

Как нарисовать ментальную карту? Методика довольно проста.

1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему. 2.    

2. Рисуем «отростки» от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации.

3. Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, которые ведут к связанным понятиям.

4. Наводим красоту: подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно.

 У ментальных карт очень много секретов, но главное - вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления. Рисовать карты лучше руками и на бумаге, больше возможностей для полета фантазии. Размер ментальной карты увеличивается до листа А3 или еще больше.

 

Ментальные карты в образовательной деятельности.

Областей применения карт памяти великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, «мозговых штурмов» и т.д.

 

 

Ключевые преимущества - простота, быстрота, наглядность представления. Готовая ментальная карта занимает почетное место на стене группы, где дети каждый день могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность и помочь воспитателю в организации своего рабочего места.

 

 

 

             В нашем детском саду, ментальной карты  создаются с учетом комплексно - тематического  планирования.

Работа по технологии ментальных карт, позволяет детям приобретенные знания сохранять в памяти значительно дольше, а долю усвоенного материала значительно увеличить.

Кроме того, процесс построения ментальных карт делает обучение творческим и увлекательным. Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада стала более открытой, интересной.

 

 

 

Литература:

1. Тони и Барри Бьюзен. Супер‑ мышление. - М.: ООО «Попурри», 2003.

2. Интернет источники: http:// www.maam.ru/ https://nsportal.ru

3. Н.И. Колчина. Журнал «Дошкольная педагогика». Декабрь,2016.