Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6298 «Двигательная активность, как средство развитие речи детей дошкольного возраста»

Опубликовано 31.12.2020

Брыкова Мария Викторовна

ГБОУ СОШ №3 СП «Детский сад «Незабудка»

 Самарская обл., г. Новокуйбышевск

Воспитатель

 

«Двигательная активность, как средство развитие речи детей дошкольного возраста»

 

 

    Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

     Установлено, что на формирование речи влияют моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, зрительнодвигательная координация. Неполноценная речь негативно сказывается на  развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны координационных способностей.

   Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной деятельности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме увеличивается синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и физическое развитие – это два связанных друг с другом процесса.

  Дети-дошкольники отличаются большой физической активностью, у них хорошо развита способность к передвижению и выразительным движениям,  однако это бывает лишь при свободных движениях. Если ребенка просят производить точные движения, он сразу начинает утомляться, отвлекаться и стремится уклониться от задания. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостатка выработки формул движения. Кажущаяся двигательная неутомимость ребенка связана с тем обстоятельством, что он не производит продуктивных рабочих движений, требующих преодоления сопротивления и точности, а следовательно, и большой затраты энергии.

    Самые первые представления ребенка об окружающем мире приходят к нему через движения и перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее умственное развитие.

   Показателем правильного психического развития является развитость движений.  

v Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства);

v способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение);

v внимания, интереса к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях;

v анализа движения по качеству его выполнения (мышление);

v развитие речевых умений и навыков.

   Развитие всех видов ручной моторики и зрительнодвигательной координации способствует повышению познавательной активности детей, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также служит основой для становления типичных видов детской деятельности.

   Самые простые движения дают пищу для детской фантазии, развивают творческие способности, которые являются высшим компонентом в структуре личности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека — в здоровом образе жизни. Привитие навыков ведения здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

   Необходимый уровень двигательной активности малышей, удовлетворение двигательной потребности можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду и дома. В дошкольных организациях обеспечивается режим особым распорядком дня, в котором планируется время для различных видов деятельности по развитию детей. Большинство родителей ошибочно полагают, что движения (двигательные действия), важные для ребенка,  появляются у него с возрастом сами собой, без особых усилий со стороны взрослых, путем копирования их в различных ситуациях. В лучшем случае ребенка учат в семье основным культурно-гигиеническим навыкам. Однако часто встречаются дети в детских садах, у которых элементарные двигательные навыки по самообслуживанию не сформированы.

   Дети, не владеющие соответствующими двигательными навыками, учатся прибегать к различным уловкам: надевают и снимают обувь, не расшнуровывая и не расстегивая ее; надевают и снимают головные уборы, не развязывая тесемок, или вовсе отрывают их; обрывают пуговицы на одежде и т. п. Это ведет к еще большему отставанию детей в моторном развитии и, как правило, появлению у них в связи с этим различных вредных привычек.

   Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него правильных движений, тем меньше вероятность возникновения отставания и отклонений в его физическом развитии и более положительно влияние занятий на его нервно-психическое развитие. Предупредить отставание в физическом развитии ребенка легче, чем его корректировать.

   Целенаправленная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, подвижные игры, физкультурные занятия, в том числе занятия на свежем воздухе. Обучение детей проходит в игровой форме, с музыкальным сопровождением, что позволяет сделать упражнения интересными, разнообразными и приводит к появлению стойкой мотивации детей к занятиям физической культурой и двигательной деятельности.

  В перерывах между занятиями, связанными с умственной деятельностью, двигательную активность используют для переключения на новую деятельность, что обеспечивает отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.

 Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

  Доказано, что двигательная активность способствует речевому развитию, повышению умственной работоспособности, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.             Двигательная деятельность детей связана с развитием речи и речевого общения. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Выполнение движений сопровождается использованием речевого материала. Дети проговаривают и усваивают слова, обозначающие движения, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано, чтобы не снижать двигательную активность детей. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для дошкольников проговаривание стихов, считалок и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной.  Поэтому необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию коммуникативной, познавательной и двигательной деятельности.

   Министерство образования и науки РФ в нормативных документах активно использует понятие интеграции и интегрированного подхода в организации образовательного процесса, для того чтобы учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, освободить время для игровой и самостоятельной деятельности дошкольников и в целях воспитания здорового поколения россиян. Интегрирование – это соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, взаимодополняющих друг друга.

   Предпосылкой к интеграции двигательной и речевой деятельности является общность механизмов управления разными видами деятельности. Кроме того, дошкольникам необходима постоянная смена деятельности. Интегрированные занятия предоставляют возможность решать задачи и по образованию и воспитанию детей, и по расширению их двигательной активности. Строятся такие занятия на основе игрового метода, так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В один сюжет соединяются разнообразные игровые задания и упражнения дидактического и развивающего характера; специальные упражнения, речевые задания; упражнения на координацию речи с движением; подвижные игры, а также компоненты физкультурного занятия. К специальным упражнениям относятся элементы различных видов гимнастик (артикуляционная, пальчиковая, дыхательная). Пальчиковая гимнастика проводится в сочетании с другими движениями (например, с ходьбой, в том числе и стоя с простыми движениями рук и ног), что способствует развитию общей координации, мелкой моторики и грамотности, точности, свободности движений. Кроме того, такие упражнения способствуют улучшению памяти, развивают фантазию и речь ребенка.

    В интегрированных занятиях должны рационально сочетаться статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей дошкольного возраста. Кроме того, следует помнить, что интегрированные занятия должны строиться на основе пройденного материала, как итоговые. Отметим, что интегрированные занятия способствуют обогащению комплекса моторных движений, улучшают их координацию, способствуют развитию умения ориентироваться в пространстве, осуществлять ритмичные движения и развитию основных познавательных процессов: внимания, мышления, памяти и воображения.

   Целью интегрированной двигательно-речевой совместной деятельности является обеспечение взаимосвязи процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

Задачами интегрированной двигательно-речевой совместной деятельности являются:

1. повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой;

2. расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей; 3. развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи;

4. использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

Интегрированное занятие представляет собой объединение нескольких видов деятельности (соединяются знания из разных образовательных областей) на равноправной основе, с равноценным решением задач.

    В процессе интегрированных занятий решаются разные задачи, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

   Игровая деятельность – основная составная часть моторной деятельности детей. Именно поэтому интеграция речевой и двигательной деятельности строится на основе игровой деятельности. Специально подобранные подвижные игры, игры - эстафеты, малоподвижные игры, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие, стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей, увеличивают творческий потенциал ребенка.

    Связывая в необходимой системе элементы развития речи и физического развития во время одной динамической паузы, педагог способен продолжительное время сохранять мотивацию детей с разным типом темперамента и разными способностями. Овладение педагога методами интегративного планирования занятий повышает его профессионализм, развивает умение планировать работу в контексте педагогического процесса на основе анализа собственной педагогической деятельности, оценки ее результатов с точки зрения детского развития

   Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что основную роль в развитии речи играет физическое развитие, так как оно является физиологической основой нервно-психического развития. Используя в педагогической практике интегрированные занятия, педагог решает разные задачи, в том числе речевого и физического развития. Овладение способами интегративного планирования способствует повышению профессионального мастерства педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васюкова, Н. Е. интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности  / Детский сад от А до Я. - 2004. - №6 (12) - с. 8 - 14.

2. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. – М.: АСТ, Аквариум, 2000. – 333 с.

3. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно - речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 - 7 лет. / - СПб., «Детство- Пресс», 2005. - 240 с. 52

4. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 256 с.