Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6369 Педагогическая консультация

Опубликовано 14.02.2021

Данилова Марина Владимировна
МБДОУ Ярский детский сад №2

 Удмуртская Республика, п. Яр
должность: старший воспитатель



 

Тема: «Педагогическая консультация»

 

Консультация является одной из традиционных форм методической работы с педагогами.

Консультация - передача знаний собеседнику, повышение его компетенции в конкретных вопросах.

Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными (плановыми).

Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу.

Консультации подразделяют на индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.

 

Основные, т. е. плановые, консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения.

При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу.

 

Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

 

Методы консультирования: объяснение, эвристическая беседа, дискуссия.

Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации - объяснения полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение. В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

Метод консультации - дискуссия по форме и содержанию близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

 

Виды консультаций, описанных в современной литературе:

- диалог;

- парадокс;

- по опорным словам с элементами изложения;

- практикум;

- тренинг;

- инструктаж;

 

• Консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе.

• Консультация-парадокс с запланированными ошибками. Цель такой консультации - обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Воспитатель называет количество ошибок (не более десяти, которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева - достоверный, справа - ошибочный, который затем анализируется. Или же слушателям раздаются тексты консультации, где надо подчеркнуть или исправить неверные утверждения. При этом могут быть получены три варианта результатов проверки:

- обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы;

- ошибками могут быть названы правильные положения (в этом случае консультант разъясняет и уточняет эти положения);

- отмечены не все ошибки, тогда консультант повторно объясняет суть вопроса.

Особенностью консультаций такого типа является обязательное предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно.

Консультация по опорным словам с элементами изложения.

Данный вид консультаций целесообразнее применять в случаях рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много терминов, определений, понятий и т. д.

Слушателям излагают материал, при этом на доске (интерактивной, магнитной, обычной, фланелеграфе) появляются опорные слова или сочетания слов. По окончании, слушателям предлагается написать мини-изложение по данным опорным словам. Через определённое заранее для написания время, педагоги по очереди зачитывают свои мини-изложения. Все слушают, уточняют понимание того или иного утверждения, задают вопросы и т. п., исправляют, если необходимо свою работу, выбирают наиболее удачный вариант изложения.

• Консультация – практикум предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно (своими руками что-то сделать, провести игру, составить методическую разработку).

• Консультация – тренинг - устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.

• Консультация – инструктаж используется для освоения информационных технологий. В чём же его особенности? Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации воспитателей, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее походит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: старший воспитатель зачитывает поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе «Проверка» отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.

 

 

Методы активизации педагогов:

 Для повышения эффективности я предлагаю вначале «мозговой штурм». Это может быть или терминологический диктант, или использование перфокарт, или «педагогических ситуаций» и т.д. Терминологический диктант помогает педагогам быстро «погрузиться» в тему. Вспомнить специальную терминологию, чёткие определения тех или иных понятий. Педагогические кроссворды, головоломки позволяют им вспомнить термин, расширить кругозор, улучшить быстроту реакции, тем самым влияют на совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Разработанные мною головоломки располагаю по-разному, в виде: «Лесенки-чудесенки», «Умного квадрата». Для этого заранее заготавливаются тесты-опросники, которые сразу же и проверяются. Если воспитатель не справился с заданием, т.к. не владеет понятиями, то после консультации у него есть вторая попытка его выполнить. За несколько минут можно проверить знания педагога по любой методике, применяя перфокарты. Воспитателям предлагаю несколько вариантов ответов на вопрос. Правильность выбора ответа он проверяет с помощью наложения разноцветных шаблонов на карточку. Эффект «мозгового штурма» виден педагогами сразу.

Большой эмоциональный отклик вызывают «педагогические ситуации», которые разыгрывают коллеги. Это позволяет увидеть себя, свою деятельность со стороны и сделать правильные выводы. Оценивая героев сценки, педагоги опираются на свой педагогический, житейский опыт, знания и интуицию.

 

Следующим активизирующим моментом являются практические задания, такие как составление графических моделей двигательной активности детей, подбор наглядного материала к лексической теме. Например, «Сервировка стола в разных возрастных группах», позволяет проверить теоретические и практические знания педагога, как он формирует у детей культурно-гигиенические навыки и организует работу дежурных. Такие задания можно применять в начале, в середине и в конце консультации. После «мозгового штурма» можно переходить к информационной части.

 

 

Предварительная подготовка к консультации включает:

1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы консультации.

2. Формулировка основных вопросов и составление развернутого плана консультации.

3. Изучение и анализ методической литературы по теме консультации.

4. Подбор и систематизация наглядных материалов.

5. Подбор форм активного включения педагогов в ход проведения консультации.

6. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

7. Распределение материала по вопросам.

8. Письменное изложение полного текста выступления.

9. Подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.

 

И обязательно необходимо подобрать   методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.