Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6379 "Роль занимательных опытов и экспериментов в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Опубликовано 21.02.2021

РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

СКАЧАТЬ (с картинками)

 

Бурцева С.Н.

МБДОУ ЦРР – детский сад  № 142 г. Ульяновск

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самостоятельно ставить вопросы, получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

К.Е.Тимирязев

Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление, а чёткость речи делает более понятной высказанную мысль.

Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, рассуждать, доказывать, объяснять.

Для развития мышления и речи ребёнка необходим богатый чувственный опыт, полученный от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, формирование на этой основе детей экологически значимых представлений, элементарной системы знаний.

Одним из эффективных путей познавательного развития детей является,  организация  детского экспериментирования, проведение опытов.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление, и экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года — практически единственным способом познания мира. [3]

Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества: «Подводная лодка», «Сломанная флейта», «Могучее дыхание», «Живая рыба», «Чем бабочка похожа на слона?» и многие другие.

Учитывая приоритетное направление метода экспериментирования в экологическом воспитании, педагоги ДОУ включают в календарно-тематический план  наблюдения, эксперименты, опыты, а так же самостоятельную деятельность детей в центре экспериментирования.

Содержание своей работы в нашем детском саду реализуется в следующих блоках педагогического процесса:

— совместная деятельность педагога с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность детей.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на наш  взгляд,  основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры — путешествия, игры — эксперименты, игры — опыты. Также можно отнести к этому блоку реализуемые совместно с родителями исследовательские проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

Планирование свободной самостоятельной деятельности детей предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группах организованы «Детские мини — лаборатории». В них помещены: картотека опытов, конспекты опытов по освоению детьми окружающего мира. Конспекты оформлены в виде таблицы, в которой указаны цели, содержание и вывод.

В нашем детском саду мы проводим:

  • опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
  • Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
  • Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
  • При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

В центре экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.

Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

«Где лучше растет»

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Дети сажали зерна в землю, песок и глину. На первом этапе дети высказывали мнения, какая почва более благоприятна для растений и объясняли их:

Например:

“Я думаю, что лучше растениям будет расти в песке, потому что он рассыпчатый, не твердый”.

А другой ребенок высказал обратное предположение: “В пустыне, где один песок, растения растут очень плохо”.

На вопрос: “Как вы думаете, зернышко, посаженное в глину прорастет?” Маруся высказала свое предположение: “Растения не смогут расти в глине, потому что глина твердая, засыхает, и воздух к корешкам попадать не будет”.

Ребята, имея какой-то объем знаний, интуитивно понимают, что земля более благоприятная почва для растений, но объяснить почему – не могут. И только к концу эксперимента дети пришли к такому выводу: что земля плодородная, в ней много минералов, она рыхлая.

Этот эксперимент вызвал живой интерес у детей: они с нетерпением наблюдали за всходами растений, делали зарисовки.

 

«Поможем воде стать чистой»

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Перед детьми была поставлена проблемная ситуация. Пришло письмо от жителей Цветочного города, где они сообщают, что у них сломался водопровод, а в реке вода грязная, и они не знают, что же им делать?

На вопрос: “Ребята, чем мы можем помочь жителям Цветочного города?” Мнения у детей были разные:

- можно починить водопровод, поменять трубы.

- можно очистить реку, взять моторную лодку, и с помощью сети собрать весь мусор на реке.

- можно привести на водовозе чистую воду жителям города.

- нужно установить в трубе сетку, грязная вода будет поступать через эту сетку и выходить чистой.

Далее мы предлагаем детям самим очистить воду.

– С помощью чего можно это сделать?

Дети предлагают взять разные материалы для фильтра: вату, бумагу, марлю, бумажные салфетки, ткань. Самостоятельно берут все необходимое для очистки воды.

Дети самостоятельно пришли к выводу о том, что:

  • грязь осталась на фильтре, вода стала чистой;
  • такую воду нельзя пить употреблять для приготовления пищи;
  • ее можно использовать в быту (мыть руки, пол, стирать белье…)

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

И хочется закончить китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Литература

1. Дыбина О. В.  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.  /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком» // Вопросы психологии. 1990. № 5 С. 9-12

4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз­раста. Концептуальный аспект. — /Текст/ Н.Н.  Поддьяков - Волгоград: ТЦ «Перемена», 1995.

 

Приложение!