Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6390 Консультация на тему: «Воспитание патриотических чувств у детей».

Опубликовано 24.02.2021

Маусенова Багитжан Калиевна 

Казахстан г. Костанай

ГККП «Ясли-сад№15»

Воспитатель

 

Консультация на тему: «Воспитание патриотических чувств у детей».

«Только тот, кто любит, ценит и  уважает  накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить   Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                                   С. Михалков


Что такое патриотизм? Понятие патриотизма у всех разное. Прежде всего, это любовь к своей стране, особое эмоциональное переживание своей принадлежности к ней, чувство гордости за нее. Это состояние души, чувство долга и ответственности перед родной землей, где ты родился, вырос, где прошло твое детство.

Родина — это город, в котором

родился, аул где ты вырос, школа, где ты учился,

одним словом, это среда, которая способствовала

твоему формированию как человека.

Если это так, ты должен знать

их, они нужны тебе, как воздух и вода

М. Ауэзов

Патриотизм – синоним слова «уважение». Относится с уважением к своей стране, языку, флагу, народу. И, скорее всего, это залог нашего дальнейшего благополучия. Страна с патриотами – это процветающая страна.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которые несут сами сказочные герои. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. У ребенка появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще мал жизненный опыт, а в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослым дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
Воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем - к городу, ко всей стране.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Они отражают сущность нашего общественного строя, психологию народа. Например, стало традицией чествовать героев труда, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибших воинов, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Приобщение к традициям происходит постепенно. Сначала ребенок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их.
Каждую весну и осень провожают в армию новобранцев. Провожают с песнями, добрыми напутствиями. Это стало традицией. Взрослые должны рассказать детям, куда и зачем провожают юношей, какой будет их служба, как нужно готовиться к тому, чтобы стать защитником Родины. Отношение к воинам в нашей стране особое: человек в военной форме пользуется уважением, окружен ореолом героизма и славы. Неслучайно среди первых и наиболее распространенных детских игр – игры в военных. Дети хотят быть такими же сильными, ловкими, смелыми. Наблюдение проводов новобранцев в армию углубляет знания детей о жизни людей в нашей стране, наполняет их игры новым интересным содержанием. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций (хотя и злоупотреблять ими не следует). Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а явятся началом патриотических чувств. Родители могут пойти с ребенком в День Победы к Вечному огню, к памятнику и возложить цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь.
Для детей создано много высокохудожественных произведений разных жанров: стихи, рассказы, очерки. Рассказы о героическом труде, преданности делу, о самоотверженности и смелости помогают воспитывать в детях гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует, притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении побольше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к ее богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка – дошкольника невелики и несложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята сами могут сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть гражданином страны.
Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу надо связывать с окружающей социальной жизнью и теми доступными объектами, которые окружают ребенка.

• Что я знаю о себе;
• Я и моя семья;
• Мой детский сад;
• Моя улица, мой город, мой город отличается от других;
• Мой край, его особенности (социальное и природное окружение) .
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые
расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и
т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для
удобства людей.
- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников,
расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности,
исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.  Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.  В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности  близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Знают ли они, за что их дедушка или  бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков?  и т.д. Важно подвестиребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнутыпамятники.
 Организованная таким образом работа будет способствовать правильному
развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. 

Земля моя! Была ты колыбелью

И стала нам родимой навсегда.

Здесь рождены, отсюда мы взлетели,

Как птицы вылетают из гнезда. С. Муканов.