Дмитриева Светлана Александровна
МБДОУ д/с № 12 г. Конаково, Тверская область
воспитатель
НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Солнечная система»
Цель: рассказать детям о Солнечной системе, дать характеристику Солнцу, как огромному светилу (звезде); назвать и показать все планеты нашей солнечной системы.
Задачи:
- Активизировать словарный запас детей по теме «Солнечная система»: планета, Солнце, Солнечная система, орбита, название планет.
- Развивать связную речь.
- Развивать логическое мышление и воображение детей.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков.
- Воспитывать интерес к Солнцу, Солнечной системе.
- Обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями, совершенствовать умения работать в коллективе.
Материалы:
плакат «Солнечная система», картина с изображением Солнца, посылка, разрезные картинки с изображением Солнца, макет орбит, цветной пластилин, заготовки для изготовления планет, гелевый шар в виде звезды с письмом от «космонавтов», видеоролик «солнечная система для детей».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, поприветствуйте наших гостей. Подарите им свое хорошее настроение, улыбнитесь.
Сегодня к нам в детский сад пришла необычная посылка, в которой находились вот эти карточки похожие на пазлы. Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что получится? Посмотрите, ребята, что же у нас получилось? (Правильно солнце)
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно?
Солнце – это большая-большая, огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.
Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой-нибудь далекой звезде, как вы думаете, каким бы мы увидели Солнце? (Мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки)
Воспитатель: А на самом деле звезда Солнце - это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет.
Воспитатель: А как вы думаете, есть ли жизнь на Солнце? (На Солнце нет жизни, так как там очень жарко, но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным)
Воспитатель: Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу. Давайте познакомимся с семьей звезды Солнце. В семье восемь планет.
Воспитатель: В семье Солнца царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца. Давайте посмотрим внимательно на схему солнечной системы (рассматривание схемы). Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, столько же, сколько и планет – восемь.
Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине)
Воспитатель: Мы познакомимся с планетами по порядку, начиная с той, которая ближе всего находится к Солнцу. Самая близкая к Солнцу планета – небольшая планета Меркурий. Следующая планета - Венера. За Венерой расположена планета Земля, ещё дальше – красная планета Марс. За Марсом – гигантская планета Юпитер (самая большая планета Солнечной системы). За Юпитером – Сатурн (это тоже большая планета, у которой есть особый признак: Сатурн окружает тонкое кольцо). Затем идет планета Уран (эта планета похожа на Юпитер и Сатурн, но намного меньше этих гигантов). Самая маленькая из планет-гигантов – планета Нептун.
Появляется воздушный шар в виде звезды с письмом.
Воспитатель: ребята, а чтобы узнать, кто прислал нам это письмо нужно отгадать загадку.
Загадка:
он не летчик, не пилот,
он ведет не самолёт,
а огромную ракету,
дети, кто, скажите это? (космонавт)
Письмо: Ребята, мы узнали, что сегодня вы знакомитесь с Солнечной системой. А мы можем наблюдать все эти планеты из иллюминатора космической ракеты и сняли для вас небольшой фильм.
Физкультминутка:
Мы в ракету смело сели.
Шлем на голову надели.
«Пуск» - и в космос мы летим.
В невесомости парим.
Путь наметили к планете.
Помахали вслед комете.
Потянули за рычаг.
Взяли курс к созвездью Рак.
Посмотрели в телескоп.
И нажали кнопку «Стоп».
Развернули мы ракету.
Как обычную комету.
И продолжили полёт.
Космос нас с собой зовёт!
Просмотр видеоролика «Солнечная система для детей»
В заключении предложить детям создать модель Солнечной системы, но не простую, а необычную. Предложить детям, прежде чем заняться творчеством, размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
Дети под музыку изготавливают планеты Солнечной системы.
Воспитатель: ребята, вы молодцы у вас получились замечательные планеты Солнечной системы, а этот макет мы подарим космонавтам, когда они вернуться на Землю.