Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6977 «Логоритмические упражнения как средство развития чувства ритма у дошкольников»

Опубликовано 23.02.2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Березка» общеразвивающего вида

 

 

«ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ КАК

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

                                                       РАЗРАБОТАЛА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

                                                                                            ГОЛОЛОБОВА Г.И.

 

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ КАК

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУСТВА РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

“Пространство и время   наполнены
                                                                                                                       материей, подчиненной   законам                                                                                                                                                                                      вечного ритма»
                                                                                                                             Эмиль Жак -Далькроз

Все мы знаем, что движение,  ритмическая организация лежит в основе жизни человека. Все окружающее нас живет по законам ритма. Учеными доказано, что ритм-  элемент развития интеллекта. Ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что в начале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр музыки.

          Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга. Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь. Поэтому с раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников в форме- ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика   - игровой метод с детьми, это комплекс двигательных упражнений, в котором сочетаются музыка, движение и слово. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение, развитие двигательной сферы.

ЦЕЛЬ:  Это воспитание и развитие чувства ритма через движение, путем развития слухового внимания и улучшение речи путем воспитания ритма речи.

ЗАДАЧИ:1.  воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, и такта умение перевоплощаться, выразительности движений)

}  2. образовательные (формирование двигательных навыков и умений, навыков правильного употребления звуков в различных формах речи)

}  3 оздоровительные (укрепление костно –мышечного аппарата, развитие правильного дыхания, общей и мелкой моторики)

}  4. коррекционные (развитие и коррекция зрительно – двигательной координации, слуха и речи)

На музыкальных занятиях использую пальчиковые, ритмические, коммуникативные игры, музыкально-ритмические движения, чтение стихов, пение, элементарное музицирование на шумовых инструментах, движение под музыку.

ВИДЫ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

}  - различные виды ходьбы и бега под музыку

}  - пальчиковые игры или массаж пальцев

}  - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

}  - стихотворения, сопровождаемые движениями

}  - упражнения, регулирующие мышечный тонус

}  - речевые упражнения  без музыкального сопровождения

}  - речевые и  музыкальные игры

}  - упражнения для развития музыкального слуха

}  - массаж биологически активных зон

}  - подвижные игры

}  -упражнения на релаксацию под музыку

Занятия с детьми логоритмикой начинаю с раннего  младшего дошкольного возраста.  Использую простые ритмические упражнения, идем от простого к сложному. Например: « ТУЧКА»

Ясли« Тучка».

«На небе появилась тучка, тучка заплакала и пошёл дождик…  застучали по крыше. (КАП КАП)

Грянул гром. (СТУКНУТЬ В ТАРЕЛКИ)

Полил настоящий ливень! (Хлопают, топают ножками)

С малышами использую музыкальный материал, основанный на рус.н.попевках, потешках. Вес песенки сопровождаем движениями. Например: «Петушок», «Ладушки». И, конечно, развиваем чувство ритма через музыкально ритмические движения. Формируем  основные виды- это ходьба, бег, а также танцевальные движения.  Например, «Большие ноги шли по дороге», «Ходим, бегаем».

          Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь.

В младшем возрасте использую предметы (палочки).

  «Гвоздь и молоток» развивает чувство ритма, речи и движения.

 «ГВОЗДЬ И МОЛОТОК»

Гвоздь и молоток  \\

Построили мосток \/

Мы по мостику пойдем\\

И друзей себе найдем—

ЛОГОРИТМИКА  В СТИХАХ «ДОМ» (на развитие координации, слова и движений).

На опушке дом стоит

На дверях замок висит

За дверями стол стоит

Вокруг дома частокол

Тук тук тук, дверь открой

Заходите.

Я не злой

1.«БЕГЕМОТИКИ» .Это упражнение способствует развитию и коррекции двигательной сферы.

2.МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧ. ДВИЖЕНИЕ «ЗАЙЧИК».Развивает музыкальный слух и чувство ритма.

«БЕЖАЛИ МИМО РЕЧКИ СМЕШНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Цель: Развивать чувство ритма, координацию слов и движений.

Бежали мимо речки смешные человечки

Прыгали

Скакали

Солнышко встречали

Собрались все в гости

И забили гвоздик

А потом «Бултых!» в речку

Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.Использую песни для развития координации пения с движением.  Выработка речи, ритма дыхания. 

Песня «Вышел дождик погулять» .

Логоритмика «Атобус»развивает слуховое внимание, ритмический слух, координацию движений.

Танцы  формируют умения и навыки посредством сочетания музыки  с ритмическими движениями, развивают чувства ритма, двигательные навыки.  Они вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание. Например, танец «Цыплята».

Ритмическая игра «Дождик» способствует ритмичному проговориванию текста с одновременным выполнением движений.

Дождик капнул на ладошку кап кап кап кап кап

На цветок и на дорожку кап

Застучал по крыше он кап

И раздался чистый звон кап

 

Кончики пальцев – есть второй головной мозг. Активизируют речевые центры головного мозга, развивают мелкую и общую моторику .

«ПЧЕЛА»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

А за нею шмель шмелек

И веселый мотылек

2 жука и стрекоза

Как фонарики глаза

Пожужжжали, полетали

От усталости упали

На занятиях использую звучащие жесты.  Это развивает чувство ритма через ритмические движения.

          Музыка   оказывает влияние на качество исполнения- улучшает выразительность движений.

Коммуникативные игры, коммуникативный массаж  направлены сбросить эмоциональное, психическое  напряжение, настраивает на активную работу и контакт друг с другом.

«Таря маря в лес ходила

Шишки ела нам велела

А мы шишки не едим

Таре маре отдадим».

В  упражнении «ДОЖДИК» ( с музыкальным сопровождением)  использую атрибуты мяч и палочки. Это  упражнение способствует развитию координации движений, слухового внимания, развивает чувство ритма.

Подвижные игры тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену  движений.

Игра «Кто скорее».

Ритмопластика  на музыкальных занятиях способствует психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего тела.

Практика показала, что использование на музыкальных занятиях  элементов логоритмики способствует развитию речи и музыкальности, учит чувству такта и ритма, развивает психические процессы, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.