Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6060 Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях

Опубликовано 30.07.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Березка» общеразвивающего вида

 

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях

 

 

                                                                                                         Разработала:

                                                                           музыкальный руководитель

                                                                           Гололобова Галина Ивановна

 

 

 

 Барнаул 2020г.

 

                                                                                                                                                                                                  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

 

 

Проблема общения детей в современном обществе актуальна.  Понятие «общение» тесно связано с понятием коммуникация. Коммуникация является одним из ведущих направлений в процессе формирования личности.  Поэтому в программе дошкольного воспитания по ФГОС уделяется большое внимание этому направлению.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Через игру мы решаем  все задачи по развитию ребенка. Одной из задач, стоящих перед педагогами МДОУ, - это помочь ребенку научиться общаться со сверстниками, формировать  и развивать навыки общения, помочь адаптироваться в социуме. Поэтому развивать эти функции нужно с раннего возраста. Развитие таких коммуникативных взаимоотношений в дальнейшем поможет предотвратить такие проблемы, как  конфликты и одиночество. Дошкольный возраст является важным периодом для формирования личности ребенка, коммуникативного общения.

Коммуникативная игра -  это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга, умение взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях.

Главной целью является развитие навыков общения, формирование доброжелательного отношения между детьми.

Развивать коммуникативные навыки  начинаю  с раннего возраста. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно оказывает влияние на становление личности детей. Поэтому только путем  организованного обучения можно достичь успехов и результатов в развитии общения.

На музыкальных занятиях в младшем возрасте  использую приветствие, например: «Ладошечка».

Цель: способствовать установлению теплых, доверительных отношений между педагогом и детьми.

  1. Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

          2. На ладошечку, моя крошечка,

              Ты  погладь меня по ладошеке.

Музыкальный руководитель предлагает показать свои ладошки, дети протягивают их. Музыкальный руководитель на 1 куплет гладит ладошки детей двумя руками, а на второй куплет протягивает свои ладошки, дети гладят ладошки педагога.

 «Здравствуйте, ладошки».

Здравствуйте, ладошки - хлоп, хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ.

Здравствуйте щечки - плюх, плюх, плюх.

Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте губки (чмокают)

Здравствуйте зубки (стучат)

Здравствуй мой носик - би-би-би

Здравствуйте. Малышки.

Всем: «Привет!»

Дети младшего возраста любят играть в игры.  Использую такие  игры, как «Разноцветные клубочки»,  «Флажки» на развитие коммуникативных навыков.

 «Разноцветные клубочки» 
Цель: развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата. 
Материал: корзина с разноцветными клубочками. 
Ход: педагог показывает корзину и произносит слова:

Разноцветные клубочки

Укатились от ребят. – высыпает клубочки

Будем мы сейчас клубочки

Все в корзину собирать.

Ты клубочек отыщи - подходит к каждому ребенку и

И в корзину положи. обращается к каждому ребенку.

Когда клубочки собраны, педагог показывает детям полную корзину и говорит, называя всех детей: «Лена собирала, Валя собирала… Все дети собирали. Много разных цветных клубочков».

«Флажки» 
Цель: развивать умение обмениваться со сверстниками предметами. 
Материал: флажками 
Ход: педагог показывает детям флажки и говорит:

Очень любят малыши

Разноцветные флажки (дети берут по флажку)

Вы флажками помашите

И другой флажок возьмите.

Педагог помогает детям обменяться флажками, например: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».

В младшем возрасте использую коммуникативные танцы.  Например: танец «Ты с дружочком становись» (мл. возраст)

1."Ты с дружком становись,

И с дружком покружись

Ля - ля - ля, ля - ля - ля,

И с дружком покружись.

  1. А теперь мы ножкой топнем,

И в ладошки громко хлопнем

Раз, два, три, раз, два, три

На дружочка посмотри!

3.А теперь возьмем друг друга

И пойдем с тобой по кругу

Мы по кругу погуляли

Свою пару потеряли

Раз, два, три ты дружка себе найди. (дети должны очень быстро поменять партнера)

 

Обязательно детей нужно похвалить, дать положительную оценку.

 

В среднем и  старшем возрасте использую коммуникативные танцы. Такие как, «Мы с дружочком танцевал», « Я от тебя убегу», «Поссорились - помирились», а также танцы со сменой партнера. («Побежали парами скорей», «Ищи», «Приглашение»)

          В старшем возрасте использую коммуникативные игры: «Зашагали ножки».

1.Зашагали ножки весело по кругу.

Приведут нас ножку по дорожке к другу.

1-2-3 «Здравствуй, говори!»

1-2-3 руку мне пожми.

2.Побежали  ножки весело по кругу

Приведут нас ножку по дорожке к другу.

1-2-3 Головкой поклонись

1-2-3   мило улыбнись!

2.Поскакали ножки весело по кругу

Приведут нас ножки по дорогу к другу.

1-2-3 Хлопай веселей

1-2-3. Обними скорей.

«Улыбка»

 

( Дети идут по кругу. В центре Фея с волшебной палочкой. )

 Фея в гости к нам пришла,

Всем улыбку принесла.

Рот ладошкою прикрыла

И улыбку подарила!  

  (дети закрывают рот ладошкой, фея взмахивает палочкой, дети отводят руки в сторону и улыбаются)

К  нам  волшебник приходил,

Всем улыбку приносил.

Рот ладошкою прикрыл –

И улыбку подарил.

( Волшебник или Фея подходит к ребенку с волшебной палочкой, дотрагивается до него)

Маша, (Лена), улыбнись! Всем ребятам поклонись!

Дети любят играть в парах. Это игра «Ладонь в ладонь», «Дрозды», «Ссора»

                                               «Ладонь в ладонь»
(авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: любой.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

                                                      «Дрозды»
Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)


                                                  «Ссора»

(Дети стоят парами, выполняют движения по тексту.)

Два кота сегодня в ссоре-

Когти точат на заборе.

Дыбом шерсть, фырчат, шипят, и царапаться хотят.

Успокойтесь, не сердитесь

И с  друг  другом помиритесь -

Чем побитыми  ходить, лучше в мире добром жить!

(Дети меняются парами)

Применяю на занятиях коммуникативные массажи. Такие как «Таря - Маря», «Хозяин дома?» и др.

Так играя, мы, педагоги, помогаем детям раскрепоститься, научиться общаться между сверстниками, со взрослыми.

Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению,  взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.