Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6061 Консультация для родителей «Фольклор в воспитании детей раннего возраста»

Опубликовано 31.07.2020

 

Фадеева Елена Николаевна

МБДОУ детский сад № 257, г. Ульяновск

Воспитатель

 

Консультация для родителей «Фольклор в воспитании

детей раннего возраста»

 

     По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка формируется наглядно - образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

     Фольклор - это народная мудрость, поэзия и культура народов. К малым формам фольклора относят:

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – это игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны по внешности ребёнка, в особенности его поведения.

     Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Пестушки  всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

      В первые дни жизни ребенка в детском саду особую значимость приобретает фольклор. В период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В этот период потешки становятся просто незаменимыми.                            С помощью них легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Вместе с потешками дети причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают и играют. Используются потешки и в пальчиковых играх с детьми. С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать.

       На  третьем  году  жизни  речь  ребёнка  становится  основным  средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. 

      Малый  фольклор  играет  важную  роль  в  воспитании  детей: развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное  развитие,  на  его  фантазию.

И задача родителей при использовании  фольклора заключается в следующем:

  • прививать навыки и умения  речи,  опираясь  на  склонность  к  подражанию,  быстрому запоминанию,  воспитывать  у  детей  самостоятельность,  умение  активно применять  эти  знания.

    Таким  образом,  малый  фольклор является уникальным  средством  для

передачи народной  мудрости  и воспитании детей на начальном этапе их развития.