Кемеровская область,
Юргинский городской округ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад № 33 г.Юрги»
Познавательно - исследовательский проект
подготовительная группа
Составители:
Зудова Я.Л., воспитатель
Назарова Н.В.., воспитатель
Юрга 2020
Содержание
Введение |
3 |
Паспорт проекта |
5 |
Заключение |
9 |
Литература |
9 |
План мероприятий |
10 |
Приложения |
13 |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. |
Наименование образовательного учреждения |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад №33 г.Юрги» МКОУ «НШДС №33 г. Юрги» 652050, Россия, Кемеровская область, г. Юрга, ул. Комсомольская, 4-в. Телефон: (8382-51) 6-74-93; e-mail:school-sad33@mail.ru |
2. |
Субъекты проекта |
Зудова Я.Л.., воспитатель Назарова Н.В.., воспитатель Воспитанники подготовительной группы №2 Родители (законные представители) |
3. |
Тема проекта |
«Экологическое воспитание дошкольников во взаимосвязи с родителями» |
4. |
Сроки реализации |
Долгосрочный с 2.09.2019 –29.05.2020г. |
5. |
Вид проекта |
Познавательно - исследовательский |
6. |
Объект исследования |
Природа |
7. |
Гипотеза |
Природа – это жизнь! |
8. |
Актуальность |
Природа – это наше все, наше хорошее и плохое, наши победы и поражения, без природы, без ее растений и животных, без воды и воздуха, без богатств ее недр, человек был бы никем. Прежде всего, природа — мать и колыбель всего человечества. Именно благодаря ней, каждый из нас способен рождаться, развивать и поглощать знания. Природа устроена таким образом, что человеку совсем не требуется чего-то привносить в неё нового, в ней все гармонично дополняет друг друга. Наша задача помочь подрастающему поколению полюбить природу, познать ее огромную значимость для жизни всего человечества, научиться беречь то, что дано свыше. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия. Учитывая актуальность данной проблемы, мы решили реализовать проект совместно с родителями (законными представителями) по экологическому воспитанию дошкольников. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
|
9. |
Цель проекта |
Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности у детей, во взаимосвязи с родителями (законными представителями). |
10. |
Задачи |
|
11. |
Интеграция образовательных областей |
«Социально – коммуникативное развитие» Трудовое воспитание. «Познавательное развитие» Первичные представления об объектах окружающего мира. Сенсорное развитие. Проектная деятельность. Ознакомление с миром природы. «Речевое развитие» Развитие речи. Приобщение к художественной литературе «Художественно – эстетическое развитие» Изобразительная деятельность «Физическое развитие» Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. |
12. |
Формы реализации проекта |
Совместная деятельность с детьми. Взаимодействие с родителями (законными представителями) |
13. |
Методы и приемы |
Наглядный: рассматривание иллюстраций, картин, просмотр презентаций, познавательного видео. Практический: рисование, аппликация, лепка, ручной труд, выставки совместных работ, оформление альбомов; подвижные игры, дидактические, сюжетно – ролевые игры и игровые ситуации. Словесный: беседы, чтение художественной литературы, обсуждение. Исследовательский: наблюдения, экскурсии, эксперименты. |
14. |
Ресурсное обеспечение |
литература.
|
15. |
Взаимодействие с родителями |
|
16. |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
Ребенок: Имеет представление об экологии родного города. Проявляет интерес к охране природы, ее приумножении. Родитель: Проявляет интерес к организации и проведению различных экологических мероприятий, к экологическому образованию ребенка. Повысился уровень ответственности за формирование у детей экологической культуры. |
17. |
Этапы реализации проекта |
Подготовительный с 02.09.2019 - 30.09.2019гг
Основной с 01.10.2019 – 04.05.2020 Реализация проекта совместно с родителями и детьми Заключительный с 05.05.2020 – 29.05.2020 Экологическая викторина «Этот загадочный мир природы». Оформление «КРАССНОЙ КНИГИ КУЗБАССА» своими руками, совместно с детьми и родителями. |
18. |
Продукт проекта |
«КРАСНАЯ КНИГА КУЗБАССА» своими руками |
19. |
Выход |
|
Краткое изложение проекта
Проект «Экологическое воспитание дошкольников во взаимосвязи с родителями» рассчитан на год, реализуется в три этапа (подготовительный, основной, заключительный). Для реализации проекта разработан план с мероприятиями, подготовлен необходимый материал, оборудование.
Реализация проекта осуществляется совместно с родителями (законными представителями) и воспитанниками подготовительной группы, через интеграцию пяти образовательных областей, включая различные виды деятельности
Заключение
В настоящее время актуальна тема «Развитие любознательности…», потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме познавательной и исследовательской деятельности (ФГОС ДО пункт 1.2).
Среди всевозможных средств развития познавательной активности дошкольников преследуя цель экологического воспитания, нами была выбрана проектная деятельность совместно с родителями (законными представителями).
В процессе реализации проекта у детей сформировались понятия и представления об объектах природы, о разнообразных природных явлениях, о том, что в природе всё связано, все зависят друг от друга.
Дети начали понимать, что если под воздействием каких-то факторов происходят изменения в одном звене то, как по цепочке происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к нежелательным, а зачастую вредным последствиям, как для природы, так и для самого человека.
Через ознакомление детей с отрицательными воздействиями человека на природу, раскрытие целостности природы, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности человека.
Следует помнить, что формирование экологической культуры у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме экологического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома. Надо отметить и повышение активности, развития коммуникативных навыков детей при совместном проведении с родителями досугов, выпуске газет, различных выставок рисунков и фотовыставок и пробуждение интереса у родителей к собственным детям, которые уже сейчас, в дошкольном возрасте хотят получить ответы на многие вопросы именно от своих близких.
Литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Гризик. Т.И. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
- Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
- Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
- Рыжова Н.А. «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва.«Линка-пресс» 2002г.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
«Совместная деятельность педагог-родитель-ребенок»
М |
Содержание работы |
Задачи |
Подготовительный этап |
||
Сентябрь |
1.Анкетирование родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» (прил ). 2.Родительское собрание в форме интеллектуально-творческой игры «В гармонии с природой». (прил ). 3. Акция «Книги для книжного уголка – все о природе». |
Выявить уровень экологической культуры родителей. Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей. |
Основной этап |
||
Октябрь |
Создание семейного архива «Отдыхаем, не вредя!» (фотографии – отдых на природе: парк, лес, дача). |
Расширение представлений родителей о важности проблемы экологического воспитания дошкольников, о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. |
Ноябрь |
Экологическая газета на тему «Крылатые доктора» (семейные аппликации, зарисовки птиц, высказывания «Устами ребенка»). |
Уточнить представление родителей и детей о роли птиц в природе и в жизни человека. |
Декабрь |
Природоохранная акция «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов». (создание совместно с родителями и детьми рекламных листовок, плакатов). |
Формировать положительные нравственные качества, побуждающих родителей и их детей к соблюдению норм поведения в природе. |
Январь |
Совместное изготовление природоохранительных знаков. |
Создать условия для семейного творчества и обсуждения с ребенком охраны природы. |
Февраль |
Конкурс семейных поделок «Вторая жизнь мусора». |
Показать на примерах способы переработки мусора, о возможностях его вторичного использования |
Март |
|
Дать представление, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр. |
Апрель |
Экологический десант: Прогулка по улицам города с целью наблюдения на тему «Весна пришла, а город чистый?» |
Предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д. |
Май |
Родительское собрание на тему «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада». |
Проанализировать совместную деятельность по экологическому воспитанию . Привлечь родителей к озеленению территории детского сада. |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
«Совместная деятельность педагог-ребенок»
мес |
Содержание работы (по неделям) |
Задачи |
Сентябрь
|
1неделя
|
Формировать представление детей о взаимосвязях, существующих в природе,о среде обитания и подготовке зверей к зиме. |
2 неделя
|
Познакомить детей с животными и растениями, взятыми под охрану нашим государством. Воспитывать желание заботиться о животных, беречь растения. |
|
3 неделя
|
Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки). |
|
4 неделя
(о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, правилах поведения на природе). |
Дать детям понятие о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. |
|
Октябрь |
1 неделя
|
Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Развивать умение называть признаки предмета, находить его по этим признакам; группировать овощи и фрукты по способам использования. |
2 неделя
|
Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. |
|
3 неделя
|
Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). |
|
4 неделя
|
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче. |
|
Ноябрь |
1 неделя
|
Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. |
2 неделя
|
Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимную связь между объектами природы, а также определяющие между природой и человеком на основе конкретных правил поведения |
|
3 неделя
|
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме |
|
4 неделя
|
Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. |
|
5 неделя
|
Обобщить знания детей по теме «Осень». |
|
Декабрь |
1 неделя
|
Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее. |
2 неделя.
|
Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. ( внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). |
|
3 неделя
|
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Познакомить с трудом лесника. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. |
|
4 неделя.
|
Знакомить детей с многообразием родной природы; с животными различных климатических зон (севера). |
|
1 неделя
|
Знакомить детей с многообразием родной природы; с животными различных климатических зон. |
|
2 неделя
|
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу. |
|
3 неделя
|
Знакомить детей с многообразием родной природы; с животными различных климатических зон (Африки). |
|
Февраль |
1 неделя
|
Знакомить детей с многообразием родной природы; с животными различных климатических зон (Джунлей).
|
2 неделя
|
Знакомить детей с многообразием родной природы; животными различных климатических зон. |
|
3 неделя
|
Знакомить детей с многообразием родной природы; с животными различных климатических зон.
|
|
4 неделя
|
Знакомить детей с многообразием родной природы; с обитателями рек, прудов и озер.
|
|
Март |
1 неделя
|
Знакомить детей с многообразием родной природы; с аквариумными рыбками.
|
2 неделя
|
Знакомить детей с многообразием родной природы; с обитателями морей. |
|
3 неделя
|
Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. |
|
4 неделя
|
Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной), показать красоту весны. Обратить на изменения в жизни растений. |
|
Апрель |
1 неделя
Б. Житков «Что я видел», «Сад» |
Обобщить представления об уходе за комнатными растениями, знания о потребностях комнатных растений. Обобщить представление о направленности способов ухода: полив, удаление пыли, рыхление на удовлетворение жизненных потребностей растений. |
2 неделя
|
Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) |
|
3 неделя
|
Закрепить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке. |
|
4 неделя
|
Формировать представление о гнездование птиц (ворон и др.). Знакомить детей с многообразием родной природы: птиц. |
|
1 неделя
|
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей). |
|
2 неделя
|
Познакомить детей с представителями классов насекомых (пчела, комар, муха и др.).
|
|
3 неделя
|
Расширять представления детей о насекомых, их среде обитания, передвижении, связи с различными экологическими факторами. |
|
4 неделя
|
Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Формировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Закрепить знания о последовательности времен года. |