Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6564 Проект «Экологическое воспитание дошкольников во взаимосвязи с родителями»

Опубликовано 07.06.2021

Кемеровская область,

Юргинский городской округ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 33 г.Юрги»

 


 

 

Познавательно - исследовательский проект

подготовительная группа

Составители:

Зудова Я.Л., воспитатель

Назарова Н.В.., воспитатель

 

 

 

Юрга 2020

                                                                  Содержание

 

Введение

 

3

Паспорт проекта

5

Заключение

9

Литература

9

План мероприятий                         

10

Приложения

13

 

 

 

 

 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

1.

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад №33 г.Юрги»

МКОУ «НШДС №33 г. Юрги»

652050, Россия, Кемеровская область, г. Юрга,

ул. Комсомольская, 4-в. Телефон: (8382-51) 6-74-93;

e-mail:school-sad33@mail.ru

2.

Субъекты

проекта

Зудова Я.Л.., воспитатель

Назарова Н.В.., воспитатель

Воспитанники подготовительной группы №2

Родители (законные представители)

3.

Тема проекта

«Экологическое воспитание дошкольников во взаимосвязи с родителями»

4.

Сроки реализации

Долгосрочный с 2.09.2019 –29.05.2020г.

5.

Вид проекта

Познавательно - исследовательский

6.

Объект исследования

Природа

7.

Гипотеза

Природа – это жизнь!

8.

Актуальность

Природа – это наше все, наше хорошее и плохое, наши победы и поражения, без природы, без ее растений и животных, без воды и воздуха, без богатств ее недр, человек был бы никем.

Прежде всего, природа — мать и колыбель всего человечества. Именно благодаря ней, каждый из нас способен рождаться, развивать и поглощать знания. Природа устроена таким образом, что человеку совсем не требуется чего-то привносить в неё нового, в ней все гармонично дополняет друг друга.

Наша задача помочь подрастающему поколению полюбить природу, познать ее огромную значимость для жизни всего человечества, научиться беречь то, что дано свыше.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотной, неправильной с экологической точки зрения, расточительной, ведущей к нарушению экологического равновесия.

Учитывая актуальность данной проблемы, мы решили реализовать проект совместно  с родителями (законными представителями) по экологическому воспитанию дошкольников. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

 

9.

Цель проекта

Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности у детей, во взаимосвязи с родителями (законными представителями).

10.

Задачи

  1. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.  Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  3. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона, участка группы.
  4. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

11.

Интеграция образовательных областей

«Социально – коммуникативное развитие»

Трудовое воспитание.

«Познавательное развитие»

Первичные представления об объектах окружающего мира.

Сенсорное развитие.

Проектная деятельность.

Ознакомление с миром природы.

«Речевое развитие»

Развитие речи.

Приобщение к художественной литературе

«Художественно – эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность

«Физическое развитие»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

12.

Формы реализации проекта

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

13.

Методы и

приемы

Наглядный: рассматривание иллюстраций, картин, просмотр презентаций, познавательного видео.

Практический: рисование, аппликация, лепка, ручной труд, выставки совместных работ, оформление альбомов; подвижные игры, дидактические, сюжетно – ролевые игры и игровые ситуации.

Словесный: беседы, чтение художественной литературы, обсуждение.

Исследовательский: наблюдения, экскурсии, эксперименты.

14.

Ресурсное обеспечение

  • Информационно – методическая и художественная

литература.

  • Иллюстративный демонстрационный материал, дидактические и настольно – печатные игры, альбомы по теме «Природа».
  • Подборка презентаций и видео материала по экологическому воспитанию для дошкольников.
  • Пособие для экспериментов в «Экспериментальном уголке».
  • «Огород на подоконнике».
  • «Цветочные клумбы» на участке ОУ.
  • Ряженье для сюжетно – ролевых игр.
  • Атрибуты для подвижных игр.
  • Маски для театрализованных игр.
  • Парк Пушкина.
  • Улицы родного города.

15.

Взаимодействие с родителями

 

16.

Ожидаемые результаты реализации

проекта

Ребенок:

Имеет представление об экологии родного города.

Проявляет интерес к охране природы, ее приумножении.

Родитель:

Проявляет интерес к организации и проведению различных экологических мероприятий, к экологическому образованию ребенка.

Повысился уровень ответственности за формирование у детей экологической культуры.

17.

Этапы реализации проекта

Подготовительный с 02.09.2019 - 30.09.2019гг

  1. Формулирование темы проекта, его целей, задач.
  2. Планирование деятельности, осуществляемое в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности
  3. Подбор методического, фотоматериала для презентаций, фильмов, консультаций и буклетов, тематических мероприятий.
  4. Проведение родительского собрания с целью привлечения родителей к участию в проекте.
  5. Обновление содержания предметно-развивающей среды.

Основной с 01.10.2019 – 04.05.2020

Реализация проекта совместно с родителями и детьми

Заключительный с 05.05.2020 – 29.05.2020

Экологическая викторина «Этот загадочный мир природы».

Оформление «КРАССНОЙ КНИГИ КУЗБАССА» своими руками, совместно с детьми и родителями.

18.

Продукт проекта

«КРАСНАЯ  КНИГА КУЗБАССА» своими руками

19.

Выход

  1. Презентация проекта на родительском собрании.
  2. Представление опыта работы, по проекту, на педагогическом совете МКОУ «НШДС №33 г.Юрги».

 

 

                                                  Краткое изложение проекта

Проект «Экологическое воспитание дошкольников во взаимосвязи с родителями» рассчитан на год, реализуется в три этапа (подготовительный, основной, заключительный).  Для реализации проекта разработан план с мероприятиями, подготовлен необходимый материал, оборудование.

Реализация проекта осуществляется совместно с родителями (законными представителями) и воспитанниками подготовительной группы, через интеграцию пяти образовательных областей, включая различные виды деятельности

 

 

                                                                 Заключение

 

В настоящее время актуальна тема «Развитие любознательности…», потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме познавательной и исследовательской деятельности (ФГОС ДО пункт 1.2). 

Среди всевозможных средств развития познавательной активности дошкольников преследуя цель экологического воспитания, нами была выбрана проектная деятельность совместно с родителями (законными представителями).

В процессе реализации проекта у детей сформировались понятия и представления об объектах природы, о разнообразных природных явлениях, о том, что в природе всё связано, все зависят друг от друга.

Дети начали понимать, что если под воздействием каких-то факторов происходят изменения в одном звене то, как по цепочке происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к нежелательным, а зачастую вредным последствиям, как для природы, так и для самого человека.

Через ознакомление детей с отрицательными воздействиями человека на природу, раскрытие целостности природы, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности человека.  

Следует помнить,  что формирование экологической культуры у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме экологического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома. Надо отметить и повышение активности, развития коммуникативных навыков детей при совместном проведении с родителями досугов, выпуске газет, различных выставок рисунков и фотовыставок и пробуждение интереса у родителей к собственным детям, которые уже сейчас, в дошкольном возрасте хотят получить ответы на многие вопросы именно от своих близких.

                                                             Литература

 

  • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
  • Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Гризик. Т.И. «Ребенок познает мир»  Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
  • Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  • Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
  • Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  • Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
  • Рыжова Н.А. «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва.«Линка-пресс» 2002г.

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

«Совместная деятельность педагог-родитель-ребенок»

 

М

Содержание работы

Задачи

Подготовительный этап

Сентябрь

1.Анкетирование родителей  «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» (прил ).

2.Родительское собрание в форме интеллектуально-творческой игры «В гармонии с природой». (прил ).

3. Акция «Книги для книжного уголка – все о природе».

Выявить   уровень экологической культуры родителей. Показать значимость экологического воспитания  в дошкольном возрасте. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей.

Основной этап

Октябрь

Создание семейного архива «Отдыхаем,

не вредя!» (фотографии – отдых на природе: парк, лес, дача).

Расширение представлений  родителей о важности  проблемы экологического воспитания дошкольников, о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования.

Ноябрь

Экологическая газета  на  тему

«Крылатые доктора» (семейные аппликации, зарисовки птиц, высказывания «Устами ребенка»).

Уточнить представление       родителей   и   детей  о  роли  птиц в  природе  и  в  жизни  человека. 

Декабрь

Природоохранная акция  «Сохраним

ёлку – красавицу наших  лесов».  

оздание совместно с родителями и детьми рекламных листовок, плакатов).

Формировать положительные нравственные качества, побуждающих родителей и их детей к соблюдению норм поведения в природе.

Январь

Совместное изготовление природоохранительных знаков.

Создать условия для семейного творчества и обсуждения с ребенком охраны природы.

Февраль

Конкурс семейных поделок «Вторая жизнь мусора».

Показать на примерах способы переработки мусора, о возможностях его вторичного использования

Март

  1. Папка-передвижка «Как приобщить дошкольников к природе».
  2. Родительская копилка «Экологические игры для детей». (педагоги-родители-дети).

 Дать представление, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.

Апрель

Экологический десант: Прогулка по улицам города с целью наблюдения на тему «Весна пришла, а город чистый?»

Предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.

Май

Родительское собрание на  тему «Воспитание бережного и  осознанного

отношения  к природе –

задача  семьи  и  детского сада».

Проанализировать совместную деятельность по экологическому воспитанию .

Привлечь родителей к озеленению территории детского сада.

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

«Совместная деятельность педагог-ребенок»

 

мес

Содержание работы

(по неделям)

 

Задачи

Сентябрь

 

1неделя

  • Видео урок  «Что делают животные осенью?» обсуждение просмотренного.
  • Д/И «Составление пищевых цепочек».  «Кто, где живет?»

Формировать представление детей о взаимосвязях, существующих  в природе,о среде обитания и подготовке зверей к зиме.

2 неделя

  • Видео презентация « Красная книга»

Познакомить детей с животными и растениями, взятыми под охрану нашим государством. Воспитывать желание заботиться о животных, беречь растения.

3 неделя

  • Экскурсии по экологической тропе детского сада.
  • Видео урок «Живая и неживая природа.

Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки).

4 неделя

  • Беседа «Лесное царство»

(о деревьях, кустарниках, травянистых растениях,  правилах поведения на природе).

Дать детям понятие о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Октябрь

1 неделя

  • Деловая игра «Холодные и горячие блюда из овощей и фруктов».
  • Дидактические игры «Съедобное не съедобное», «Вершки - корешки».

Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Развивать умение называть признаки предмета, находить его по этим признакам; группировать овощи и фрукты по способам использования.

2 неделя

  • Видео презентация «Осень»
  • Чтение Дидактические игры: «Узнай растение по описанию».

Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

3 неделя

  • Наблюдения за людьми, внешним видом, поведением осенью в природе.

Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

4 неделя

  • Наблюдения за птицами на участке, осенью.
  • Дидактические игры: «Кто лишний», «Перелетные - зимующие».

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

Ноябрь

1 неделя

  • Обсуждение природоохранительных знаков.

Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

2 неделя

  • Развлечение «Мы - земляне»

Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимную связь между объектами природы, а также определяющие между природой и человеком на основе конкретных правил поведения

3 неделя

  • Чтение «Короткие рассказы об осени» с последующим обсуждением.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы. Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме

4 неделя

  • Целевая прогулка по улицам города поздней осенью. Обобщающая беседа об осени.

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

5 неделя

  • КВН «Три осенних месяца».

Обобщить знания детей по теме «Осень».

                 Декабрь

1       неделя

  • Экскурсия в зимний парк «Вот и к нам пришла зима».
  • Просмотр видео ролика «Зима»
  • Дидактические игры «Найди ошибку», «Когда это бывает?».

Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодный, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

2       неделя.

  • Просмотр видео и беседа «Птицы зимой».
  • Наблюдение за зимующими птицами на участке Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.

Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях.

( внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки).

3 неделя

  • Беседа « О труде лесника и о том, как лесные звери проводят зиму».
  • Словесная игра на правила поведения в лесу «Закончите предложение» , «Узнай по описанию животного леса».

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Познакомить с трудом лесника. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

4 неделя.

  • Просмотр видео-карточек «Жизнь животных севера», обсуждение.
  • Словесная игра «Я начну название животного, а ты продолжи».

Знакомить детей с многообразием родной природы; с животными различных климатических зон (севера).

1 неделя

  • Просмотр видео «Домашние животные - семья»

Знакомить детей с многообразием родной природы; с животными различных климатических зон.

2 неделя

  • Просмотр видео «Лесные животные»

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу.

3 неделя

  • Просмотр видео «Животные Африки» обсуждение.
  • Н/И «Собери животное из частей».

Знакомить детей с многообразием родной природы; с животными различных климатических зон (Африки).

Февраль

1 неделя

  • Просмотр видео «Животные джунглей»  обсуждение.
  • Д/И «Узнай по описанию животного».

Знакомить детей с многообразием родной природы; с животными различных климатических зон (Джунлей).

 

2 неделя

  • Познавательное видео «Животные зоопарка»  обсуждение
  • Микрофон по кругу «Правила поведении в зоопарке».

Знакомить детей с многообразием родной природы; животными различных климатических зон.

3       неделя

  • Просмотр видео «Животные фермы» обсуждение.
  • Словесная игра «Один - много».

Знакомить детей с многообразием родной природы; с животными различных климатических зон.

 

4       неделя

  • Видео урок и беседа на тему «Обитатели рек, прудов и озер»
  • Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода?»

Знакомить детей с многообразием родной природы; с      обитателями рек, прудов и озер.        

 

Март

1 неделя

  • Просмотр познавательного видео для детей «Аквариумные рыбки». обсуждение.
  • Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются рыбки».

Знакомить детей с многообразием родной природы; с аквариумными рыбками.

 

2 неделя

  • Просмотр видео «Обитатели моря» обсуждение.

Знакомить детей с многообразием родной природы; с обитателями морей.

3 неделя

  • Целевая  прогулка по территории детского сада. Наблюдение за весенними явлениями:
  • Дидактическая игра «Бывает – не бывает».

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.

4 неделя

  • Просмотр видео ролика «Весна»
  • Дидактическая игра « Когда это бывает?».

Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной), показать красоту весны. Обратить на изменения в жизни растений.

Апрель

1 неделя

  • Беседа о комнатных растениях (условиях содержания, труде).
  • Прослушивание аудиозаписи

Б. Житков «Что я видел», «Сад»

Обобщить представления об уходе за комнатными растениями, знания о потребностях комнатных растений. Обобщить представление о направленности способов ухода: полив, удаление пыли, рыхление на удовлетворение жизненных потребностей растений.

2 неделя

  • Просмотр Видео «Пресмыкающиеся».

Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.)

3 неделя

  • Беседа «Человек – часть природы» (к.№ 5).
  • Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка»

Закрепить знания детей о лесе, его обитателях.

Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.

4 неделя

  • Наблюдение на прогулке за появлением перелетных птиц.
  • Беседа о соловье, дятле, голубе.
  • Чтение Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков « Голоса леса».

Формировать представление о гнездование птиц (ворон и др.). Знакомить детей с многообразием родной природы: птиц.

 

1  неделя

  • Наблюдение на прогулке за цветущими растениями.
  • Рассматривание    картинок цветущих растений.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

2       неделя

  • Беседа, просмотр видео на тему «Насекомые». Наблюдение за насекомыми весной.
  • Дидактическая игра «Третий лишний».

Познакомить детей с представителями классов насекомых (пчела, комар, муха и др.).

 

3 неделя

  • Просмотр мультфильмов и обсуждение. В. Бианки «Как Муравьишка спешил домой».
  • Д.Н. Мамин – Сибиряк «Про комара Комаровича».

Расширять представления детей о насекомых, их среде обитания, передвижении, связи с различными экологическими факторами.

4 неделя

  • Обобщающая беседа «Времена года». Просмотр видео «Времена года»
  • Прослушивание «Вальса цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»

Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Формировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами.

Закрепить знания о последовательности времен года.