Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Солнышко» г. Мирный Архангельской области
Детско-родительский поход –
эффективное средство физического развития дошкольников
Инструктор по физической культуре
Артемьева М.А.
январь 2020г
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Ценными считаются те формы физической культуры, которые обеспечивают комплексное решение задач как в плане физического, так и в плане общего развития ребёнка. Одной из таких форм являются прогулки - походы с элементами туризма. Во-первых, они позволяют повысить двигательную активность ребёнка, улучшить физическую подготовку, укреплять его здоровье. Во-вторых, прогулки-походы, наряду с подвижными играми, способствуют формированию нравственных качеств, таких как коллективизм, гуманизм, патриотизм, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Дошкольный туризм – одна из многообразных форм организации двигательной деятельности в природе.
Нельзя недооценивать того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет эти потребности ребят. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети насыщают свой организм кислородом, что благотворно действует на весь организм ребенка, повышается эмоциональный настрой и увеличивается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять сущность каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним, что способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. В походе интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, познавательная, трудовая, физическая, эстетическая и др. Кроме того, поход способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
Туристическая прогулка-поход – это форма организации туристической деятельности, предполагает кратковременное пребывание в природных условиях (3-4 часов) и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками.
Туристические – прогулки с дошкольниками за пределы детского сада рекомендуется проводить в осенне-зимний период, когда снижается возможность укусов клещей или в обязательном порядке применять меры безопасности, так как укусы могут нести опасность заражения серьёзным заболеванием энцефалитом.
Организаторы проведения прогулок - походов должны знать признаки утомляемости детей, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Должны владеть определённой методикой по организации данного мероприятия.
Определяя место походов в режиме дня, следует отметить, что их длительность зависит от возраста, подготовленности детей, сезона и вида похода (пешеходный, велосипедный, лыжный). Лучшее время для похода сразу после завтрака. Желательно планировать его на конец недели, чтобы обеспечить активный отдых детей.
Педагоги и родители должны об этом помнить. Основная цель проведения прогулок - походов заключается в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, расширении функциональных возможностей растущего организма, развитии психофизических качеств, мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. Данная цель достигается путем решения следующих задач.
Задачи:
1. Совершенствовать основные виды движений и обогащать двигательный опыт детей.
2. Развивать выносливость как основу физической подготовки ребёнка - будущего туриста.
3. Расширять объем знаний в области туризма, краеведения.
4. Заинтересовать родителей в использовании детского туризма, как средства здорового семейного отдыха.
5. Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе туристской деятельности.
Вся работа проходила в несколько этапов.
Подготовительный этап:
На этом этапе, воспитатели проводят беседы с детьми кто такие туристы, какое снаряжение необходимо для туриста, рассказывают о правилах безопасности в походе, о бережном отношении к природе, о том, как оказать первую помощь, совместно с детьми просматривают слайды, видеоролики, читают художественную литературу, отгадывают загадки.
Воспитатели вместе с детьми составляют свод правил поведения в походе и в лесу.
Правила поведения детей во время туристических походов:
Строго подчинятся воспитателю.
Не отлучатся одному, быть в поле зрения воспитателя.
Без разрешения не рвать растения, не собирать грибов и ягод.
Не мусорить.
Не оставлять товарищей в беде, помогать слабому, приходить на выручку.
Широко в работе с детьми используются дидактические игры: «Что лишнее?», «Что туристу надо?», «Собери рюкзак», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу», «Одень туриста?»,
«Найди дорогу?», «Найди сокровища?», «Составь план местности» и т. д. Знакомят детей с местными достопримечательностями, животными и птицами, с местными растениями: деревьями, кустарниками, ягодами, грибами, и учит различать ядовитые растения.
Для родителей воспитанников рекомендуются консультации на тему: «В поход всей семьей», «Лесные забавы». В целях просвещения и оказания методической помощи для родителей можно распространить буклеты, информационные листки: «Детский туризм как метод оздоровления и закаливания», «Всей семьёй идём в поход», «Возьмите в поход наши советы», «Игры для весёлой компании», «Движение – это здоровье», «Памятка для туриста с детьми».
Полученные детьми и родителями необходимые знания и навыки в области туризма в дальнейшем широко используются ими в организуемых походах – прогулках.
Основной этап: Подготовка к прогулке – походу.
Прежде чем отправиться в поход с воспитателями группы и родителями воспитанников проводится предшествующая работа, которая включает в себя:
- Определяется вид прогулки-похода:
Спортивные (полоса препятствий, кросс, катание на лыжах, на горках, подвижные игры на природе)
Познавательные (знакомство с окружающим миром, достопримечательностями)
Оздоровительные (прогулки в лесной зоне с использованием здоровьесберегающих технологий)
Экологические (акции «Земля без мусора», «Поможем птицам», «Сохраним растение»)
2. Определить безопасный маршрут, спланировать мероприятие, согласовав его с администрацией ДОУ;
3. Выбранный маршрут тщательно изучить, пройти руководителю похода;
4. Определение физической нагрузки учитывается ряд факторов:
а) возраст детей;
б) уровень двигательной подготовки;
в) состояние здоровья;
с) вид похода;
д) погодные и климатические условия.
5. Привлечь родителей воспитанников к участию в походе;
6. Подготовить необходимое снаряжение;
7. Провести инструктаж по технике безопасности и правилам поведения со всеми участниками
Основные положения инструкции по охране жизни и здоровья детей в походе:
С детьми идут не менее двух взрослых.
Воспитатели должны хорошо знать состояние здоровья каждого ребёнка и иметь в наличие походную аптечку.
Одежда должна соответствовать сезону, у участников похода должна быть удобная обувь.
Взрослые должны знать ядовитые травы, грибы, ягоды, растущие в данной местности.
Учитывать индивидуальные физические возможности ребёнка.
При переходе улиц и движений вдоль дорог знать правила дорожного движения.
Воспитатели извещают родителей о предстоящем походе, дают рекомендации по подбору одежды и обуви детей, о том, что должен взять ребёнок с собой в поход включая перекус (нельзя брать скоропортящиеся продукты: колбасные изделия, пирожные, молочные продукты, газированные напитки).
Совместно с инструктором по физической культуре разрабатывают маршрут похода – прогулки, определяют цель, назначают день, время сбора.
Структура прогулки – похода
1. Сбор. Инструктор и воспитатель должен внимательно осмотреть детей, чтобы они были одеты по погоде, провести беседу о передвижение детей к привалу (не отставать, соблюдать ПДД).
2. Движение к месту отдыха (30 мин.)
3. Остановка, привал, закрепление правил безопасности на местности(10мин).
4. Движение по разработанному плану маршрута с преодолением естественных препятствий, наблюдение за окружающей природой, сбор природного материала (25- 30 мин).
По ходу движения с воспитанниками по маршруту педагоги напоминают о необходимости бережного отношения ко всему окружающему, приглашают детей к участию в практических делах по охране природы. Можно использовать сказочных героев: Лесовечок, Пират, Осень, Забавушка, Медведь и т. д. в зависимости от темы и поставленных задач прогулки - похода.
5. Привал. Перекус (10-15мин).
Воспитатель со своими помощниками накрывают общий стол, детям объясняется, что в походе принято угощать своих спутников и объединять еду. Закрепляются гигиенические навыки.
6. Игры и игровые упражнения, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность (30 мин).
На этом этапе с детьми организуются подвижные игры и эстафеты; детям даётся время для самостоятельных занятий активной двигательной деятельностью с элементами спортивных игр: волейбол, футбол, городки, хоккей на траве, бадминтон.
7. Сбор. Детей собирают на минуту отдыха, где детям предлагается отгадать загадки о природе, о туризме, о спорте и здоровье. А также можно предложить детям спеть любимые песни. Далее дети собирают свои рюкзаки, спортивные принадлежности. Особое внимание уделяется на сбор и утилизацию мусора (10 мин).
8. Возвращение в детский сад (35-40 мин). На обратную дорогу по возвращению детей в детский сад на 5-10 мин. отводится больше, т. к. скорость движения будет ниже.
Заключительный этап:
На данном этапе педагоги проводят с детьми беседы о том, что детям понравилось в походе. Дети делятся своими впечатлениями, анализируют с помощью педагога свои действия в походе, делают выводы о влиянии похода на укрепление своего здоровья, делают коллажи из собранного природного материала, отражают в рисунках полученные в походе впечатления, делятся с родителями полученным эмоциональным зарядом.
Прогулки – походы могут стать эффективным средством решения оздоровительных задач, оказывать влияние, как на физическое, так и на всестороннее развитие личности дошкольника.