Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ласточка» города Балашова Саратовской области»
Литературная гостиная «В лес по загадки»
(По произведениям Николая Сладкова)
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовили:
Воспитатель: Н. И Гончаренко
Учитель – логопед: Развозжаева Ю.А.
Цель:
- Знакомить дошкольников с творчеством писателя-натуралиста Николая Ивановича Сладкова.
Задачи:
- Развивать интерес детей к творчеству писателя Н. И. Сладкова
- Формировать познавательный интерес дошкольников к природе, через ознакомление произведения Сладкова.
- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение поведений Николая Сладкова о природе, их смысловой и эмоциональный подтекст.
- Поддерживать самостоятельность, инициативность дошкольников в художественно-речевой и изобразительной деятельности на основе литературных текстов; проявлять активность в поиске способов выражения образов героев в театрализованной игре.
- Способствовать развитию речевого творчества детей, проявлять интерес к самостоятельному сочинению, созданию творческих рассказов; развивать интерес к письменным формам речи.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поведем разговор о лесе, о лесных жителях и человеке, который понимал язык зверей. Ребята, скажите, что такое лес? А какие звери живут в лесной чаще? (ответы детей).
А как думаете можно ли понимать язык животных?(ответы детей) Оказывается можно! Есть среди нас такие редкие люди, которые чутко прислушиваются к голосам птиц и зверей и переводят их разговоры на наш человеческий язык. Таким переводчиком был Николай Иванович Сладков.
Он не только любовался природой и не только радовался ей, но и тревожился и заботился о ее судьбе. Он говорил: «Природа – это увлекательнейшая книга. Только начни читать её и не оторвешься». Николай Иванович много путешествовал: по африканской пустыне, по индийским джунглям, по русским полям и лесам и везде он встречал различных животных, знакомых и незнакомых. Впечатления от этих встреч он записывал в дневник. На магнитофон, делал фотографии. А потом на основе этого материала писал замечательные рассказы о природе.
(Просмотр видеопрезентации)
Ведущий: А сейчас, ребята, давайте отправимся в путешествие. В удивительную зеленую страну приглашает нас писатель, её населяют жители в перьях, шерсти и чешуе. В стране этой загадки на каждом шагу, а называется она – лес. И вот на нашем пути попались первые загадки. Отгадайте, какие птицы живут в лесу, на лугу и послушайте их голоса.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Сидит на суку, тараторит.
Со всеми птицами спорит.
Все ей вокруг интересно,
Всем эта птица известна.
Помнишь: где была? Далёко.
Кто это? (Сорока)
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)
Ведущий: Всю жизнь Н. И. Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогал ценить и любить ее красоту.
Ребята, в лесу нас ждут интересные встречи с лесными жителями. Послушаем их разговоры. Вспомните, из каких они рассказов?
Выходят Белка и Медведь. Инсценировка Н. Сладкова «Белка и Медведь».
-Ау, Медведь! Ты что по ночам делаешь?
- Я-то? Даем!
- А днем?
- И днем ем.
- А утром?
- Тоже ем.
- Ну а вечером?
- И вечером ем.
- А когда же ты не ешь?
- А когда сыт бываю.
- А когда же ты сыт бываешь?
- А никогда…
Выходят Сорока и Заяц. Инсценировка. Н. Сладкова «Сорока и Заяц».
Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!
Э-э, Сорока, все равно плохо.
Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
Э-э, Сорока, невелико счастье.
Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
Э-э, Сорока, что мне клыки да когти!
Душа-то у меня все равно заячья.
Выходят Лиса и Ёж. Инсценировка по Н. Сладкова «Лиса и Еж».
Всем ты Ёж, хорош и пригож, да вот колючки к тебе не к лицу.
А, что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
Да не то, что бы некрасивый…
Может, я с колючками неуклюжий?
Да не то – что бы неуклюжий!
Ну так какой же я с колючками – то?
Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный!
Ведущий: Вот видите, ребята, сколько интересных загадок и открытий можно встретить в лесу. И Николай Сладков ходил в лес за этими загадками. Многие из них он разгадал и описал в своих рассказах. Я приглашаю вас на выставку книг писателя (Дети рассматривают представленные на выставке книги). Книги Н. И. Сладкова иллюстрировали замечательные художник. Полюбившихся героев писателя-натуралиста рисовали и вы, дети. Расскажите он них.
Рассказы детей о своих рисунках.
Ведущий: В своих произведениях писатель учит нас тому, как правильно вести себя в лесу, как быть защитником природы. Вот послушайте его рассказ: «Лесные тайнички».
Ведущий: Всем своим творчеством Н. И. Сладков помогал любить и ценить красоту природы. Каждая тропинка, каждый цветок, птица или зверь были для писателя уникальными, неповторимыми произведениями природы, делающими наш мир многообразным и бесконечно волнующим. Николай Иванович оставил нам удивительные книги , где в согласии и любви живут растения и животные, благоприятно влияя друг на друга. Так и мы люди должны жить в согласии и любви, ведь мы тоже часть природы.
Любите природу, берегите ее, как любил и берег Николай Иванович Сладков, живите с ним в радостном и счастливом согласии.