Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6403 Педагогический проект в средней группе "Учимся дышать правильно"

Опубликовано 05.03.2021

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №14 «Солнышко»

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ №3

 

 

                      

ТЕМА ПРОЕКТА:

«УЧИМСЯ ДЫШАТЬ ПРАВИЛЬНО»

СКАЧАТЬ (полный материал)

 

 

 

Подготовили воспитатели:

                                   Храмцова И.С.

                                Щукина В.Н.

 

Тема проекта: «Учимся дышать правильно»

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно - оздоровительный

Срок реализации проекта: с 01.11.2019 -29.11.2019г

Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители

Введение.

      В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, в частности и на состояние здоровья в целом. Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.  Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ.  Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.                                             Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.

 

Актуальность.

      А.Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».                                                                                                                              

Дыхание – наиболее совершенный, простой и доступный инструмент, способный улучшить наше состояние здоровья и способствовать правильному произношению звуков. Существует прямая связь между дыханием и здоровьем, между произношением звуков и дыханием. Неправильное физиологическое дыхание может вызвать болезни или привести к другим проблемам со здоровьем, неправильное речевое дыхание вызывает нарушение произношения всех групп звуков. Научившись же правильно дышать, мы можем оказать быстрое и глубокое воздействие на своё умственное, эмоциональное и физическое состояние. Это позволит нашему телу и духу находиться в бодром состоянии.     Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.                                                    

   Дыхательные упражнения способствуют увеличению объема дыхания, нормализации его ритма, выработке плавного, длительного, экономного выдоха. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.         

Правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.                                                                        

   При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Поэтому организованная своевременная работа по улучшению здоровья детей посредством применения дыхательной гимнастики, становится крайне необходимой и важной.

Дыхательная гимнастика обладает преимуществом:

1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание.  

2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.                                                        

  3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.                                                                                                              

  4. Гимнастика доступна всем людям.                                                                                                           

5. Для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки).                                                                                                             

6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.                                                                                                                                             

7. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки.

Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.

Проблема:

- частая заболеваемость детей;                                                                                                                  

- отсутствие у детей мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья;                                                                                                                                

 - отсутствие понятия у детей о необходимости правильно дышать для сохранения своего здоровья;                                                                                                                                                         

- недостаточная информированность родителей по вопросам детского оздоровления.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста и повышение уровня здоровья детей;                                                                                                       

2. Овладение детьми знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье;                                                                                                                                           

3. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.       

   4. Обогащение развивающей среды атрибутами для проведения дыхательных упражнений.

 

Разработка проекта:

1. Провести анкетирование родителей для выявления компетенции родителей в вопросах ЗОЖ.                                                                                                                                                           

2. Подобрать игры и упражнения, способствующие развитию дыхательной системы и профилактике болезней дыхательных путей.                                                                                           

 

  3. Подготовить атрибуты для проведения дыхательных упражнений в игровой форме.                                                                                                                             

 4. Подготовить информацию для родителей по данной теме.                                                                   

  5. Приобщить родителей к реализации проекта.

Цель: 

 Обучение детей правильному дыханию

Задачи:

  1. Ознакомиться с литературой на тему оздоровления дошкольников при помощи дыхательной гимнастики.                                                                                                                                                                                                                                                                          
  2. Развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
  3. Поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
  4. Овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
  5. Создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности;

Образовательная область: физическое развитие                                                                            

   Области интеграции: речевое, социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие

 

 

 

Формы реализации проекта:

Организационно-подготовительный:                                                                        

– Определение целей и задач проекта.                                                                                                             

– Составление плана работы.                                                                                                                                          

  – Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья детей.                                                                                                                                                   

– Изучение методической литературы.                                                                                                                                                                                                                                          

– Приобретение и изготовление необходимого оборудования.                                                                      

   – Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей.                                                                                                 

 – Разработка наглядной информации для родителей «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим», «Комплекс дыхательной гимнастики для занятий дома»                                                                                                                      

  – Создание картотеки дыхательных упражнений.                                                                                          

  – Разработка конспектов бесед, НОД, мастер – класса.

Основной:

с детьми:

-Беседы «Как мы дышим» (вводная) ; «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»,                                                                                              

- Объяснение                                                                                                                                                      

   - Показ                                                                                                                                                          

   - Чтение стихотворений, отгадывание загадок, разучивание считалки, пословиц, поговорок                                                                               

- Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики.                                                             

    - Включение дыхательных упражнений в различные режимные моменты.                                    

   - Непосредственно – образовательная деятельность: «Для чего нужен нос?»  

с родителями:

- анкетирование;                                                                                                                                                                                                                                                 – Консультации: «Что такое дыхательная гимнастика?», «Как научиться правильно дышать?», памятки, буклеты «Дыхательная гимнастика»                                                                     

  - показ;                                                                                                                                               

   - объяснение;                                                                                                                                  

  - мастер – класс ( изготовление нетрадиционного оборудования)                                                          

 Заключительный:

- Мастер-класс совместно с  родителями по изготовлению нетрадиционного оборудования по дыханию.                                                                                                                                    

  -  Выставка пособий.                                                                                                                          

- Представление нестандартных пособий по дыхательной гимнастике                                                

- Презентация проекта для педагогов и родителей «Учимся правильно дышать».

 

 

Ожидаемые результаты:

 Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья.                                                        

   Закрепление у детей навыка дифференциации носового и ротового дыхания, эффективного использования речевого дыхания; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания..

 Сформированность у родителей представлений об особенностях правильного дыхания, влиянии его на общее состояние здоровья детей.

 Получение родителями практического опыта по использованию игр и упражнений, направленных на развитие физиологического и речевого дыхания. Осознание родителями значимости дыхательной гимнастики в оздоровлении детей дошкольного возраста.

 Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по познавательному и физическому развитию детей через приобщение к здоровому образу жизни.

 Пополнение развивающей среды группы играми и пособиями по развитию речевого и физиологического дыхания детей.     

        

 

 

     Ресурсное обеспечение:

Воронина Л.П. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»

Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

Новотворцева Н.В. «Речевая гимнастика для дошкольников».

Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

Щетинин Н.М. « Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».

Яковлева Л. , Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

      Подбор художественной литературы про нос.

 

 

 

 

Приложение № 1.

            Сказка «Вдох и выдох».

Однажды человек вдохнул носом воздух. Воздух начал двигаться по трубочкам, а потом попал в мешочки – легкие. Из мешочков -  легких воздух покатился на красных кружочках по всему человеку и добрался до сердца, до рук, до ног, до спины. И еще долго-долго он катался по разным дорожкам и тропинкам. И замарался. Увидело сердце, каким грязным стал воздух, и стало выгонять его из человека. Воздух испугался и стал убегать. Он так торопился выскочить снова через нос человека, что застрял . Но тут грязный воздух увидел открытую дверку – рот человека и быстро в него вылетел.  Вот так получился вдох и выдох.

Вопросы:  Понравилась сказка? Как называется сказка?  Какой воздух вдохнул носом человек? Почему воздух замарался? Как человек выдохнул воздух?

Чтобы выдохнуть весь грязный воздух, нужна помощь живота. Проводим дыхательную гимнастику «Воздушный шарик».