Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6409 Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Путешествие в Африку»

Опубликовано 12.03.2021
Козорез Елена Николаевна
МДОУ «Детский сад №126» 
г. Ярославль
воспитатель

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по познавательно-речевому развитию

«Путешествие в Африку»

Основная общеобразовательная программа ДО

Возрастная группа: средняя

Тема: «Путешествие в Африку»

Интеграция образовательных областей: познавательно – речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие

Цель: Развивать устойчивый интерес к природе и расширять знания детей о природе Африки и о ее обитателях.

 Задачи:

Образовательные:

  • Обогащать активный словарь.
  • Продолжать учить образовывать прилагательные мужского и женского рода.
  • Совершенствовать диалогическую форму речи.
  • Продолжать учить высказывать собственные суждения.

 

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать интонационные средства выразительности речи в чтении стихов.
  • Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
  • Развивать воображение, поощрять детское творчество и фантазию.
  • Развивать умение находить признаки внешнего сходства жирафа с рядом предметов (технология ТРИЗ).
    • Развивать умение регулировать силу и точность движения в игре с мячом.
    • Учить координировать движения с речью.
    • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки, учёта индивидуальных особенностей детей.

 

Воспитательные:

  • Прививать детям интерес к животному миру.
  • Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.
  • Воспитывать интерес к взаимодействию, работе в команде.

 

 

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

 

Формы организации: групповая, индивидуальная.

 

Формы реализации детских видов деятельности: игровая ситуация, игры с речевым сопровождением, познавательная беседа, чтение художественной литературы, дидактические и подвижные игры,  изготовление продукта детского творчества.

 

Оборудование: проектор, игрушка жираф, картинки (жираф, стол, дерево, леопард, страус), мяч, раскраски с животными на каждого ребенка, пластилин,   магнитофон, мордочки с разным настроением на каждого ребенка.

 

Предварительная работа: беседа о животных жарких стран, рассматривание иллюстраций с изображением животных, чтение научно-познавательных рассказов о животных.

 

 

 

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

I. Вводная часть

Слайд 1.

Игра – упражнение «Приветствие»
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, милый мой дружок! 
Воспитатель. Дети, скажите, какое у вас сегодня настроение? У меня хорошее, потому что я рада видеть вас. 

- К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим им хорошее настроение. 

 

 

 

 

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Я приглашаю вас совершить путешествие в Африку, чтобы узнать о животных живущих там.

- Как вы думаете, какой вид транспорта нам понадобится?

- А у меня другое предложение:

У меня есть волшебный  ковёр – самолёт; и я предлагаю совершить путешествие на нём.

- Согласны?

Тогда помогите мне раскатать волшебный ковёр самолёт.

- Устраивайтесь поудобнее и полетели… Слайд 2.  Музыка 1.

-Посмотрите, мы пролетаем над Африкой!

Слайд 3.

-Опускаемся ниже. Вот мы летим над густыми, непроходимыми лесами, которые называются джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него.

Слайд 4.

Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Обезьяны любят бананы, а также они питаются насекомыми, птичьими яйцами, семенами, листьями деревьев и травой. Обезьянам нравится лазать по деревьям, и они там могут даже спать.

Слайд 5.

-Вот мы пролетаем над царством горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?

-Верно, это пустыня. Песок здесь очень-очень горячий. Здесь дуют горячие ветра и годами не бывает дождей.

-Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения?

-В пустыне практически не растут деревья и цветы, но там растут верблюжьи колючки. Ребята, кто может жить в пустыне?

Слайд 6.

-Чем известен верблюд?

-Вы знаете, что у него в горбах? Жир – он им питается, когда долго ходит по пустыне. Верблюд может не пить две недели и не есть почти месяц!

-А вы можете не пить две недели и не есть почти месяц?

-Нет, люди не могут так долго не пить, не есть, тем более в пустыне.

 Слайд 7.

-А теперь мы пролетаем над африканским лугом - саванной. Земля в саванне покрыта густой травой. Кое-где растут гигантские деревья – баобабы. Это удивительные деревья, у них  толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.

-Понаблюдаем за обитателями саванны?

-Тогда приземляемся! Осторожно, присядьте, чтоб не упасть.

- И вот наш ковёр приземлился. 

Дети стоят в кругу, держатся за руки. Произносят слова-приветствия.

Ответы детей.

Воспитатель кладет свою ладонь, дети делятся своими настроением и кладут свою ладошку на ладонь воспитателя.
Дети представляют, что выпускают из ладошек хорошее настроение.

 

 

 

 

 

 

Поезд, самолёт, корабль

 

 

Ответы детей

 

Раскатываем вместе ковёр

 

Смотрят слайдовую презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пустыня

 

 

 

 

 

Отвечают

 

Верблюд

 

 

Горбами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

II. Основная часть

Слайд 8.

- Мы, ребята, оказались в центре Африки – в саванне.

Здесь обитает много различных животных.

Кто-то у нас на пути, повторяйте движения за мной.
Физкультминутка.
Вот на водопой идет
Толстокожий бегемот. 
А за ним, не зная лени.
Скачут быстрые олени. 
Хоть вода с песком и глиной, 
Пьет жираф тут с шеей длинной

У реки, зарывшись в ил,
Дремлет грозный крокодил.

-Посмотрите, ребята, в Африке нас встречает жираф Яша.

-Здравствуйте, ребята я очень рад вас видеть и хочу много рассказать о жирафах. Давайте подойдем к столу и посмотрим картинки. Подумайте, что есть общего у жирафа с этими предметами?

Д/и «Что общее?»

Жираф и стол – что у них может быть общее?

 

Дерево и жираф?

Леопард и жираф?

 

Страус и жираф?

 

-У Жирафа Яши есть друзья. Узнаете их?

 

 

-А теперь я предлагаю поиграть.

Д/и «Скажи какой»

Крокодил какой.. 

Слон какой.. 

Жираф какой.. 

Тигр какой.. 

Бегемот какой.. 

Обезьяна какая..

Страус какой.. 

Зебра какая..

Верблюд какой..

 

-Как вы думаете, почему у жирафа длинная шея?

А как вы думаете, что едят жирафы в зоопарке?

В зоопарке жирафы любят лакомиться бананами, апельсинами и даже хлебом.

 

-Ребята, мне кажется, что Яша немного грустный, давайте развеселим его?

Предлагаю спеть для него и его друзей нашу веселую песенку!

Музыка 2.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. -2 раза

На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть

На носах, на животах, коленях и носках.

 

 

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. – 2 раза

На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть

На носах, на животах, коленях и носках.

 

 

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. – 2 раза

На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть

На носах, на животах, коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. -2 раза

На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть

На носах, на животах, коленях и носках.

 

 

-Молодцы, ребята, развеселили Яшу.

- Мы с вами знаем, почему у жирафа длинная шея. А знаете ли вы, для чего жирафу нужны пятна?

Слайд 9.

-Шкуру жирафа украшает узор из больших рыжих или коричневых пятен. И у каждого жирафа свой неповторимый узор.
Окраска прячет его от посторонних глаз. Яркие солнечные блики, ажурная тень деревьев скрывают контуры тела длинношеих животных. То есть его окраска – это его защита от хищников.

- Посмотрим на других обитателей Африки.

Слайд 10.

Кто составит загадку про зебру?

- А зачем ей такой странный, полосатый наряд? Заметная окраска помогает зебрам издалека узнать друг друга. А еще, как это неудивительно, черно - белые полоски могут обмануть нападающего врага.
Вот на зебру напал лев. Одна зебра хорошо заметна. А если она побежит к своему стаду? Слайд 11.

Там много зебр, и все полоски сливаются, в глазах рябит... Кажется, что стадо превратилось в какого - то странного, огромного зверя.

-Мы можем сказать, что окраска зебры – это ее защита?

Слайд 12.

- Ребята, скажите, а льву нужна защита? От кого он может защищаться?

-Его пышная грива защищает его от нападения других львов.

-Ребята, Яша готовил для вас что-то еще.

Слайд 13.

На столе картинки с изображениями жирафов, зебр, львов без защитных элементов.

-Посмотрите внимательно, вы что-нибудь можете про этих зверей сказать?

 

-Что же делать? Как мы можем им помочь?

 

 

 

-Прежде, чем мы приступим к работе, давайте разомнем наши ручки.

Шла купаться черепаха

 

И кусала всех от страха:

Кусь, кусь, кусь,

Кусь, кусь, кусь,

Никого я не боюсь!

 

-Предлагаю приступать и «раскрасить» пятна у жирафов, нарисовать полоски зебре и гриву льву с помощью пластилина. Музыка 3.

 

 

 

 

 

 

Руки в сторону, шагаем вперевалку.

Прыжки на месте, изображаем рога

Наклоны вперед, руки вниз, изобразить шею жирафа.
Присесть, руки вперед, движения рук врозь-вместе, изображать пасть крокодила

 

 

Дети здороваются с Яшей.

 

 

 

 

 

 

 

У жирафа 4 ноги и у стола 4 ноги.

Оба высокие.

У обоих пятнистая шкура, оба живут в жарких странах.

У обоих длинные ноги

 

Рассматривают картинки на столе с изображением животных Африки.

Играют с мячом.

 

Острозубый, зеленый, опасный

Лопоухий, большой, серый

Длинношеий, пятнистый

Полосатый, хищный

Толстокожий, ленивый

Длиннохвостая, хитрая, ловкая

Длинноногий, быстрый

Полосатая, травоядная

Горбатый, длинноногий

 

Для того, чтобы доставать листья с деревьев, которыми он питается.

 

 

 

 

Давайте.

 

 

 

 

Хлопаем по всему телу ладонями.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

 

Щипаем себя, как бы собирая складки.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

 

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

 

Для того, чтобы защищаться. Он становится незаметен за листьями деревьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зебра – это полосатая лошадка.

 

Это ее защитная окраска. В стаде зебр они сливаются и хищник не может их схватить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

Нужна. Он защищается от других львов.

 

 

Подходят к столу с рисунками. Садятся за стол.

 

 

 

У жирафов нет пятен, у зебры нет полосок, а у льва гривы.

 

Мы можем их нарисовать карандашами, красками, пластилином.

Приступают к работе.

 

 

Складывают ладошки вместе и вращают в запястьях.

Хлопают в ладошки.

Делают хватательные движения

 

Перед собой двигают ладошками вправо-влево.

III. Заключительная часть

 

Воспитатель организует выставку работ на доске

-Молодцы, ребята. Вот какие замечательные жители Африки у вас получились!

- Давайте попрощаемся с материком Африкой, Яшей и его друзьями. 
Упражнение «Самолет» 
Руки ставим все вразлет.
Появился самолет.
Мах крылом туда – сюда,
Делай «раз» и делай «два».
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Самолет наш приземлился,
В детский садик опустился.


 -Ребята, где мы сегодня побывали с вами?

-Кого мы там встретили?

-А что интересного вы узнали?

-Как мы помогли животным Африки?

-Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии?

 

-Жираф Яша приготовил вам сюрприз: если вам сегодня понравилось на занятии, то возьмите себе веселого жирафа, а если было тревожно или неуютно, то возьмите грустного жирафа.

-Скажем нашим гостям «До свидания».

 

 

До свидания, Яша!

 

 

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают картинку-настроение.

 

 

 

Дети прощаются.