муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
г. Новосибирска «Детский сад №206»
_________________________________________________________
Конспект
непосредственной образовательной
деятельности по познавательному развитию
на тему: «ВОДА, ВОДА, ВОДА»
для детей старшей группы
Выполнила:
И.В. Шпилева
г. Новосибирск 2020
Цель.
Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах
воды.
Задачи.
ü Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
ü Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность.
ü Активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;
ü Воспитывать интерес к практической деятельности.
Методы и приемы:
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесный.
Материал к занятию:
Музыкальная запись «Волшебница вода».
Материал необходимый для исследования: (вода, разноцветные соломинки, аквариум, глобус, краситель, металлические, деревянные предметы, пластиковые стаканчики, ложки, салфетки. сахар, лимон, растительное масло, пищевой краситель)
Предварительная работа с детьми:
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Наблюдение за водой в природе чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.
Нахождение материала о воде дома.
Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
Прослушивание музыкальных записей.
Воспитатель
-Ребята младшей группы пригласили нас в гости поиграть вместе с ними. Дети заходят в группу, а там никого нет.
Посмотрите как у них интересно. Я думаю здесь какая-то лаборатория. Кругом вода, вода.
Смотрите здесь и аквариум с водой, и глобус.
И еще много, много капелек, что же это за капельки.
Воспитатель поднимает капельку , а там вопрос:
Что такое глобус?
Ответ детей
Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель
А какого цвета на глобусе больше всего?
Ответ детей
- Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Ответ детей:
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе.
Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле.
А кому нужна вода? Послушайте какую загадку предлагает
Капелька
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли
— Жить нельзя нам без … (воды)
Ответы детей. (воды)
Воспитатель
Ребята давайте с вами поговорим о воде, что мы знаем о воде.
Дети, а какой формы вода?
Ответы детей:
Вода формы не имеет и принимает форму того сосуда, в котором находится.
(рассматриваем сосуды с водой)
Воспитатель
А какого цвета вода?
Ответы детей:
Чистая вода не имеет цвета, она прозрачная.
Воспитатель:
Давайте проверим, так ли это?
Предлагает посмотреть через аквариум и опустить в аквариум предмет разного цвета. (трубочки , палочки). Изменился ли цвет предметов.
Ответы детей:
Цвет предметов не изменился. Значит вода прозрачная, бесцветная.
Воспитатель предлагает добавить в емкости с водой краситель.
Что случилось с красителем?
Ответы детей:
Он растворился
Воспитатель:
Сейчас мы с вами добавим в воду масло, перемешаем.
-Что вы видите?
Растворилось масло или нет?
Ответы детей:
– Нет. (масло плавает на поверхности воды, оно не растворилось).
Воспитатель:
Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено и не все вещества растворяются в воде. Молодцы я хочу поиграть с вами в игру
« Вода хорошо - вода плохо»
Вы должны сделать выводы, что вода может быть полезной, а может быть и неполезной. (если полезно, то хлопаете в ладоши)
Поливать растения.
Цунами
Варить компот.
Мыть руки
Наводнение.
Мыть пол.
Купаться в море.
Тонуть.
Стирать белье
Воспитатель:
-Посмотрите у нас есть два апельсина.
Один апельсин с кожурой, положим его в воду.
Второй апельсин, очистили от кожуры и его положим в воду.
Апельсин утонул!
Как же так? Два апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?
Ответы детей:
Воспитатель:
В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, которые выталкивают апельсин на поверхность воды; а апельсин без кожуры - тонет, потому что тяжелее воды.
А вот еще один опыт
Для проведения опыта:
миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара – рафинада (не быстро растворимого), жидкость для мытья посуды.
Располагаем зубочистки в миске с водой.
В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, зубочистки начнут собираться к центру.
Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды - зубочистки «разбегутся».
Вывод: сахар всасывает воду, создавая ее движения перемещающее зубочистки к центру. Средство для мытья посуды растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, они заставляют зубочистки разбегаться.
Еще один опыт. Как поднять пробку к верху емкости не доливая воды.
Ответы детей:
Опустить в емкость тяжелые предметы.
Воспитатель:
Что сделает вода с бумажным цветком? (в емкость с водой помещаем бумажный цветок)
Ответы детей:
Цветок раскрылся.
Воспитатель:
А кто из вас любит пить лимонад? Капельки предлагают сделать лимонад
Из чего его делают?
Дети с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Воспитатель:
Капелька предлагает вам приготовить этот вкусный напиток!
Давайте растворим в воде немного сахара. Возьмите чайные ложки и кусочек л сахара и положите в свой бокальчик, аккуратно размешайте, каждый возьмет по дольке лимона и положит лимон в бокал
Какой стала по вкусу вода: стала кисло-сладкая.
В заключении беседы капелька предлагает послушать стихотворение:
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Текст сказки «Два ручья»
В лесу под большой скалой родились два Ручейка. Были они полны водой и похожи как братья. Только по характеру разные: один весёлый и добрый, другой - ленивый и жадный.
Весёлый Ручеёк огляделся и сказал:
- Побежим посмотрим, что там впереди за кочками, а?
- Неохота, - ответил Ленивый Ручеёк, - наверное, далеко бежать, всю воду по дороге расплещу.
_ Давай тогда заведём рыбок! - роедложил Весёлый Ручеёк.- Хорошо будет играть с ними!
Но Ленивый Ручеёк не согласился:
-Мою воду рыбам отдать? Ни за что. Мне вода самому нужна.
Весёлый Ручеёк удивился:
-Но ведь скучно плескаться всю жизнь возле кочек!
Ленивый Ручеёк ответил:
- Здесь тихо и тепло. Спа -а -ать хочу!.
- Что ж, оставайся, - огорчился Весёлый Ручеёк. - А я побежал. Прощай, братец!
.Никогда больше не встретились братья.
Совсем остановился Ленивый Ручеёк возле кочки и скоро стал болотом. Вода в нём затянулась тиной, и тут поселились комары да лягушки.
А Весёлый Ручеёк храбро бежал и бежал вперёд. Когда он перепрыгивал через камни, возникали водопады, и в них резвилась форель. Ветер сдувал воду с ручья и обрызгивал сосны, ели и кедры, и они стали вечнозелёными. В конце пути сбежал Весёлый Ручеёк в долину. Здесь он разлился красивым горным озером с синей, как небо, живой водой.
Но Ленивый Ручеёк, ставший болотом, не знал об этом.