Гришечко Алена Васильевна
МБДОУ «Троицкий детский сад №1 «Родничок» с. Троицкое
Воспитатель
План работы по самообразованию в средней группе по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
План работы по самообразованию в средней группе по теме «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Актуальностьмоей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Цели :
- Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.
- Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
- Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
- Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
- -расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
- -развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- • повышение уровня педагогической компетенции по экологическому воспитанию детей среднего возраста через игру
- • совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.
Ожидаемые результаты для детей:
- • позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным
- • осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры
- • активность в познании окружающего мира через игры
- • воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)
Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой родного края» и намечен план мероприятий по работе с родителями.
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; создать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.
Работа с детьми по теме
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Сентябрь: Мониторинг по теме
Октябрь: Беседы на темы
- «Что нас окружает? »
- «Удивительный лес»
- «Дикие звери Сибири».
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Экспериментирование ветром.
Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».
Художественное творчество:
рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»;
лепка «Животные Сибири»;
поделки из природного материала на тему «Осенние фантазии».
Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,
И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»
Составления описательных рассказов о птицах;
рассматривание иллюстраций о птицах.
Наблюдение за птицами на прогулке.
Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
Кормление птиц на прогулке.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Художественное творчество:
раскраски «Птицы нашего края»
П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».
Чтение: С. Алексеев «Родная природа»
В. Бианки «Чей нос лучше? »,
М. Зверев «Лесные доктора».
Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? »,
«Жизнь птиц зимой», «Красная книга»
Экспериментирование со снегом.
Д/и «Кто, где живет? »,
«Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».
Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».
Изготовление и украшение кормушек для птиц.
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года»
Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,
З. Александровна «Птичья столовая».
Наблюдения за живой и неживой природой.
Январь: Беседы на темы «Алтай - наш дом родной».
Экспериментирование со льдом.
Художественное творчество: рисование «Природа родного края»
Просмотр фильма «Алтайский край».
Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы? »,
«Как нужно вести на природе? ».
Заучивание загадок о рыбах.
Экспериментирование с ветром.
Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».
Художественное творчество: аппликация «Морское царство».
Чтение о природе родного края, животных Сибири.
Март: Беседы на темы «Хвойные деревья – Сибири»,
«Где растения любят жить? »,
«Путешествие растений».
Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.
Экскурсия по участку
Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам».
Экспериментирование с песком.
Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация
«Во поле береза стояла».
Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе»,
Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
Апрель: Беседы на темы «Первоцветы», «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».
Проект «Весна идет- весне дорогу»
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Чтение художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .
Май: Мониторинг
Работа с родителями по теме
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края
Подборка экологической литературы для родителей.
Выставка «Осенние фантазии» (природный материал) .
Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».
Выставка рисунков «Весна -красна» (совместная деятельность детей и родителей) .
Литературная выставка «Читайте вместе с нами».
Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы) .
Консультация «Интересные факты из жизни птиц».
Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек)
Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».
Конкурс чтецов «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .
Фотовыставка «Алтай - наш дом родной».
Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».
Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период) .
Консультация «Зеленый спецназ».
Участие в акции «Юный эколог» (посадка цветочной рассады на территории детского сада) .