Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6417 Конспект НОД «Север - царство льда и снега»

Опубликовано 15.03.2021

Глухих Ольга Ивановна
МБДОУ "Детский сад №259 комбинированного вида", г. Красноярск
Воспитатель

 

Конспект НОД «Север - царство льда и снега»

Цель и Задачи:

  • Формировать представление детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры.
  • Учить детей устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.
  • Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.
  • Закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.
  • Развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь.

Материал:

Картина – модель «Север», модели приспособления животных к зимним условиям (на каждого ребенка, демонстрационные), модель термометра, модель «береза», карточки с заданиями «Кто лишний?». Силуэты зверей холодных и жарких стран, фланелеграф, глобус, картина «Северное сияние», картина «На севере», модели «Пищевые цепочки».

Предварительная работа.

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», рассказов о природе Севера: С. Ивченко «Удивительные леса», А. Рогожин «Северные мотивы», В. Есаулов «Арктическое чудо». Рассматривание иллюстраций.

Словарь: Северная страна, глобус, Арктика, суровая тундра, карликовая береза, мхи и т.д.

Ход занятия

Появляется кукла, изображающая Герду из сказки Г.Х Андерсена «Снежная королева». Она просит детей рассказать ей о Северной стране, где ей предстоит искать Кая.

Воспитатель: «Ребята, поможем Герде? Расскажем ей о Северной стране? Садитесь на стульчики, и ты Герда, присоединяйся к нам. Давайте сначала покажем Герде на глобусе, где расположена Северная страна и скажем, как она называется (Арктика)»

Кукла: «Все, я поняла, куда мне надо бежать. Скорее в путь на поиски Кая!»

Воспитатель: «Подожди, подожди, не спеши! Ты даже не представить не можешь, что тебя ждет, что ты увидишь на своем пути, какие тебе могут встретиться враги, а кто может помочь. Очень долгий и трудный путь тебе предстоит одолеть. Арктика – от этого слова, как бы, веет суровым холодом. Почему же Снежная королева именно там построила свой дворец? Почему там всегда холодно?»

Дети рассматривают модель «Солнце на севере»

Воспитатель: «Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Зима здесь долгая и суровая, морозы до 50градусов»

Дети рассматривают модель термометра

Воспитатель: «Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? Выбери термометр, который показывает температуру воздуха зимой»

У детей по две модели термометров с зимними и летними температурами – дети выбирают самостоятельно и подписывают.

Воспитатель: «Зимой в тундре и Арктике полярная ночь. Несколько месяцев солнце совсем не показывается – темнота»

Дети показывают модель «ночь» и все модели , последующие по ходу рассказа. Демонстрационные модели закрепляются на фланелеграфе.

Воспитатель: «Земля замерзла, только белый-белый снег на ней и от него исходит свет, звезды в небе необъяснимое явление удивительной красоты. Что это, ребята?»

Ответы детей: северное сияние.

Воспитатель: «Словно разноцветный переливающийся занавес колышется в темном небе. Для всего живого условия здесь очень суровые»

Картина «Север» с моделями.

Кукла: «Что же, там совсем нет жизни, только снег?»

Воспитатель: «Давайте, ребята, расскажем Герде, как растения приспособились жить на Севере»

Снег укрыл зимой от мороза все растения, как одеялом. Вспоминаем опыты с водой – под снегом, в сугробе, вода не замерзает. Воспитатель уточняет у детей какие растения тундры они знают (карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, клюква, различные мхи, осенью такие же грибы, как и у нас в Сибири).

Кукла: «А почему деревья такие маленькие?»

Ответы детей: растения тундры низкорослые, многие стелятся по земле. Так они приспособились к жизни в тундре, потому что у поверхности земли теплее, ветер слабее. Если бы деревья были бы такие же высокие, как у нас, снег бы не смог их защитить от мороза.

Воспитатель: «Как Вы думаете, что случится с северной карликовой березкой, если ее привезти к нам и посадить на участке нашего детского сада?»

Она все равно не вырастет. Дети объясняют свой ответ.

Кукла: «А животных мы встретим в тундре?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Посмотрите, на снегу видно следы?»

Воспитатель выставляет изображение зайца, песца, полярной совы, белой куропатки, северного оленя.

Кукла: «Ой, какой рогатый! Я его боюсь!»

Воспитатель: «Не бойся, Герда, тебе не надо опасаться оленя – он твой друг.

Физкультминутка. Дети читают стихотворение и выполняют движения.

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь к нему стучит

«Стук – стук! Дверь открой!

Там, в лесу, охотник злой!»

«За – за – забегай, лапу мне давай!»

Воспитатель: «Видишь, Герда, зайчик – трусишка не боится оленя. Почему, ребята?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Да, олень травоядный. Каких еще травоядных животных тундры Вы знаете?»

Модели «Пищевые цепочки»

Воспитатель: «А теперь, Герда, будь внимательна! Мы расскажем тебе, кого нужно опасаться на пути»

Рассказ о белом медведе с использованием моделей.

Воспитатель: «У белого медведя длинная шерсть, широкие лапы. Питается медведь рыбой и тюленями. Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие матери, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь в разгар зимы рождаются крошечные медвежата, длиной до 30 см и весом 700-800гр. В берлоге морозы и ветры им не страшны. Мать кормит детенышей молоком, согревает их. Когда они подрастут и вместе с мамой выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей. Белых медведей осталось немного, они занесены в Красную книгу, так что ты с ними, будем надеяться, на своем пути не встретишься, но смотри внимательно, на белом снегу ты можешь их не заметить, а следы у них огромные»

Кукла: «А бурый мишка нам не попадется?»

Ответы детей с пояснениями.

Воспитатель: «Ты все запомнила, Герда? Вот я сейчас и проверю, насколько ты и ребята были внимательны»

Воспитатель раздает карточки с заданиями: игра «Кто лишний?», игра «Чей силуэт?». Дети объясняют свой выбор.

Воспитатель: «Вот такая суровая, но интересная и своеобразная природа Крайнего Севера.

Показ картины.

Воспитатель: «На чем, ребята, Герда сможет ехать по тундре?»

Ответы детей.

Воспитатель: «А чтобы тебе было легче в пути, мы дарим тебе вот эти картинки – помощники, и пусть освещает тебе путь северное сияние»