Проект о хлебе в средней группе «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»
Автор: Межетская О.М. и Аллерт Н.С воспитатели МКДОУ детский сад «Родничок», с. Лебедевка, Искитимского района, Новосибирской области.
Название проекта: «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»
Вид проекта: познавательно-творческий;
Продолжительность: краткосрочный (3 недели), коллективный.
Участники проекта: дети средней группы, родители.
Актуальность:
Мы заметили, что в эпоху гаджетов и интернета многие современные дети не знают о ценности хлеба и не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы
попасть на стол. Сколько труда прикладывают люди, чтобы посеять зерно, вырастить его, размолоть, а затем испечь хлеб.
На вопрос «Откуда берется хлеб?» Отвечают: «Из магазина». С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. А ведь именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Поэтому с раннего возраста нужно прививать детям уважительное отношение к самому главному продукту-хлебу.
Проблема
За обедом в своей группе мы заметили, что большинство детей не ест черный хлеб. В ходе беседы выяснили:
1.дети думают, что черный хлеб растет на грядке, на земле, поэтому он испачкался и его есть нельзя.
2. дети думают, что белый хлеб растет на деревьях, поэтому он чистый и его есть можно.
3. дети думают, что муку делают из хлеба, а не наоборот.
Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь «жизни» хлеба: от зёрнышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Гипотеза
Если дети узнают больше о хлебе, то они поймут, что это – ценный продукт питания. Он полезен для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.
Цель:
- Познакомить детей с путем прохождения зерна до конечного продукта-хлеба;
- дать представление о труде взрослых, выращивающих злаковые культуры
Задачи:
- Формировать представление о процессе выращивания пшеницы
- Узнать откуда берется мука.
- Узнать какие изделия готовятся из муки.
- Формировать представления о разнообразии хлебных изделий; (черный — ржаной, белый—пшеничный)
Предполагаемый результат:
- Дети получат знания о том, что хлеб – это итог большой работы людей (трактористов, комбайнеров, пекарей).
- Узнают, как выращивают пшеницу, рожь, из чего появилась мука.
- Сформируют представление о многообразии хлебобулочных изделий.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи;
- Определение уровня знаний детей о хлебе.
- Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
- Сбор информации о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах.
- Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
- Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, притчи, стихи.
2 этап – практический.
Составление маршрутного листа по 5 образовательным областям
Образовательные области |
родители |
воспитатели |
Познавательное развитие |
1.Консультация с отражением идеи проекта, погружение родителей в проект, список произведений о хлебе для чтения дома. 2.Предложить для просмотра развивающие программы: «Как растёт пшеница» https://vk.com/video-50372975_167937365 «По секрету всему свету. Как получается хлеб» http://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM
|
1.Показ презентации с обсуждением «Откуда пришел хлеб», «Хлеб всему голова»
2.Проблемная ситуация «Если не будет хлеба, то что?..»
3.Экспериментирование Опыт No1: Рассматривание, сравнивание и замачивание зерен (ржи, пшеницы) Опыт №2 Перемалывание в кофемолке зёрен и обсуждение увиденного. Опыт No3: Рассматривание муки и определение её свойств. Из чего делают хлеб? (тесто). Получение зернышка из колоска. Опыт №4 Смешивание и нагревание муки с водой. Получение клейстера.
|
Социально-коммуникативное развитие |
1.Посещение с детьми хлебного отдела, рассматривание хлебобулочных изделий. 2.Привлечение ребенка к изготовлению хлебобулочных изделий дома по семейным рецептам. |
1.Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий -атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин» 2. Моделирование из счетных палочек «Мельница», «Колосок», «Грузовичок» 3. «Угадай на вкус» - дегустация хлебобулочных изделий |
Речевое развитие |
1.Пожелание родителям -расспрашивать дома детей о процессе выращивания зерна, как дети за ним ухаживают. 2.Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о хлебе, “почему так говорят?” “что это значит?”
|
Чтение сказок: «Петушок и два мышонка», «Колосок» «Котик-золотой лобик» Чтение рассказов «Теплый хлеб», «Волшебное зернышко» «Ароматный хлеб» Повторение пословиц, поговорок при помощи мнемо-таблиц: «Плох обед, коли хлеба нет» «Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет» «Хлеб да вода-богатырская еда» «Не трудиться-хлеба не добиться»
Беседа об экскурсии по хлебному отделу. Выяснить, что видели, что запомнили. Поговорить о том, что дети пекли дома с родителями Записать рецепт приготовленного блюда со слов детей Д/и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Из муки –не из муки» д/и «Достань и назови».
|
Физическое развитие |
1.Повторение дома пальчиковой гимнастики «Маленькие пекари» 2.Помощь маме в замешивании теста для пирогов |
1.Пальчиковая гимнастика «Маленькие пекари» 2.П/и «Каравай», П/и «Найди хлеб» 3.На прогулке «Кормление птиц зернами пшеницы и ржи» 4.Игра с игрушками-антистресс «Кусочек теста» |
Художественно-эстетическое развитие |
1.Совместный просмотр мультфильмов: «История о девочке, которая наступила на хлеб» «Каравай» 2. «Ах, эти макарошки» (поделки из макаронных изделий») |
1.Оформление стенгазеты «Юные кулинары» 2.Аппликация на салфеточках из сваренного клейстера «Пирожки и булочки» 3.Оформление выставки из макаронных изделий. 4. Изготовление д/и «От зернышка до хлебушка» (расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности). Д/и «Пекарня» (называть, выпавшее на барабане хлебобулочное изделие) 5. Конструирование из строительного материала: «С/х машины». 6. Инсценирование детьми сказки «Колобок» (кукольный театр) |
|
|
|
3 этап-заключительный
- Обобщение знаний детей по данной теме;
- Чаепитие с испеченным караваем;
- Оформление выставки «Чудеса из макарон» (совместно с родителями)
- Оформление стенгазеты
- Создание памятки для родителей «Как выбирать качественную муку»
Выводы:
- Реализация проекта осуществлялась в игровой форме, с включением детей в различные виды творческой и практической деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры, полезные дела).
- В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Выяснили, какая бывает мука и что из нее делают. Познакомились с различными видами хлеба и хлебобулочными изделиями. Узнали, какую они имеют форму и вкус. Научились сравнивать зерна и колоски различных зерновых культур.
- В ходе реализации проекта дети узнали, что черный хлеб вовсе не грязный, а ржаной и теперь с удовольствием употребляют его в пищу.