Голощапова Лилия Ивановна
МДОУ «Центр развития ребенка «Детский сад «Умка», ЯНАО, г. Надым
Воспитатель
Беседа по познавательному развитию с детьми 4-5 лет, средняя группа «Самые любимые»
Тема беседы: «Самые любимые»
Цель: Формирование представлений детей о самых близких им людях.
Задачи:
1) Знакомить с понятиями семья, родственники, близкие люди;
2) Объяснить понятие «близкий человек», (особые отношения);
3) Воспитывать любовь к родным людям.
Словарная работа: родственники, близкий человек;
Оборудование: альбом «Моя семья», конверт с письмом;
Методические приемы: рассматривание фотографий, чтение письма, чтение стихов, рассказ ребенка;
Предварительная работа: экскурсия на почту, оформление группового альбома «Моя семья»,
Литературный ряд: стихотворение А. Кондратьевой «Рядом мама», авторская сказка Ромы Б. «Сказка о маленьком мальчике и паровозике.
Ход беседы.
Воспитатель.
- У меня есть сын Саша, у него сегодня контрольная работа по математике. Я так за него переживаю! Вдруг он будет не внимательным, сосчитает пример неверно или задачу решить не сможет. Если бы я могла сейчас быть с ним рядом, помочь ему. Ребята, скажите вы мне, почему я так за него переживаю?
(Ответы детей: потому что он ваш сын.)
Воспитатель.
- Верно ребята, я боюсь за него, потому что он мой ребенок, а я его мама. Сын Саша для меня самый близкий и родной человек. Я хочу, чтобы он всегда радовался и у него все всегда получалось. Как будет хорошо, если он решит контрольную работу на «5». Вы со мной согласны? (Ответы детей: да.)
Воспитатель.
- А у вас есть близкие люди, за которых вы волнуетесь, переживаете?
(Ответы детей: У меня папа уехал на вахту, а я его жду. Моя бабушка заболела.)
Воспитатель.
- Ваши родители, бабушки и дедушки, братишки и сестренки, они тоже вас любят и заботятся о вас. С ними вы хотите быть рядом всегда и в радости, и когда нам очень грустно. Этих людей вы очень любите, они вам очень дороги. Ой, простите меня! Я совсем забыла, сегодня по дороге на работу, мне встретился почтальон. Он вручил мне письмо, для вас ребята. В старые времена была такая традиция, человека, получившего письмо, просили станцевать. Давайте вспомним эту традицию, я вас прошу станцевать.
(Дети танцуют под музыку.)
Воспитатель.
- Вот письмо, ребята, кто из вас умеет читать? Можно я вам прочту письмо.
Воспитатель читает стихотворение А. Кондратьевой «Рядом мама», название стихотворения не называет.
Осенью,
Весной,
Летом,
И зимой.
Кто с тобой рядом,-
Рядышком с тобой?
В радости любой
В горести любой.
Кто с тобой рядом
Рядышком с тобой?
На ночь и с утра
Нынче, как вчера,
Кто тебе желает
Всякого добра?
Летом,
И зимой.
Кто с тобой рядом,-
Рядышком с тобой?
- Вот так письмо с вопросом! Вы можете ответить на вопрос письма, кто с вами всегда рядом?
(ответы детей: мама всегда рядом, бабушка мне помогает и жалеет меня.)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель.
- Получается, что письмо с вопросом прислали вам ваши близкие, родные и любимые мамы. А маму с папой вы оставили бы одних?
(Ответы детей: Я оставляю, когда ухожу в гости к бабушке. Мама и папа уже взрослые, им можно доверять.)
Воспитатель.
- Молодцы, правильно бы вы поступили. Близкие люди так называются, потому что они всегда близко, всегда рядом друг с другом. Давайте посмотрим на наших родных, полистаем наш семейный альбом.
Дети с воспитателем просматривают «Семейный альбом». Они узнают свои семейные странички, с которыми уже знакомились, и находят новую.
Воспитатель.
- Вот новая страничка. Интересно, чьи же это родные и близкие, кто нам расскажет о них?
Выходит, ребенок и рассказывает сказку о своей семье, которую они сочиняли дома с мамой и папой «О маленьком мальчике и паровозике».
Воспитатель.
- Ребята как вы думаете, кто считает меня близким и родным человеком?
(Ответы детей: Вас считает близким человеком ваш сын. Ваша мама и папа.)
Воспитатель.
- Как хорошо, ребята, что у нас с вами есть близкие, родные нам люди, которые нас любят и заботятся о нас. Вы тоже молодцы, любите их и стараетесь меньше огорчать. Давайте похвалим себя.
Какие мы хорошие!
Какие мы пригожие!
Богом хранимые!
Мамой любимые!
Вот какие мы!
- Вот и все на сегодня.