Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6454 «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет»

Опубликовано 31.03.2021
Николаева Надежда Владимировна
МБДОУ №196  "Детский сад комбинированного вида" г. Кемерово
воспитатель

 

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет

 

Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычкамиКультурно - гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость и самостоятельность.

Освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. С формированием культурно – гигиенических навыков развиваются и нравственные качества.

Работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков следует начинать с первых дней пребывания детей в группе. С младшим воспитателем заранее обговаривали свои требования к малышам. Уже в первые дни начала знакомить детей с последовательностью одевания. В процессе одевания были использованы заинтересовывающие моменты, чтобы создать эмоциональный настрой: «Кукла Катя уже оделась и ждет малышей». Малыши любят, когда с ними разговаривают. Во время одевания, например: «Ира, какая красивая у тебя кофта! Кто тебе ее купил?». И девочка охотна сама старается одеть кофту. Если ребенок одел что-то сам, надо обязательно похвалить его, и он начнет стараться. Малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых. В своей работе я широко использовала стихи и потешки, которые читала детям в процессе одевания.

Наша Маша маленька

На ней шубка аленька.»

           Учила детей самостоятельно развиваться и убирать свои вещи в шкафчик или на стул. Навыки самообслуживания закреплялись во время дидактических игр «Одень Катю на прогулку» и др. и игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка. Сложно было научить детей правильно мыть руки и пользоваться индивидуальным полотенцем. Я старалась вызвать чувство брезгливости к грязи, приучала их мыть руки перед едой и по мере загрязнения. Малыши не боялись воды, но умываться не умели: подставят руки под струю воды и держат. Сначала мы с детьми рассматривали схему умывания. Я объясняла детям, что сначала нужно намочить руки, намылить их мылом (сделать пенку), а затем смыть водой из под крана. В процессе умывания также использовала потешки «Водичка, водичка…» и др. Полученные навыки закрепляли, рассматривая сюжетные картинки в дидактических играх «Научим Катю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купаем кукол». Во время кормления следила, чтобы дети правильно сидели за столом. Первое время приходилось пользоваться нагрудными салфетками, но постепенно дети научились есть аккуратно. Дети научились пользоваться бумажными салфетками и говорить: «Спасибо» после еды. Навык культуры поведения закрепляли с помощью игр и игрушек. 

          Нужно не только учить детей умываться, одеваться, правильно есть и пользоваться носовым платком, но и приучать их к посильному труду. Малыши учатся убирать игрушки на место после игр.

           Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

          Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Таким образом, разнообразие методов и приемов позволили сформировать у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания.