Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 7068 Экологическая викторина "Знатоки леса"

Опубликовано 26.03.2022

Сценарий экологической викторины

«Знатоки леса»

для детей подготовительной к школе группы

Авторы: воспитатели - Пушкарная Н.Е, Кожина Е.А.

МБДОУ «Детский сад №135» город Рязань

 

Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе.

Задачи:

- Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.

- Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.

- Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое мышление, речь, умение слушать друг друга.

 - Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы.

 

Интеграция образовательных областей.

  • Коммуникация.
  • Социализация.
  • Познание.
  • Художественная литература.
  • Здоровье.

Ведущие виды деятельности.

  • Познавательная.
  • Игровая.
  • Коммуникативная.

Оборудование и материалы:Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, знаки «Чего нельзя делать в лесу», ); игра Лото « Кто – где живет», «Чей след», эмблемы для команд;  телевизор ,запись музыки  из телепередачи «В мире животных», фонограмма песни из мультфильма «Маша и медведь» ,  спокойная  музыка с пением птиц.

 Предварительная работа:   занятия по познавательному развитию о лесе и его обитателях, занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных), беседы об охране и бережном отношении к природе, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры, оформление альбома «Животные глазами детей», сочинение стихов и сказок, изготовление поделок  совместно с родителями.

Участники викторины: дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели.

Ход

Ведущий-воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Ведущий: сегодня мы проводим викторину «Знатоки леса». В соревновании примут участие две команды – это команды «Зайчата» и «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки «Зайчата» - морковку, «Бельчата» - грибочки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает. Оценивать соревнование будет опытное и знающее жюри.

Приветствие команд:

«Зайчата»:   

                     Мы зайчата не простые,

                     Мы зайчата озорные.

                     Вместе гуляем, вместе играем,

                     Учимся вместе и отдыхаем.

«Бельчата»:

                      Мы - веселые бельчата,

                     Есть мальчишки и девчата.

                     Здесь мы учимся считать,

                     Бегать, петь и танцевать.        

Ведущий:

Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.

Молодцы, ребята, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!

1 конкурс «Разминка».

Команде «Бельчата».

1) Зачем заяц следы запутывает? (чтобы его хищники не нашли)

2) Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла)

3) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

4) Какой лесной житель и для чего сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)

5) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

6) Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

7) Как называется дикая свинья? (кабан).

Команде «Зайчата»

1) В какое время года с деревьев опадает листва (осенью)

2) Ласточка остаётся зимовать или нет?

3) Кто в лесу зимою спит? (медведь, еж)

4) У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (у зайца)

5) Какие цветы расцветают весной? (Мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник.)

6) Зачем лисе нужен такой пушистый хвост (заметать следы)

7) Какие звери летают? (белки-летяги, летучие мыши).

Ведущий: Ребята ответьте, пожалуйста, что обязательно должно расти в лесу, без чего не бывает леса? (без деревьев). А сможете ли вы узнать деревья в лесу?

2 конкурс «Назови ветку и найди дерево»

Командам раздаются картинки с изображением веток деревьев и картинки с изображением самих деревьев. Дети составляют пары: ветка – его дерево и называют их.

Ведущий: В нашей стране очень много лесов. Растут они и на севере, и на юге, на горах и по берегам рек. И леса эти самые разные, потому что в них разные деревья и кустарники. Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы по слайдам определить лес по его разновидностям и временам года.

3 конкурс «Определи вид леса и его время года»

Детям показываются слайды с разновидностями леса и разными временами года. Каждая команда определяет по 2вида и 2 времени года.

Ведущий: Ребята, мы говорили, что в нашей стране очень много лесов и даже определили на какие виды они делятся, а кто же живёт в этих лесах?  (ответы детей). Вот сейчас мы поговорим о диких животных. На какие 3 вида они делятся – травоядные, хищники и всеядные. И в следующем конкурсе вам нужно разделить животных на 3 этих вида.

4 конкурс «Раздели животных на хищников и травоядных»

Детям показывают слайды с изображением животных, каждой команде по 5 животных, дети их запоминают и делят на виды.

Гимнастика для глаз «Прогулка в лесу»

Динь – дон! Дин – дон!

Слева звон, справа звон!

Лето красное пришло, свет и радость принесло. (смотрят вправо – влево)

Дети по лесу гуляли за природой наблюдали. (Круговые движения глазами по и против часовой стрелки)

Вверх на небо посмотрели (фиксируют взгляд на потолке)

Их глазки лучики согрели. (ладонями накрывают глаза, не надавливая на них)

Рядом бабочки летали, крылышками нежными махали. (закрывают, открывают глаза)

Прилетала к ним пчела, на нос села она. (выставляют перед собой указательный палец. Прослеживают его движение к носу. Фиксируют взгляд на носу на несколько секунд.)

Ведущий: А вы знаете, что у животных, как и у людей есть свои дома. Сейчас каждой команде нужно расселить каждого животного в своё жилище и назвать его.

5 конкурс «Найди дом для каждого животного».

Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек - его дом».

Ведущий: Ребята, интересно, а сможете ли вы угадать животного по его описанию?

Вот мы сейчас и проверим.

6 конкурс «Угадайте по описанию».

 «Зайчатам» “Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”. Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.

  “У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

 

«Бельчатам» “Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).

Ответ: лиса.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».

Подсказка: очень любит мед и малину.

Ответ: медведь.

Подвижная игра «Лесной хоровод»

Ведущий: Какой весёлый звериный хоровод получился! Все повеселились на славу! А сейчас, назовите сказки, в которых могут жить эти животные.

 

7 конкурс «Кто в какой сказке живёт?»

Бельчатам – заяц, волк

Зайчатам – лиса, медведь

 «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Мешок яблок» и др.

 

Включается запись песни «Про следы» (из мультфильма «Маша и медведь»)

 

Ведущий: Ребята, из какого мультфильма эта песня? Правильно. Маша никак не могла определить следы на снегу, которым её обучал медведь, но вы-то дети смышленые и обязательно справитесь со следующим заданием.

 

8 конкурс «Угадай следы»

Каждая команда получает карточки с изображением следов животных и картинки соответствующих животных. Дети составляют пары.

 

Ведущий: Ребята, а кто кроме животных живёт в лесу? А вы когда ни будь слышали, как поют птицы в лесу? Их завораживающее пение можно слушать бесконечно. А сможете ли вы определить, какая птица как поёт?

 

9 конкурс «Определи какая птица поёт и назови её»

Каждая команда прослушивает запись с голосами птиц и называет их. (по 3 записи каждой команде).

Ведущий: Ребята, а вы знаете, как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие).   А птиц, которые улетают на юг осенью и прилетают к нам весной? (перелётные)

 

10 конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц».

На полу расположены картинки зимующие и перелетные птицы, одна команда собирает зимующих птиц, другая – перелетных.

 

Ведущий: Ребята, а вы знаете сколько удивительного можно увидеть в Природе, а как много жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать, как вести себя в гостях у Природы, чтобы не нарушить её красоту и не беспокоить её жителей. Вот сейчас я и хочу проверить знаете ли вы правила поведения в лесу.

 

11 конкурс «Подбери знак»

Командам по очереди показывается знак, они называют его и рассказывают о нём.

 

Ведущий: А теперь яхочу с вами поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия. Если я буду поступать хорошо, нужно похлопать, если плохо, то нужно потопать.

***

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (топают)

***

 Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (топают)

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (хлопают)

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (хлопают)

***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (топают)

***

Если сильно насорю

И убрать забуду? (топают)

***

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (хлопают)

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (хлопают)

 

Ведущий: Молодцы, ребята, вижу я, что вы действительно знатоки леса и никогда его не обидите. Ну что ж, ребята наша викторина подошла к концу, вы были все большие молодцы, а теперь осталось подвести итоги и объявить победителей.

 

Подведение итогов, награждение

 

Ведущий: А напоследок хотелось прочитать вам такое стихотворение

Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.