Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №122 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Невского района Санкт-Петербурга.
Совместная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
«Развитие музыкальных способностей путем
приобщения их русскому народному фольклору»
Составитель:
Тоток Н.Ю.,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детского сада №122
Невского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2018 г.
Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству, прививать любовь к родному краю, русскому народному творчеству.
Задачи:
Образовательные :
-закреплять представления у детей о русском народном быте, православной культуре;
-обогащать словарный запас детей музыкальной терминологией;
-закреплять знания о музыкальных жанрах.
Развивающие :
-закреплять навыки хороводного шага;
-развивать навыки исполнения бега с захлёстом;
-развивать звуковысотный слух;
-развивать чувства ритма;
-работать над ансамблевым пением;
-продолжать развивать навыки образно-эмоционального исполнения музыкальных произведений;
-закреплять танцевальные движения(кадриль).
Воспитательные:
-воспитывать любовь к Родине, к русскому фольклору, к музыке;
-прививать культуру слушания музыкальных произведений;
-заботливо относиться к девочкам, внимательно- к своим сверстникам, уважительно -к
старшим.
Методы и приёмы:
-наглядные(иллюстрации, игрушечный персонаж-Петрушка);
-словесные;
-практические.
Социально-коммуникативное развитие.
- воспитывать любовь к Родине;
- интерес к русскому фольклору;
- воспитывать желание участвовать в играх, в совместном творческом процессе.
Познавательное развитие.
- углублять представление детей о русских традициях, устном народном творчестве;
- развивать музыкальную память путем обогащения впечатлений;
- способствовать формированию музыкального вкуса;
- знакомить с лучшими образцами музыкальной классики;
- развивать интерес к русской народной игре
Речевое развитие.
- Исполнять песни, колядки, попевки.
Художественно-эстетическое развитие.
- развивать слуховую дифференциацию музыкальных звуков, ритмичность;
- учить владеть специальной терминологией;
- исполнять выразительно попевки, песни, колядки, танцы;
- развивать и совершенствовать навыки выполнения танцевальных движений.
Физическое развитие.
- развивать двигательную активность;
- проявлять двигательный интерес к подвижным играм.
Демонстрационный материал:
- Фланелеграф.
- Иллюстрации.
- Музыкальные инструменты: гармонь, ложки, трещотка, рубель,
- свистулька.
- Кукла-Петрушка.
Музыкальный материал:
- Русская народная мелодия «Подгорка».
- П.И. Чайковский. Детский альбом. Камаринская.
- Русская народная попевка «Сел медведь….»
- М. Парцхаладзе «Здравствуй елка!»
- Колядка «Бай овсень»
- Московская кадриль.
- Игра «Как пошел наш козел…»
Используемые технологии:
- игровая;
- коммуникативная;
- здоровьесберегающая.
Участники:
Музыкальный руководитель, дети, кукольный персонаж-Петрушка.
Предварительная работа:
- разучивание движения «бег с захлестом»,
- беседы о музыке, знакомство с композитором П.И.Чайковским,
- разучивание 1-ого куплета песни М.Парцхаладзе «Здравствуй, елка».
|
Дети под музыку входят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем занятие с разучивания хороводного шага. Встаньте по хороводу (музыкальный руководитель показывает движение, дети под русскую народную мелодию «Подгорка» повторяют). Музыкальный руководитель: |
А сейчас вспомним другое танцевальное движение – бег с захлестом ( под украинскую народную мелодию). Музыкальный руководитель: |
Спасибо, молодцы. Продолжим занятие на стульях (дети проходят и садятся на стулья у фортепиано) Музыкальный руководитель: Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского с детского альбома, которая называется «Камаринская» (слушание музыки) Музыкальный руководитель: |
- Скажите, какую картину музыка Вам нарисовала? (ответы детей) |
- Какая звучала музыка по настроению? (веселая, радостная, задорная, яркая, игривая, задиристая, шутливая). Подвести к понятию одночастной формы. |
- Почему у нас возникло такое ощущение? Каким штрихом исполнялись звуки? (отрывисто) |
- В каком регистре звучала пьеса? |
- Как вы думаете, к какому жанру (киту) можно ее отнести? (кит-танец) |
- Как мог называться такой танец? (Плясовая). Давайте еще раз послушаем это произведение и насладимся его красотой. |
Стук в дверь. Появляется персонаж – Петрушка. Петрушка: Здорово, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Как меня зовут – узнали? Сказки обо мне слыхали? Я веселая игрушка, а зовут меня Петрушка! Пришел к Вам на занятие, послушать, как Вы поете. Музыкальный руководитель: |
Проходи Петрушка, садись. Но сначала мы распоемся. Покатаешься с нами на горках? ( «Музыкальные горки» Попевка «Сел медведь…») ( Следить за постепенным движением мелодической линии. Пробуем совместить пение и говорок) |
Музыкальный руководитель |
Распевка Петрушка закончилась. И сейчас мы тебе споем второй куплет песни «Здравствуй елка!» ( М.Парцхаладзе) ( Разучивание II куплета. Работа над дыханием, особенностью ритмического рисунка.Обращать внимание на высоту первого звука.) |
Музыкальный руководитель: |
Скажите, а какой праздник приходит за Новым Годом? (ответы детей - Рождество. ) Беседа с детьми об этом празднике. А как называются короткие песенки, которые исполнялись малыми ребятами на этот праздник ( калядки). Одну из них мы знаем и сейчас продолжим разучивать. (Повторить говорком первую фразу; разучивание II и III фразы с подыгрыванием на фортепиано. Исполнение калядки a’kapella)( «Бай овсень…») Музыкальный руководитель: |
А сейчас мальчики приглашают девочек на русский танец – кадриль (обращать внимание на начало танца, движение плеч; слушать музыку и выполнять движения ритмично). Музыкальный руководитель |
Ну что, Петрушка, понравилось тебе выступление наших ребят?
Петрушка: |
Конечно, понравилось! Приглашаю всех на игру: «Как пошел наш козел…». Посчитаемся. |
(Ребята выбирают ведущего. Следить за четким произношением слов. Держать круг. Ритмично двигаться по хороводу.) Петрушка: |
Как здорово было у Вас на занятии, жаль расставаться, да мне пора домой возвращаться. Дома меня ждет Марья Ивановна. До свидания. (Петрушка уходит). Музыкальный руководитель |
И наше развлечение подошло к концу. До свидания, ребята. |