Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5832 Статья: "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста"

Опубликовано 16.03.2020

Черемушкина Наталья Леонидовна
МБДОУ Малозиновьевский детский сад "Ласточка"

Нижегородская область, г.о. Семеновский,  д.Малое Зиновьево
Воспитатель


Статья: "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста"

 


   Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?

   Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

   Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

   Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца – на сердце.

   В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.

 

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

   Рекомендации родителям определяю в виде памяток, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Основная работа проводится с детьми.

   Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

   В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

   Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

   На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

   Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

   К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа.  Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений.  Для того чтобы он понимал рассказ или сказку,  содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить.
Интенсивно развивается и активная речь:  растет активный словарь ребенка (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых),  появляются первые фразы, первые вопросы, обращения ко взрослым.  К трем годам активный словарь достигает 1500 слов.  Предложения первоначально, примерно в 1,5 года состоят из 2 – 3 слов.   Это чаще всего субъект и его действие (“Мама идет”),  действие и объект действия (“Дай булку”, “Хочу конфету”) или действие и место действия (“Книга там”).  К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: “Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?” и т.д.
 Речевая  активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться при помощи речи не только с близкими людьми,  но и с другими взрослыми, детьми. Что говорится им в таких случаях?  В основном практическое действие ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослыми деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны и дети не всегда отвечают друг другу.

   Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
   Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.  Они способны  улучшить произношение многих звуков.  В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. 
   О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.  Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму,  развивать координацию.  Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют взаимоотношения между взрослым и ребенком.
   Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 2-3-х лет.  Пальчиковая игра это массаж пальчиков.  Здесь происходит поглаживание кисти рук;  растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности;  легкое надавливание на верхнюю фалангу пальца; растирание по кругу от кончика к ладошке; взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.
Для начала пальчики необходимо разогреть: несколько раз согнуть и разогнуть их.  Можно поиграть в жмурки и вместо хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками.  А затем приступить к пальчиковым играм.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно:  то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Сначала  все  движения  выполняются  медленно.  Можно научить ребенка самостоятельно поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
   При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначала работала одна рука, затем другая, потом обе. В процессе  игры  темп  постепенно ускоряется.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.
   Показывать нужно и  простые, и сложные  игры.  Тем самым ребенку дается понять ребенку, что с ним очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим  партнером  взрослого по игре.  Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка.
   Можно играть в пальчиковые игры в перерывах между основными дневными играми ребенка. Более того, когда предстоит долгое ожидание, например, на приеме к врачу и т.д., можно отлично провести время с пальчиковыми играми.
   Мелкую моторику ребенка можно развивать  не  только пальчиковыми играми.  Существует множество способов ее развития.  Пальчиковые игры вызывают неподдельный интерес, у детей начиная с 2-2,5 лет, то есть когда они понимают, что от них требуется. Порой они сами могут просить поиграть в ту или иную полюбившуюся ему игру.

   На основе диагностики речевого развития и важность развития мелкой моторики в развитии речи детей решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
   Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры и упражнения).
Работа по развитию  мелкой  моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть,  достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т. д;
- мозайка (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- массажные мячи;
- резиновые игрушки разной плотности;
- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).


  Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей. Информирую родителей о состоянии речи их детей.

  Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.


Литература:
1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2. Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница « День за днем говорим и растем».
3. Закревская О.В. Развивайся, малыш! .
4. Козырева Л.М развитие речи . Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития.
5.КольцоваС.146-148,с.149-154,с.173-181.
6. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. –Екатеринбург.
7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!», «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
8.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.

9. Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

10. С.О.Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».