Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5843 Семинар-практикум "Оформление и оснащение сюжетно-ролевых игр экономического содержания"

Опубликовано 19.03.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29»

 

 

Семинар-практикум

Оформление и оснащение сюжетно-ролевых игр экономического содержания

 


 

                                          Подготовила: воспитатель высшей кат.

                                                                                                    Иванова Елена Викторовна

 

 

 

Арзамас

2020

 

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Процесс познания экономики не прост для дошкольников. Пониманию многих экономических явлений, развитию интереса к экономике, развитию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность. Игровая форма работы направлена на обучение азам экономики, формирование у дошкольников экономических представлений и экономического сознания. Усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм экономического воспитания. Всем известно, что игра в жизни ребенка занимает главное место. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни, а для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.

В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям. Дети любят играть «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»: в строителей, в больницу, магазин, школу, детский сад и т. д. Этим сюжетно-ролевым играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимательская деятельность, насыщенная положительными эмоциями.

 Экономика тесно связана с математикой. Поэтому знакомство с простейшими экономическими знаниями начинается через сюжетно-ролевые игры. Таким образом, происходит усвоение теоретических и фактических знаний через выработку практических навыков. Воспитатель, организуя сюжетно-ролевую игру, постепенно вводит экономические знания, основанные на математических действиях: количественные отношения, счет, измерения. Во всех возрастных группах детского сада широко распространены игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья». Дети здесь «покупают», «продают», «меняют», «работают». В данные игры педагог вводит некоторые составляющие семейного бюджета: пенсия, заработная плата, стипендия, а так же раскрываются представления детей о доходах и их увеличении или уменьшении.

      Так, уже в средней группе малыши с удовольствием играют в магазин, кафе, воспроизводя действия взрослых, — примеряют на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в образовательную деятельность. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги — разноцветные бумажки.  В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк», «Аукцион». Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям будет интересно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товаров.В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.

 

Разберем сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Для игры подбираем игрушечных животных каждого вида, строительный материал или мягкие модули, из лего строятся загоны для животных, из цветной бумаги или пластилина готовится «корм» для животных.

Определяются роли: директор зоопарка, экспедитор (который привозит новых животных в зоопарк), рабочие, ветеринар, повар и др. Экспедитор должен поехать за животными, но, прежде чем отправиться в путь ему нужно запомнить, какое количество и каких животных привезти. После доставки тех или иных зверей экспедитор должен рассказать директору, каких и сколько привез животных, в какую клетку поместил и т. д. В дальнейшем игра будет развиваться, появляться новые роли. Так строитель, которые расширяет зоопарк и строит новые клетки, определяет, сколько животных может жить в клетке. С возрастом детей игра «Зоопарк» плавно может перейти в игры «Путешествие в дальние страны», «Цирк».

Можно предложить поиграть в игру «Детский сад». Поскольку многое в содержание игры детям знакомо (они знают, кто работает в детском саду: заведующая, воспитатели, няни, повар, медицинская сестра; имеют представление о том, какую работу они выполняют, как помогают друг другу), то следует лишь уточнить некоторые детали. Обогащая знания детей о труде сотрудников детского сада, обратите внимание на то, как и с какой целью они используют счет.

Открываем новый детский сад! В игре выделяются роли заведующей, воспитателей, няни, завхоза, шоферов, грузчиков. Тем, кто выполняет роль заведующей детским садом, воспитателя и няни вновь открывающегося детского сада, нужно учитывать количество денег (бюджет, количество воспитанников в группе (кукол) и число предметов мебели, посуды, игрушек, которые необходимы для оборудования групп. Шоферы должны запомнить количество и размер мебели, игрушек, доставить их в детский сад и отчитаться заведующей. Завхоз должен выдавать инвентарь в каждую группу. Все сотрудники получают заработную плату.

На первых порах роль заведующего на себя берет воспитатель, который в дальнейшем вводит роль банкира, директора мебельного магазина, продавца булочной и такие понятия как товар, продукт, услуга, цена, дороже-дешевле.

В игры «Зоопарк» и «Детский сад» органично вписывается игра «Бензозаправочная станция». В игре намечаются роли диспетчера гаража, оператора, шоферов. Диспетчер гаража выдает шоферам путевые листы, определяет назначение рейсов (перевезти строительный материал, доставить продукты в детский сад или магазин, привезти зверей в зоопарк и так далее). Шофер, отправляясь в рейс должен заехать на заправку: сказав оператору, какое количество бензина необходимо для бака, найти среди разложенных цифр карточки с нужными числами.

Следует заметить, что дети с удовольствием играют в такие игры как «Реклама», «Выставка», им нравится рассказывать о предмете, описывать его от своего имени. Например, «Я - кукла, меня сделали люди своими умелыми руками. Я умею ходить и говорить. Над моим платьем трудились модельеры, художники, портные. Визажисты, стилисты придумали мне прическу».

Все дети любят рекламу. Почему бы эту любовь не использовать в образовательных целях? В подготовительной группе можно создать рекламный ролик какого-либо производства. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.

        Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Задачи: формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания об экономических понятиях. Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Закреплять умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение в пределах 10. Формировать взаимоотношения сотрудничества. Воспитывать культуру речевого общения.

Материал: касса, товары, «деньги», чеки, машина, строительный материал.

Роли: продавцы, кассир, покупатели, контролер, шофер.

Краткое описание: воспитатель объявляет, что построен новый магазин. Шофер привозит товар, продавцы принимают товар, размещают его в магазине по отделам. Контролер проверяет правильность цены товара.

 

Сюжетно-ролевая игра «Аукцион». Задачи: раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе; развить желание играть в игры с экономическим содержанием, закрепление экономических понятий.

Материал и оборудование. Товар, который дети сделали совместно с родителями. Кафедра, молоток для торгов.

Содержание. Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети занимают места

Воспитатель. Здравствуйте! Я сегодня приглашаю вас принять участие в аукционе. Хочу узнать, знакомы ли вы с этим экономическим понятием. (Аукцион - это место, где продаются ценные и редкие предметы)

-Что можно продавать на аукционах? На аукционе товар приобретает тот, кто платит за него самую высокую цену. В аукционе могут участвовать только те, у кого есть деньги. Давайте здесь и сейчас устроим аукцион! (Обращается к зрителям.) Господа, у вас есть деньги? Вы готовы принять участие в аукционе? (Ответы зрителей.)

Входит ребёнок-аукционист с молотком и встаёт за кафедру.

Аукционист. Мы начинаем! Сегодня на нашем аукционе продаются предметы, сделанные своими руками, в этом их огромная ценность. Товары, выставленные на продажу, называют лотами.

Их производители, прежде чем представить товар, должен его прорекламировать, из чего товар сделан и как его можно использовать. Наш первый лот.

(Дети совместно с родителями представляют свой товар, продают и покупают предложенные товары)

Воспитатель: Все товары распроданы. Принес ли аукцион прибыль? Как можно потратить полученную прибыль?

- На полученную прибыль можно что-нибудь купить.

- А можно вложить её в бизнес.

- А можно отдать эти деньги тем, кто нуждается

-А можно эти деньги положить в банк – проинвестировать и через некоторое время банк отдаст нам наши деньги и еще плюс процент за то, что пользовался нашими деньгами.

Я предлагаю оказать благотворительность, купить разные игры и подарить их детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

  Чтобы ребенок умел играть в сюжетно-ролевые игры, необходимо научить его играть. Можно выделить три этапа в освоении игр.

Первый этап - подготовка к игре.

Второй этап - формирование ролевого взаимодействия.

Третий этап - развернутая сюжетно-ролевая игра.

Четыре сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Шоколадная фабрика», «Круиз», «Тренажерный зал». В этих играх можно отразить разнообразие экономических отношений.

Игра «Банк» включает в себя основные экономические представления.

Вторая игра «Шоколадная фабрика» знакомит детей с производством и реализацией товара, новыми профессиями, с акциями, презентацией нового товара, службой маркетинга.

Третья игра «Круиз» расширяет кругозор социальных отношений.

Четвёртая игра «Тренажерный зал» направлена закрепление полученных представлений о здоровом образе жизни.

     Сюжетно – ролевая игра «Банк» На первом этапе знакомим детей с банком и его назначением, некоторыми финансовыми операциями, через игровую ситуацию «Зачем нужны нам банки» и через сюжетно-дидактические игры. Совместно с детьми можно рассмотреть фотоматериалы о профессиях работников банка и их атрибутами, читать художественную литературу А. Толстого «Золотой ключик или Приключение Буратино» и другие произведения. Знакомить детей с пословицами и поговорками о деньгах, цене На втором этапе совместно с детьми можно придумать и проиграть отдельные сюжеты, включающие в себя ролевые диалоги: «Я хочу открыть счет в вашем банке», «Клиент-менеджер», «Нам нужен кредит», «Клиент – Клиент», «Расскажите об услугах вашего банка», «Оператор – Клиент». Необходимо научить детей распределять роли, не бояться брать на себя главную роль или не обижаться, когда тебе не досталась роль, которую ты хотел. На третьем этапе уже можно организовать сюжетно-ролевую игру «Открытие нового банка».

       Сюжетно – ролевая игра «Шоколадная фабрика». На первом этапе знакомим детей с фабриками нашего города, рассматриваем иллюстрации, рассказываем о производстве товара, решаем проблемные ситуации «Откуда товар в магазине?». Можно провести дидактическую игру «Профессии» для знакомства с новыми современными профессиями, беседу о том, что нам необходимо для продаж. Можно познакомить детей с пословицами и поговорками о купле, продаже товара. Второй этап включал в себя ролевые диалоги, проигрывание отдельных сюжетов, подготовку оборудования, создание проблемной ситуации «Что нужно, чтобы о товаре узнало много людей?». Можно познакомить детей с работой дизайнеров в рекламном агентстве, дети придумали и изготовили образцы оберточной бумаги для новых конфет. На этом этапе можно проиграть ролевые диалоги: директор фабрики – продавец, продавец – покупатель, директор фабрики –дизайнер– оформитель; отдельные сюжеты «Открываем фабрику», «Работа в рекламном агентстве» и т.д. Третий этап-это непосредственно игровая деятельность с введением новых игровых сюжетов.

      Сюжетно – ролевая игра «Круиз» расширяет кругозор социальных отношений. На первом этапе знакомим детей с профессиями через дидактическую игру «Кого мы встретим на теплоходе?», можно обсудить с детьми, что необходимо для путешествия (д/игра «Собери рюкзак»), почитать художественную литературу, знакомить детей с пословицами и поговорками о труде. На втором этапе можно проиграть отдельные сюжеты и диалоги: «капитан – матрос, пассажир – капитан, кассир – пассажир, пассажир – пассажир и т.д Третий этап – это сама игра.

       Сюжетно-ролевая игра «Тренажерный зал». На первом этапе знакомим детей с новыми видами спорта, с профессией тренера и его обязанностями. Можно провести дидактическую игру «Режим дня», побеседовать с детьми о здоровом образе жизни и т.д. Чтение и анализ художественной литературы так же помогут детям больше узнать о новых и современных профессиях. Можно разучить с детьми пословицы и поговорки о бережливости. На втором этапе можно с детьми придумать и нарисовать рекламу для предстоящего открытия «Тренажерного зала», продумать, какие акции можно будет провести для привлечения большего количества людей «Второе занятие бесплатно!!!». Здесь можно использовать проблемные ситуации для ролевых диалогов: кассир-клиент, тренер-клиент, клиент-клиент. Третий этап – это сама игра.

    Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием способствуют самоутверждению воспитанников, развивают настойчивость, стремление к успеху, учат детей планировать, прогнозировать.

Для обогащения сюжетно-ролевых игр экономическими знаниями необходимо расширять словарь детей элементарными экономическими понятиями. В этом педагогам поможет «Экономический словарик Мишки-бизнесмена» из книги Л. В. Кнышевой «Экономика для малышей, или Как Мишка стал бизнесменом».

Таким образом, сюжетно-ролевая игра помогает сделать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций. Сюжетно-ролевая игра помогает сделать экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций.

 

 

Литература

1. Албу. З. Воспитываем бережливых// Дошкольное воспитание. – 1989. № 6.

2. Дыбина О. В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. – М., 2003.

3. Кнышева. Л. В. Экономика для малышей, или Как Мишка стал бизнесменом. – М., 1995.

4. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. – СПб., 2001.

5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием:

   Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд., дораб. – М., 1993.

6. Шатова А.Д., авторская программа. «Экономика для взрослых и детей» Сборник. – М.: Линка – пресс, 1999. – 240 с.

      7. Шорыгина Т.А. «Беседы об экономике»: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.