Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5844 Занятие по окружающему миру в старшей группе: "Хлеб - всему голова."

Опубликовано 20.03.2020

ГБОУ Школа №1537 УК "Семицветик"

 

Ознакомление с окружающим миром на тему :

« Хлеб- всему голова» с детьми старшей группы.

                                                             

                                                                    Бобкова Ирина Михайловна

Материал: картинки, мячик, хлеб черный и белый, колоски.

 

Воспитатель: Ребята, если отгадаете загадку , то узнаете , о чем мы сегодня будем говорить.

                                        «Отгадать легко и быстро :

                                         Мягкий, пышный и душистый.

                                         Он и черный , он и белый,

                                         А бывает подгорелый.

                                         Без него плохой обед,

                                         Вкусней его на свете нет». (Хлеб)

-Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться , что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный , белый , бывает подгорелый.)

-Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе : знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают , в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы еще раз вспомним о хлебе

 Предлагаю вам отправиться в путешествие и вспомнить, откуда хлеб попадает к нам на стол.

                 Перед детьми картина  «На поле».

Воспитатель: Куда мы пришли? (На  поле.) Что видим там?(Трактор пашет землю.) Для чего он это делает?  (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы  зернам было уютно, и они не остались на поверхности.)

-Землю вспахали, а потом что делают в поле?

Воспитатель демонстрирует картины, где люди сеют зерна.

-А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Солнце , вода, удобрения.)

Послушайте загадку:

     Вырос в поле дом

     Полон дом зерном

    Стены позолочены

    Ставни заколочены

    Ходит дом ходуном

    На стебле золотом. ( колос)

Солнышко согрело зерна, дождик полил , люди  удобрили поле, и наши зерна превратились во что ? (В колосья.)

-Что здесь изображено? (Комбайн убирает пшеницу.)

-У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску . Рассмотрите, какие они. (Пузатые, колючие, много зернышек.)

-А что дальше делают с колосками? (Достают зерна — молотят. Это делает специальная машина А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?

А зачем  зерна достают? (Из них делают муку- измельчают.)

 А из муки? (Замешивают тесто и пекут хлеб.)

  •  С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время — осыплется зерно , пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

 Много труда надо приложить людям, чтобы в  каждом  доме был хлеб.

Поэтому  как мы все должны относиться к хлебу? (Ответы детей).

Послушайте стихотворение о хлебе.

                                            Вот  он, хлебушек душистый,

                                             С хрупкой корочкой витой.

                                             Вот он, теплый, золотистый,

                                            Словно солнцем налитой.

                                            И в каждый дом, на каждый стол

                                            Он пожаловал, пришел.

                                            В нем здоровье, наша сила,

                                            В нем чудесное тепло.

                                            Сколько рук его растило,

                                            Сохраняло, берегло.

Воспитатель: Длинный путь от поля до нашего стола.  Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом.

Кто такие хлеборобы? ( люди которые выращивают хлеб)

 Чьи еще руки прикасались к хлебу?  Ответы детей :  ( Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т. д.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку , ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:

-Назови хлеб ласково (Хлебушек.)

-Крошки хлеба какие ? (Хлебные.)

-Квас из хлеба как называется? (Хлебный.)

-Прибор для резки хлеба? (Хлебница.)

-Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)

-Кто печет хлеб? (Хлебопек.)

- Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод.)

Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия.)

Воспитатель: Молодцы  ребята! Вы хорошо играли.

  ЗАКЛИЧКА:        «Дождик, дождик поливай-

                                   Будет хлеба каравай,

                                   Будут булки, будут сушки,

                                   Будут вкусные ватрушки».

Послушайте какие пословица сочинил народ о хлебе:

                                             Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

                                             Хлеб всему голова.

                                             Худ обед когда хлеба нет.

                                             Плох обед коль хлеба нет.

                                              Будет хлеб, будет и обед.

ИГРА: "Определи на вкус" ( черный ржаной и белый пшеничный)

                 - О каком продукте мы вели разговор?                                                                                               - Как нужно относиться к хлебу?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень много знаете о хлебе. И вы должны помнить, что хлеб- всему голова. Угощение детей баранками.

 

        Как много существует интересных занятий! У меня тоже есть друг – геолог. Профессия геолога трудная, только для настоящих мужчин! Недавно он был в горах, и древний старец поведал ему старинную легенду о необычном камне. Вам интересно узнать? (Да., (Конечно, (Нам очень хочется узнать о необычном камне).

Слушайте…

Педагог рассказывает мальчикам легенду.

Давным-давно жил пастух по имени Магнус. Однажды, когда Магнус пас в горах овец, он обнаружил, что неведомые силы будто бы приковали его к земле.

Сандалии и наконечник его палки как будто «приклеивались» к чёрным камням,

лежащим на земле. Он снял сандалии, и увидел, что босые ноги не «приклеиваются» к этим необычным камням… Магнус взял с собой несколько камней, чтобы удивить ими своих друзей. Мой друг-геолог привез с собой этот необычный камень и передал его нам.

Педагог достаёт из коробочки камень.

Смотрите, вот он! Вы хотите узнать, почему этот камень необычный, не такой как другие? (Да., (Хотим.)

Что для этого нам надо сделать? (Надо его рассмотреть.) (Изучить камень.)

(Исследовать камень.).

  скажите, какие органы чувств помогают нам при исследовании предметов.

(Исследовать предмет нам помогают глаза, с помощью глаз, зрения мы можем увидеть, рассмотреть предмет.)

Зрение поможет нам при исследовании камня? (Да.)

 (Исследовать предмет нам помогает язык, с помощью языка, мы можем попробовать предмет или вещество, узнать какой он на вкус., (Кислый или сладкий, горький или солёный.)

Орган вкуса – язык - нам нужен при исследовании камня? (Нет, мы не будем пробовать необыкновенный камень на вкус.)

 (Исследовать предмет нам помогает рука, с помощью руки, мы можем взять предмет в руки, погладить, сжать, (Мы можем почувствовать гладкий или шероховатый предмет, горячий или холодный, мягкий или колючий.)

Рука поможет нам при изучении камня? (Да, поможет.)

(Исследовать предмет нам помогает нос, с помощью носа, мы можем понюхать предмет, почувствовать его запах.).

Орган обоняния - нос поможет нам при исследовании камня? (Нет, не поможет, мы не будем его нюхать.)

(Исследовать предмет нам помогают уши, с помощью уха, мы можем послушать предмет, узнать какой он издаёт звук.)

Орган слуха - ухо нам необходимо при изучении камня(Нет.)

Вы порадовали меня своими крепкими знаниями. Вы знаете, как исследуют предметы! Вы смогли выделить те органы чувств, которые нам нужны при исследовании камня.

Посмотрите! У нас получился план исследования свойств камня.

камень тяжёлый.);  камень твёрдый.); камень бывает гладким.);  камень бывает шершавым.)

Вы догадались, почему этот камень необыкновенный? (Он притягивает, примагничивает металл., (Примагничивает металлические предметы).

Совершенно верно! Кто догадался, почему сандалии пастуха Магнусапритягивались к камням? (На сандалиях были металлические пластинки., (Сандалии были подбиты металлическими гвоздями.).

Действительно, пастух много ходил по горам, сандалии быстро изнашивались, поэтому их подбивали железными гвоздями. С тех пор этот черный камень стали называть «Камнем Магнуса» или… («Магнитом»)

Под. итог: Так в чем же необычность этого камня? (Этот камень может притягивать к себе железо., (Металлические предметы примагничиваются к этому камню.).

И называется этот камень - (Магнит.)