Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5846 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир фантазий - LEGO» Обучение конструктивно - модельной деятельности детей младшего дошкольного возраста (2-4 года)

Опубликовано 20.03.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Мир фантазий - LEGO»

 

Обучение конструктивно - модельной деятельности

детей младшего дошкольного возраста (2-4 года)

СКАЧАТЬ (поный материал)

 

Программа разработана: Аносовой И.В.,

воспитатель I квалификационной категории.

 

 

2019г.

 

Содержание

 

      I.                    Целевой раздел

 

1.1.        Пояснительная записка....................................................................................3

 

1.2.        Нормативно – правовое обеспечение программы…………………………..3

 

1.3.        Цель и задачи программы........................................................................ ....... 4

 

1.4.        Педагогическая целесообразность..…………................................................5

 

1.5.        Целевые ориентиры……………………………………………………………5

 

1.4.        Принципы реализации программы..……........................................................5

 

   II.                    Содержательный раздел

 

     2.1.Содержание программы….....................................................................................6

 

     2.2. Организация обучения…………………………………………………………….6

 

     2.3.Формы организации работы...................................................................................8

 

     2.4.Календарно-тематическое планирование..............................................................9

   

     2.5 Литература и интернет источники………………………………………………16

 

 

 

Целевой раздел

                Пояснительная записка

 

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

 

Современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способностей воспитанников самостоятельно решать проблемы, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие их интеллектуальных способностей.

В настоящее время в психологической науке нет единого мнения по поводу определения интеллектуальных способностей и интеллекта.

Под интеллектом понимается способность человека мыслить, принимать решения. Интеллектуальные способности человека включают в себя множество компонентов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в выполнении человеком разнообразных социальных ролей.

Из этого следует, что само понятие «интеллект» тесно связано с понятием «способности». Способности в общем виде - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Основным видом деятельности ребёнка является игра. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO.

LEGO {Leg Godt — «играй хорошо») — серии игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов.

Детский сад реализует образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  (далее – ФГОС ДО)  и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Нормативно-правовой основой для разработки образовательной программы являются:

 

Федеральный уровень

Комплексная программа по организации конструктивно – модельной деятельности (далее – Программа) - это нормативно-управленческий документ МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл (далее – Детский сад), характеризующий специфику содержания и особенности организации педагогического процесса.

Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

■        Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

■        Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384)

■        Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

■        Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

■        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Региональный уровень

■        Приказ Министерства образования Республики Коми от 09 декабря 2013 года № 295 «О внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в системе образования Республики Коми»

 

Актуальностью программы является то, что ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что: - позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».) -дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью. -позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры ( учиться и обучаться в игре); - способствует формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

 

Принципы Лего-конструирования:

  • Ø от простого к сложному;
  • учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • Ø активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
  • Ø комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  • Ø результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

 

Целью программы является содействие развитию у детей младшего дошкольного возраста (2-4 года) способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО- конструированием.

Задачи:

  • Ø развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • Ø обучать конструированию по образцу, заданной схеме, по замыслу;
  • Ø формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • Ø совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
  • Ø развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Задачи работы с детьми младшего дошкольного возраста

Обучающие:

  • Ø содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
  • Ø создать условия для овладения основами конструирования;

Образовательные решения конструктора LEGO для дошкольного обучения стимулируют естественную тягу ребенка к исследованию, благодаря чему дети знакомятся с числами, формами и цветами, а также учатся решать задачи в процессе совместных игр. Дети проводят увлекательные эксперименты, бесконечно собирая и перестраивая модели, способствующие быстрому пониманию абстрактных понятий из мира математики. При совместной работе кубики ЛЕГО служат не только увлекательным практическим средством освоения математических навыков, но и эффективным инструментом развития коммуникативных умений.

 Развивающие:

  • Ø создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  • Ø способствовать развитию творческой активности ребёнка;
  • Ø способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Все мы знаем, что из кубиков LEGO можно собрать удивительные вещи. Но известно ли вам, что они также могут творить чудеса при всестороннем развитии детей? С помощью кубиков и фигурок ЛЕГО дети в процессе работы со специализированными наборами LEGO Education отрабатывают различные роли и исследуют социальные взаимодействия. Ролевые игры, положенные в основу ЛЕГО-образования, побуждают детей к сотрудничеству для решения задач, самовыражению, развитию умения точно формулировать свои мысли и идеи при взаимодействии с окружающими. В конечном счете растет уверенность детей в себе, в своих знаниях и силах. Они начинают лучше понимать потребности и чувства других.

Воспитательные:

  • Ø содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
  • Ø создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Ребенок на опыте познает конструктивные свойства.

Программа нацелена на обучение детей для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструктивно - модельных способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд  заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового. Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.

 

Принципы и подходы к формированию Программы

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (2 - 4 года).

На третьем году жизни становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В младшем дошкольном возрасте взрослый является для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.

Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Совершенствуется регуляция поведения в результате общения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

 К концу 3 года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В средине 3 года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

Основной формой мышления становится наглядно - действенное.

Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

 В возрасте 2-4 года ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

 Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Игры с правилами в этом возрасте начинают только формироваться.

 Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Дети уже могут использовать цвет. 

   Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.  Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

 Взаимоотношения детей ярко проявляются в игре. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

 Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение еще ситуативно.

Содержательный раздел

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.

Лего-конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления.

Основное внимание при организации Лего-конструирования уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

 

Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это, прежде всего – средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей программы являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности, приобщение к миру технического изобретательства. Лего - конструирование основывается на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно - образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках.

 

Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивно – модельных  навыков через такие формы работы как:

v Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

 

v Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

 

v Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности- они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

 

v Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.