Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5847 Конспект НОД с использованием мнемотехники по теме: «Весна идёт» в старшей группе.

Опубликовано 20.03.2020

Кузьмина Елена Валерьевна,

Воспитатель ГБОУ школы № 705

г. Москва

 

Конспект НОД с использованием мнемотехники по теме: «Весна идёт» в старшей группе.

 

Цель: актуализировать знания детей о весенних явлениях в природе.

 

Задачи:

 

1.Воспитательные задачи:

 

  • воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе;
  • формировать умение работать в коллективе;
  • создать радостную и теплую атмосферу в группе.

 

2.Развивающие задачи:

 

  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
  • развивать умение рассказывать о весне с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
  • формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;
  • развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; 
  • обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки. 

 

3.Образовательные задачи:

 

  • формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;
  • закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
  • закреплять и расширять словарь детей по теме «Весна»;
  • стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

 

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

 

Активизация словаря:

  • Весна;
  • Проталина, первоцветы, подснежник;
  • приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
  • солнце, ручеек, птицы.

 

Техническое обеспечение занятия

Оборудование: Пустые мнемотаблицы для заполнения по количеству детей, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, изображения деревьев, карточки с изображением одежды на разные сезоны, мяч, указка лучик.

Демонстрационный материал: мнемосхемы.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем, чтение « Правила безопасности. Энциклопедия для малышей в сказках» Е.Ульевой.

Планируемые результаты:

  • воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
  • у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
  • дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
  • расширены представления воспитанников об окружающем мире.

 

Ход НОД

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес нам письмо. Давайте его прочитаем: « Здравствуйте, мои друзья! Пишет вам Дед Привет. Я хочу обратиться к вам за помощью. Дело в том, что пока я помогал мальчику Алеше, в город пришла Весна. А я опоздал ее встретить и пригласить в свой лес. Теперь Весна на меня обиделась и не наступит до тех пор, пока я не расскажу все ее приметы. А я уже старенький стал и не помню. Помогите мне пожалуйста, расскажите ее приметы. Заранее спасибо. Ваш Дед Привет».

 

Воспитатель: Поможем Деду Привету?

Дети: Да

Воспитатель: А вы справитесь?

Дети: Да.

Воспитатель:  Что помогает нам в составлении рассказов про времена года?

Дети : нам помогает таблица.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Вот наша таблица, но схемы на ней исчезли. Мы сможем вспомнить их и нарисовать для Деда Привета?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда принимаемся за дело! Давайте вспомним все приметы Весны. А помогут нам загадки.

У каждого ребенка на столе лежат таблицы с чистыми окошечками и цветные карандаши.

Воспитатель : Вот загадка про первую весеннюю примету:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … ( Солнце)

Воспитатель: Правильно, это Солнце. Какое Солнце бывает весной?

 

  • Дети по очереди называют прилагательные, характеризующие весеннее Солнце.

Воспитатель: Как меняется Весной продолжительность дня и ночи?

Дети: День становится длиннее, а ночь короче.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру « Волшебный лучик».

  •  Игра «Волшебный лучик».

(Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебный лучик, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).

Я буду дотрагиваться, и называть слово, а вы повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,

например: день — весенний день, погода — весенняя погода, солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.

(Дети называют словосочетания.)

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте теперь нарисуем в нашей таблице первую подсказку – Солнце. Найдите левый, верхний квадратик и нарисуйте в нем красивое Солнышко.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Слушайте загадку про вторую весеннюю примету:

Звонкий, чистый, озорной

Появляется весной.

Из под снега он бежит,

Тараторит и журчит. ( Ручей).

Воспитатель: Правильно, это ручей. Почему Весной бегут ручьи?

Дети: Потому что тает снег.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру « Веснянка».

  • Ход игры : дети берутся за руки и идут по кругу.

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей, ( дети бегут по кругу)

Прилетели сто грачей, ( машут руками)

А сугробы тают, тают, ( приседают)

А цветочки подрастают ( тянутся на носочках, руки вверх).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как называется место, где растаял снег?

Дети: Проталина.

Воспитатель: Что появляется на проталине?

Дети: Травка и цветы.

Воспитатель: Правильно. Первые цветы называют первоцветами. Как называется самый известный первоцвет?

Дети: Это подснежник.

Воспитатель: Вы – молодцы! Теперь мы можем нарисовать вторую подсказку в нашей таблице. Это может быть ручеек, травка и подснежник.

Дети схематично рисуют в следующем квадратике.

Воспитатель: А теперь еще одна загадка про весеннюю примету:

Все деревья спят зимой,

Просыпаются весной.

Ну, а раньше, чем листочки

Набухают это…( Почки)

Давайте превратим наши руки в веточки деревьев, а ладони  - в почки ( дети прижимают ладони друг к другу). Зимой деревья спят ( дети прижимают ладошки – лодочки к щеке),но вот стало теплее, пришла весна, и почки на деревьях стали набухать ( дети округляют ладони), и вот они раскрылись ( основание кистей соединены, а пальцы разводят в стороны). Сколько чудесных молодых листочков выглянуло к солнышку!

Ребята, нарисуйте в следующем окошечке деревце с почками.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Пора отгадывать следующую примету:

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой ( Медведь)

Дети: Это медведь.

Воспитатель: Какие еще животные просыпаются после зимней спячки?

Дети: Ежи, суслики, летучие мыши.
Воспитатель:- Представим, что мы медведи, которые проснулись с наступлением весны.
Медведь весной проснулся,
Потянулся, улыбнулся. (движения по тексту)
Повертелся, огляделся,
Почесался, причесался.
Наклонился, водой из ручья умылся.
Нарядился. 
И пошёл по лесу. 
Берегись лесной народ, 
Зверь голодный идёт! (имитация движений медведя)


Воспитатель добавляет интересные факты из жизни животных зимой, показывает картинки . Летучие мыши являются невероятно мощной силой по борьбе с вредителями.  Летучие мыши на очень длительное время впадают в спячку. 
Как правило, они просыпаются на несколько минут каждые несколько недель, чтобы попить, хотя также известны случаи, когда летучие мыши даже не шевелились в течение нескольких месяцев.
Самый крепкий сон у суслика - во время зимней спячки его можно вынуть из норки, катать, тормошить как угодно, он не проснется.
Ежи ведут ночной образ жизни и находятся в спячке с ноября по март
Ежи  не охотятся на мышей – это миф. Они, может быть, и рады были бы полакомиться мышатиной, но догнать мышь не способны.

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем медведя в следующем пустом квадратике. Это будет следующая подсказка для Деда Привета.

Дети рисуют по показу воспитателя.

Переходим к следующей загадке и примете:

Детки домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нем певец…

Как зовут его? ( Скворец)

Дети: Скворец.

Воспитатель: Ребята, о какой  весенней примете мы должны напомнить Деду Привету?

Дети: О том, что некоторые птицы возвращаются из тёплых стран.
Воспитатель:  Правильно, а как называют таких птиц?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Назовите их.
Дети перечисляют: ласточки, стрижи, жаворонки, грачи, стрижи, дрозды.
Воспитатель:  А как называют птиц, остающихся в городе?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Перечислите их.
Дети: Снегирь, воробей, сорока, голубь, синица.

  Воспитатель: Посмотрите, на эти деревья. Одно без листвы, а на другом, появились признаки весны? Какие? ( Воспитатель показывает два рисунка: на одном изображено дерево с голыми ветками , а на другом на ветках появились почки)
Дети: Почки.
Воспитатель:  Как вы думаете на какое дерево нужно посадить зимующих птиц? А на какое перелётных?
Дети:  На дерево без листьев- зимующих, на дерево с  почками- перелётных (дети  раскладывают картинки с изображением птиц  к нужным деревьям)
Воспитатель:  Молодцы ,вы правильно распределили птиц. Давайте нарисуем схематично птиц в следующем окошечке.

 

У нас с вами осталось последнее пустое окошечко. Как вы думаете, какую примету мы еще не вспомнили?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, нужно рассказать о том, как одеваются весной люди и чем мы с вами можем заниматься на прогулке, в какие игры играть.

  • Проводится игра « Хлопай, топай». Воспитатель показывает картинки с изображением одежды разных сезонов. Дети хлопают в ладоши и называют весеннюю одежду, а при показе одежды других сезонов – топают ногами.

Воспитатель: Вы – молодцы, ребята! Назовите, в какие игры мы с вами играем весной на прогулке.

Дети перечисляют по желанию свои любимые игры и забавы.

 

Воспитатель:  Нарисуйте схематично человечка в последнем окошечке, это и будет  последняя подсказка для Деда Привета.

 

Дети выполняют задание.

 

Воспитатель:  Какие замечательные таблицы у вас получились. Давайте попробуем составить по ним рассказ о весне.

 

Дети рассказывают по желанию, опираясь на мнемотаблицы.

 

Рефлексия:  Вам понравилось вспоминать весенние приметы и самим составлять схемы?  А что нового вы узнали?  Что для вас было новым? Что самым интересным?  Мы отправим с почтальоном ваши схемы Деду Привету. Он сможет рассказать о весне и она обязательно придет в его лес.