Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 5852 Конспект ОД по математике в подготовительной к школе группе (по мотивам русской народной сказки «Иван-Царевич и серый волк»)

Опубликовано 23.03.2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад присмотра и оздоровления №183 «Незабудка» г. Брянска

 

 

Конспект занятия по математике

в подготовительной к школе группе

СКАЧАТЬ (с картинкой)

 

 

                                                                                                 Подготовила:

                                                                                   воспитатель высш. кв. кат.

                                                                                   Яськова Елена Юрьевна

                                                                

Брянск 2019

Программное содержание:


• Формировать у детей представления об измерении объема с помощью мерки, устанавливать зависимости результата измерения от выбора мерки.

•  Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной мерки.
• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на вычитание.
• Способствовать развитию наглядно- действенного мышления.

 

 

Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Иллюстрация с изображением эпизода из сказки «Иван Царевич и серый волк»; картинка с шестиголовым змеем; прозрачные емкости разного размера; условные мерки: ложка, маленькие стаканчики, полоска бумаги; ширма; миски для воды; обручи,блоки Дьенеша, схемы.

Раздаточный материал. Счетные палочки на каждого ребенка, емкости для воды, ложки на каждого ребенка.

 

 

 

 

Ход ОД:

 

I часть. Оргмомент.

Дети входят в группу.

Восп.: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.

– Здравствуйте.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Хорошее, радостное, веселое.

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

-Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.  

 

 

 

II частьИгровое упражнение «Поможем Ивану Царевичу найти живую воду»

 

Ребята, а вы любите сказки?

Отгадайте, какая отгадка спряталась в этой загадке:

В сказке той Царевич жил

Серый волк ему служил

Ну-ка вместе вспоминайте

И все дружно отвечайте!

 

На фланелеграфе иллюстрация с изображением эпизода из сказки. Воспитатель: ребята, вы узнали героев этой сказки? (дети рассказывают, как Ивану Царевичу отрубили голову, и помочь ему может только мертвая и живая вода).

   Воспитатель говорит о том, что злая Баба Яга перепутала емкости с водой, а мы, ребята можем помочь Ивану Царевичу определить где живая вода, а где мертвая, ведь живой воды должно быть  больше чем мертвой.

- Ребята поможем Ивану Царевичу определить, где живая, а где мертвая вода? (да)

 

 На столе воспитателя расположены две прозрачные емкости различные по объему красного и синего цвета:
- Как вы думаете, где живая вода?

- Вы считаете, что синей (красной) воды больше.

- Но вы понимаете, что мы не можем с вами ошибиться

- Как  проверить, где больше воды, а где меньше? (воспитатель подводит к тому, что нужно воду измерить)

- Как измерить? (у воспитателя на столе мерки: ложка, маленький стаканчик, полоска бумаги, дети говорят чем).

- В математике это называется  условная мерка, а что мы уже измеряли меркой?

 -Давайте попробуем измерить объем красной жидкости. (воспитатель предлагает измерить количество воды в одной из емкостей).

 

Дети садятся за ширмы, по два ребенка с одним сосудом и по два с другим.

- Не забываем, один переливает, другой после каждой мерки откладывает счетную  палочку.

-Сколько у вас получилось? А у вас?

Дети берут разные мерки, результаты получаются разные.

-Вы измеряли одинаковые емкости, а результат получился разный. В чем же дело? (брали разные мерки)

Теперь попробуем измерить объем синей жидкости. Опять результат получился разный. Почему? (брали неполной меркой).

Вывод: Чтобы сравнить количество жидкости необходимо измерять полной одинаковой меркой, тогда результат будет точным.

III часть. Игровое упражнение «Реши задачу».

  Воспитатель читает  задачу и показывает картинку с изображением шестиголового змея:

Был бой отчаянно суров

У змея было шесть голов

Но богатырь срубает три

Осталось сколько, посмотри.

    Дети определяют структуру задачи. Воспитатель повторяет задачу и просит назвать арифметическое действие, с помощью которого они будут решать задачу. Дети решают задачу, используя счетные палочки, отвечают на ее вопрос и объясняют, как они ее решили: «Было шесть голов, богатырь отрубил три. От шести отнять три получится три.Дети отсчитывают столько счетных палочек, сколько голов было сначала; затем убирают три палочки. Каждый раз уточняют, сколько счетных палочек отсчитали и почему. Дети считают палочки и отвечают на вопрос задачи.

Физкультминутка

Иван-Царевич

Иван-Царевич, вот герой! (маршируем на месте)
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнет мечом (левая рука на поясе, правая поднимается                    И Змей-Горыныч нипочем.                                           вверх)
Сделал выпад раз и два (руки на поясе, наклоны вперед)
Отлетела голова. (наклоны головой)
Еще выпад  три-четыре  (руки на поясе, наклоны назад)
Отлетели остальные. (наклоны головой)

IVчасть.  Практическая работа.

-Ребята, на подносе красные и синие кружки, выберите любой.

-Скажите, мы помогли Ивану Царевичу?(нет)

-Но зато мы с вами мы научились правильно  измерять объем жидкости с условной меркой.

-Как правильно измерить объем жидкости?

-У нас определились команды, ребята с красными кружками измеряют красную жидкость, а ребята с синими кружками – синюю жидкость. Работать будем в парах: один отмеряет условной меркой воду, другой откладывает счетную палочку.  Но не забываем, нам надо быть внимательными, ведь ошибаться нам нельзя. Мы с вами должны узнать, в каком сосуде живая вода, а мы знаем, что живой воды было больше, чем мертвой. И так за работу, поможем Ивану Царевичу!

 

Дети работают с разными сосудами с подкрашенной водой, но с одной меркой, после  каждой мерки ребенок откладывает счетную палочку

(воспитатель смотрит, чтобы дети набирали полную мерку).

 По окончании выполнения задания воспитатель спрашивает у детей: какая вода живая, а какая мертвая. Дети выбирают емкость с живой водой, объясняют почему. Молодцы, благодаря вашим стараниям мы помогли Ивану Царевичу и спасли ему жизнь.

 

Вывод:

-Ребята можно  на глаз определить количество жидкости в разных сосудах.(нет)

- Что нужно сделать? (измерить)

- Чем? (одинаковой, полной условной меркой)

 

Vчасть.  Эстафета фигур (блоки Дьенеша)

-Ребята у нас с вами уже есть команды, поэтому я предлагаю вам устроить необычную эстафету. Вы согласны?

 Перед командами на полу лежит обруч,  в нем находятся набор  фигур, каждая команда получает схему по которой  должна перенести определенные фигуры в свой обруч, необходимо касание следующего участника своей команды.

Воспитатель задает каждой команде  вопросы: «Какие фигуры понесет первая (вторая) команда? Почему?

Дети  обосновывают  свои  действия.(воспитатель проверяет, правильно ли дети перенесли фигуры).

Строят общий домик для фигур, которые должны находиться и в одном и в другом обруче.

VI часть.    Итог. Дети стоят возле воспитателя.

- Ребята что мы сегодня учились делать?

- Так как узнать в каком сосуде больше жидкости?

- Каким цветом была окрашена живая вода, мертвая?  

- Помогли мы Ивану Царевичу или нет?

- Ребята, как вы думаете, где мы можем это применить? (если дети затрудняются помочь им наводящими вопросами)

Вы все сегодня были молодцы, хорошо отвечали на вопросы, играли, замечательно решали поставленные задачи.