Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад присмотра и оздоровления №183 «Незабудка» г. Брянска
Конспект занятия по математике
в подготовительной к школе группе
СКАЧАТЬ (с картинкой)
Подготовила:
воспитатель высш. кв. кат.
Яськова Елена Юрьевна
Брянск 2019
Программное содержание:
• Формировать у детей представления об измерении объема с помощью мерки, устанавливать зависимости результата измерения от выбора мерки.
• Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной мерки.
• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на вычитание.
• Способствовать развитию наглядно- действенного мышления.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Иллюстрация с изображением эпизода из сказки «Иван Царевич и серый волк»; картинка с шестиголовым змеем; прозрачные емкости разного размера; условные мерки: ложка, маленькие стаканчики, полоска бумаги; ширма; миски для воды; обручи,блоки Дьенеша, схемы.
Раздаточный материал. Счетные палочки на каждого ребенка, емкости для воды, ложки на каждого ребенка.
Ход ОД:
I часть. Оргмомент.
Дети входят в группу.
Восп.: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.
– Здравствуйте.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
-Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
II часть. Игровое упражнение «Поможем Ивану Царевичу найти живую воду»
Ребята, а вы любите сказки?
Отгадайте, какая отгадка спряталась в этой загадке:
В сказке той Царевич жил
Серый волк ему служил
Ну-ка вместе вспоминайте
И все дружно отвечайте!
На фланелеграфе иллюстрация с изображением эпизода из сказки. Воспитатель: ребята, вы узнали героев этой сказки? (дети рассказывают, как Ивану Царевичу отрубили голову, и помочь ему может только мертвая и живая вода).
Воспитатель говорит о том, что злая Баба Яга перепутала емкости с водой, а мы, ребята можем помочь Ивану Царевичу определить где живая вода, а где мертвая, ведь живой воды должно быть больше чем мертвой.
- Ребята поможем Ивану Царевичу определить, где живая, а где мертвая вода? (да)
На столе воспитателя расположены две прозрачные емкости различные по объему красного и синего цвета:
- Как вы думаете, где живая вода?
- Вы считаете, что синей (красной) воды больше.
- Но вы понимаете, что мы не можем с вами ошибиться
- Как проверить, где больше воды, а где меньше? (воспитатель подводит к тому, что нужно воду измерить)
- Как измерить? (у воспитателя на столе мерки: ложка, маленький стаканчик, полоска бумаги, дети говорят чем).
- В математике это называется условная мерка, а что мы уже измеряли меркой?
-Давайте попробуем измерить объем красной жидкости. (воспитатель предлагает измерить количество воды в одной из емкостей).
Дети садятся за ширмы, по два ребенка с одним сосудом и по два с другим.
- Не забываем, один переливает, другой после каждой мерки откладывает счетную палочку.
-Сколько у вас получилось? А у вас?
Дети берут разные мерки, результаты получаются разные.
-Вы измеряли одинаковые емкости, а результат получился разный. В чем же дело? (брали разные мерки)
Теперь попробуем измерить объем синей жидкости. Опять результат получился разный. Почему? (брали неполной меркой).
Вывод: Чтобы сравнить количество жидкости необходимо измерять полной одинаковой меркой, тогда результат будет точным.
III часть. Игровое упражнение «Реши задачу».
Воспитатель читает задачу и показывает картинку с изображением шестиголового змея:
Был бой отчаянно суров
У змея было шесть голов
Но богатырь срубает три
Осталось сколько, посмотри.
Дети определяют структуру задачи. Воспитатель повторяет задачу и просит назвать арифметическое действие, с помощью которого они будут решать задачу. Дети решают задачу, используя счетные палочки, отвечают на ее вопрос и объясняют, как они ее решили: «Было шесть голов, богатырь отрубил три. От шести отнять три получится три.Дети отсчитывают столько счетных палочек, сколько голов было сначала; затем убирают три палочки. Каждый раз уточняют, сколько счетных палочек отсчитали и почему. Дети считают палочки и отвечают на вопрос задачи.
Физкультминутка
Иван-Царевич
Иван-Царевич, вот герой! (маршируем на месте)
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнет мечом (левая рука на поясе, правая поднимается И Змей-Горыныч нипочем. вверх)
Сделал выпад раз и два (руки на поясе, наклоны вперед)
Отлетела голова. (наклоны головой)
Еще выпад три-четыре (руки на поясе, наклоны назад)
Отлетели остальные. (наклоны головой)
IVчасть. Практическая работа.
-Ребята, на подносе красные и синие кружки, выберите любой.
-Скажите, мы помогли Ивану Царевичу?(нет)
-Но зато мы с вами мы научились правильно измерять объем жидкости с условной меркой.
-Как правильно измерить объем жидкости?
-У нас определились команды, ребята с красными кружками измеряют красную жидкость, а ребята с синими кружками – синюю жидкость. Работать будем в парах: один отмеряет условной меркой воду, другой откладывает счетную палочку. Но не забываем, нам надо быть внимательными, ведь ошибаться нам нельзя. Мы с вами должны узнать, в каком сосуде живая вода, а мы знаем, что живой воды было больше, чем мертвой. И так за работу, поможем Ивану Царевичу!
Дети работают с разными сосудами с подкрашенной водой, но с одной меркой, после каждой мерки ребенок откладывает счетную палочку
(воспитатель смотрит, чтобы дети набирали полную мерку).
По окончании выполнения задания воспитатель спрашивает у детей: какая вода живая, а какая мертвая. Дети выбирают емкость с живой водой, объясняют почему. Молодцы, благодаря вашим стараниям мы помогли Ивану Царевичу и спасли ему жизнь.
Вывод:
-Ребята можно на глаз определить количество жидкости в разных сосудах.(нет)
- Что нужно сделать? (измерить)
- Чем? (одинаковой, полной условной меркой)
Vчасть. Эстафета фигур (блоки Дьенеша)
-Ребята у нас с вами уже есть команды, поэтому я предлагаю вам устроить необычную эстафету. Вы согласны?
Перед командами на полу лежит обруч, в нем находятся набор фигур, каждая команда получает схему по которой должна перенести определенные фигуры в свой обруч, необходимо касание следующего участника своей команды.
Воспитатель задает каждой команде вопросы: «Какие фигуры понесет первая (вторая) команда? Почему?
Дети обосновывают свои действия.(воспитатель проверяет, правильно ли дети перенесли фигуры).
Строят общий домик для фигур, которые должны находиться и в одном и в другом обруче.
VI часть. Итог. Дети стоят возле воспитателя.
- Ребята что мы сегодня учились делать?
- Так как узнать в каком сосуде больше жидкости?
- Каким цветом была окрашена живая вода, мертвая?
- Помогли мы Ивану Царевичу или нет?
- Ребята, как вы думаете, где мы можем это применить? (если дети затрудняются помочь им наводящими вопросами)
Вы все сегодня были молодцы, хорошо отвечали на вопросы, играли, замечательно решали поставленные задачи.