Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6520 Методическая разработка «Путешествие в Арктику»

Опубликовано 10.05.2021

 

Тема мероприятия: "Путешествие в Арктику".


Воспитатель - Сазонова Людмила Александровна.
Возраст детей- 7-8 лет.

 

Цель мероприятия: Формирование элементарных представлений детей о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

                                       Задачи.
1. Закрепить знания детей об особенностях природных условий  крайнего Севера;
2. Познакомить детей с животными и птицами, обитающими в Арктике;
3. Развивать у детей способность наблюдать, делать выводы во время проведения опыта;
4.Расширять кругозор  детей.

Форма проведения: групповая.

Вид мероприятия: игра- путешествие.

Методы: наглядный, игровой, организация деятельности.

Приёмы: просмотр видеоролика, проведение опыта, использование художественной и учебной литературы, заинтересовывающий момент.

 

                                       Ход мероприятия.
Педагог:  "Там деревьям не растётся, там и речкам не течётся,
                    Лишь косматая пурга кружит белые снега.
                    Под промёрзшим небосводом ледники сползают в воду
                    И плывут потом вдали ледяные корабли....."
- О какой части света говориться в стихотворении? (ответ детей)
Мы с вами уже заглядывали в Арктику ненадолго. Что мы там увидели?
(Дети рассказывают о климате Арктики, что запомнили с предыдущего занятия).
-Ребята, как вы думаете, почему же к этому холодному уголку нашей планеты приковано столько внимания?(выслушать ответы)
Да, ребята, это очень красивый и загадочный край. И люди хотят больше знать о нём. А вы хотите ещё раз побывать в Арктике, узнать какие животные там живут?
( На глобусе показать куда мы отправимся в путешествие).
- На чём можно добраться в Арктику? ( на самолёте, на ледоколе)
Я предлагаю отправиться в Арктику необычным способом.( показываю цветик-семицветик) Из какой сказки цветок? Произнесём волшебные слова и окажемся в Арктике. А вы тепло наделись? Какие тёплые вещи вы надели?(ответы детей)
Ребёнок отрывает первый лепесток, произносим:
                    "Лети, лети лепесток через запад на восток,
                     Чуть коснёшься ты земли быть по моему вели..."
- Вели, чтобы мы оказались в Арктике!
Вот мы и на месте. Как здесь холодно! Попасть обратно домой мы сможем, лишь выполнив задания, которые предлагает цветик- семицветик.
Ребёнок отрывает второй лепесток.
                              Задание- отгадать загадки.
- "Скатерть бела весь свет одела."                                 (снег)
-"Гость погостил- мост замостил,
    Рыбам зиму жить тепло:
    Крыша толстое стекло."                                             (лёд)
-"Старик у ворот тепло уволок,
   Сам не стоит и стоять не велит."                                (мороз)
-"Что за чудо- чудеса: загорелись небеса!
  Ой, горит- пылает пламя
  Над сверкающими льдами."                                        (северное сияние)

(показать детям на экране северное сияние)

Педагог: Молодцы, отгадали загадки и вместе с этим повторили о климате Арктики.
Ребёнок отрывает третий лепесток.
                              Задание- пройти по льдинам.
Перепрыгиваем с  "льдины на льдину"и видим на льдине лежит животное(игрушка) Кто это? Это обитатель Арктики- тюлень.
(просмотр видеоролика)
Без снега и льда немыслима нормальная жизнедеятельность тюленя. Тюлень на льду отдыхает и почти не покидает ледяных полей. Зимой тюлень устраивает отдушины- отверстия во льду, через которые он дышит. В снегу тюлень выкапывает просторное жилище, где укрывается от холода. Толстый слой подкожного жира предохраняет животное от потери тепла.

- Идём дальше по "льдинам"
Посмотрите, ребята, какая белая птица сидит на снегу!(игрушка или картинка) Это полярная сова. (видеоролик)
Почему она белая? Побеление  оперения связано с усиленным выделением животными тепла, что, конечно, очень важно в условиях Северного полюса. Большинство зверей и птиц Арктики имеют белую или очень светлую окраску( ласка, полярный волк, полярный заяц).
Полярная сова - хищная птица. Она охотиться на мелких грызунов.
- Ребята, посмотрите, недалеко от совы сидит ещё одна птица. Это утка Гага. Знаете почему утки и гуси делают свои гнёзда недалеко от полярной совы? Потому что полярная сова защищает гнёзда уток и гусей от хищников  (песцов, ласок).
У утки Гаги очень ценный пух, самый тёплый и лёгкий. Чтобы защитить яйца от охлаждения, утка Гага выщипывает пух с груди и живота, и выстилает им гнездо прямо на снегу.

Ребёнок отрывает четвёртый лепесток.
                              Задание- из перьев сделать гнездо для птенцов.
(Выстилаем из перьев гнездо на льдине и садим утку(игрушку)

Идём дальше по "льдинам". Нам встречаются белый и бурый медведи.
-А вот и самый известный обитатель Арктики- белый медведь!
Это самый крупный хищник на Земле.(видеоролик)
Арктика- царство белого медведя, где он чувствует себя в своей стихии. Отсутствие суши не смущает медведя, в основном его место обитания - льдины Северного Ледовитого океана. Белый медведь отлично плавает и быстро бегает. Он питается рыбой, охотится на тюленей. У белого медведя густой мех, подошвы его ног сплошь покрыты шерстью, уши едва выдаются над поверхностью волосяного покрова. Важную приспособительную роль играет мощный слой подкожного жира.
-Ребята, как вы думаете, бурый мишка сможет жить на Северном полюсе?(ответы детей) Посмотрите, бурый мишка совсем замёрз! Как мы сможем ему помочь? Вы не пожалеете для мишки волшебный лепесток, чтобы вернуть его в привычную для бурых медведей среду обитания?
(Ребёнок отрывает пятый лепесток, дети произносят волшебные слова, и бурый мишка возвращается в свой "дом".)
Педагог: Ребята, а вы хотите узнать, почему белый медведь не покрывается коркой льда, вылезая из ледяной воды?
Чтобы понять, почему это происходит, оторвём шестой лепесток, а там задание- провести опыт.
Опыт: в ёмкость с водой опустите руку, тут же выньте её. Посмотрите- рука стала мокрая. Если с мокрыми руками выйти на мороз, что произойдёт? Да, правильно, руки покроются тонким слоем льда. Теперь насухо вытрем руку полотенцем, смажем руку растительным маслом и снова опустим руку в воду. Выньте руку и понаблюдайте, что происходит. Вода собирается в капельки и при стряхивании  скатывается с руки. Также происходит и у белого медведя, он выходит из ледяной воды и стряхивает её с себя.
-Как вы думаете, кто ещё из птиц и животных использует эту хитрость?(водоплавающие птицы)
Педагог: Остался последний волшебный лепесток. Без него мы не сможем вернуться домой. Белого медведя мы оставим здесь, потому что это его дом!
(Ребёнок отрывает последний лепесток, все говорят волшебные слова, возвращаемся домой.)
Педагог: Ребята, после первого занятия мы с вами начали создавать книгу про Арктику, нарисовали природу Северного края, а после этого путешествия нарисуем животных, которых вы встретили на своём пути.
-Кого вы будете рисовать в свободное время в нашей книге про Арктику?
А на следующих занятиях я расскажу и покажу вам, чем в Арктике занимаются люди и почему их так привлекает этот холодный загадочный край, и почему его надо беречь.