Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6529 "Использование художественной литературы в познавательно - исследовательской деятельности" (из опыта работы)

Опубликовано 15.05.2021

Муниципальное    автономное    дошкольное     образовательное    учреждение

детский  сад    «Едэйко»

 


 

 

 

«Использование художественной литературы в познавательно – исследовательской деятельности»

 (из опыта работы)

 

 

 

                                                                        Исполнитель: Беликова Любовь Геннадьевна

                                                                            воспитатель комбинированной группы №2,

                                                                                           МАДОУ «Едэйко»                                           

 

 

 

г. Лабытнанги

2021 год

 

                                                                                                      2

 

      Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представление о живой реальности, помогая ребёнку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Она воздействует на интеллектуальное, эстетическое развитие; открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений; развивает мышление и воображение; обогащает его эмоции. Художественная литература воздействует на личность ребёнка – природного исследователя окружающего мира.Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Дошкольное детство – это уникальное время для развития способностей ребёнка. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Мы считаем, что знакомство детей с произведениями русской и зарубежной художественной литературы, служит базовой основой познавательно – исследовательской деятельности.

     В своей работе используем русские народные, а также авторские сказки и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал.

     Познавательно – исследовательская деятельность детей с участием персонажей знакомых и любимых сказок позволяет сделать знакомство с произведениями художественной литературы занимательным и интересным. Любая сказка и народная, и авторская обучает и воспитывает. Ребёнок не пассивный объект воздействия – он активно вмешивается в ход событий, буквально внешне и внутренне содействует одним действующим лицам и противодействует другим. Осуществляя эту своеобразную деятельность, ребёнок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремится достигнуть определённых целей. Художественная литература помогает детям получить базовые знания о явлениях, которые происходят в живой и не живой природе.

Художественную литературу подбираем по следующим направлениям:

  • «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.)
  • «Неживая природа» (воздух вода, почва и др.)
  • «Физические явления» (свет, звук, магнетизм и др.)
  • «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).

 

Произведения подбираем с таким содержанием, на основе которых можно развернуть детское исследование. К таким литературным произведениям предъявляется ряд требований:

  • Интересный сюжет;
  • Соответствие возрасту детей;
  • Наличие динамики, загадки, недосказанности;
  • Включение в исследование.

 

Сначала читается та часть литературного текста, которая вводит детей в определённую ситуацию. Затем чтение произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель, например: «Чем можем помочь и как?»; гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего

3

 

организуется специальная обстановка. Обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. Далее педагог дочитывает произведение. Приведу следующие примеры:

 

Сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино» подводит к идее использования магнита, который обладает свойством притягивания металлических предметов. С помощью магнита ребёнок достаёт металлическую иголку со дна стакана, а затем, находит металлический мусор и ключ от сундука Карабаса – Барабаса на дне поддона, наполненного сухим песком, подтверждая свойство магнита притягивать металлические предметы.

 

Читая сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», испытываем предметы из разных материалов на плавучесть (лист бумаги, лист картона, куски ткани, разного качества, деревянная, пластмассовая и металлическая крышка). Дети наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Делаем вывод, что лучше сделать плот из дерева, так как он  не тонет.

 

В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дети разбирали ситуацию, как поднять воду со дна колодца. Ребёнок клал камушки в «колодец» (банку) до тех пор, пока уровень воды не дошёл до краёв. Дети сделали вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

 

В сказке К. Чуковского «Мойдодыр» обсуждали, как при помощи соломинки определить, где находится мыльная вода, а где чистая вода для ополаскивания. Выяснили с детьми, как образуются мыльные пузыри.

 

В русской народной сказке «Колобок» познакомились со свойствами песка: песок состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется. На

песке остаются следы. Мокрый песок темнее сухого, слипается, пропускает воду.

 

В сказке «Снегурочка» ребёнок проводил опыты со снегом и льдом. Дети обсудили свойства снега и льда (белый/бесцветный; прозрачный/непрозрачный; сыпучий/хрупкий). Обратили внимание с детьми, как воздействует температура воздуха в группе на снег и лёд.

 

В сказке «Вершки и корешки» делаем выводы о влиянии воздуха, света, тепла и воды на рост растений. Выясняем, для чего растению необходимы вершки, а для чего корешки.

 

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию картотеку с перечнем художественных произведений, используемых при экспериментировании:

На основе русских народных сказок:

  • «Колобок»
  • «Снегурочка»

4

 

  • «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
  • «Вершки и корешки»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

        Н основе авторских сказок:

  • «Дюймовочка» Г. Х Андерсен
  • «Приключения Буратино» А. Толстой
  • «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
  • «Сказка о том, почему помидор стал красным» Е. Фартутдинова

На основе рассказов:

  • «На горке» Н. Носов
  • «Мишкина каша» Н. Носов
  • «Огурцы» Н. Носов
  • «Хитрый огурчик» Я. Пинясов

 

Таким образом, мы убеждены, что сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности, Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником познавательно – исследовательской деятельности.

 

 

                                                                                            5

 

 

 

Литература:

 

  1. Михайлова  З. А, Бабаева Т. И, Кларина Т. Н, Серова З. А. «Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников», Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2012 год.
  2. Тугушева Г. П, Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2013 год.
  3. Веракса Н. Е, Галимов О. Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет. Серия «Библиотека программ «От рождения до школы»  «МОЗАИКА – СИНТЕЗ»; Москва, 2012 год.