Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

№ 6534 "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Опубликовано 18.05.2021

      Мастер-класс

«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

 


 

 

Воспитатель Кравчук Дарья Сергеевна

МБДОУ «Детский сад №9 «Золотой ключик» комбинированного вида.


 

2021 г.

Цель мастер-класса: обучение педагогов ДОУ составлению синквейна с целью дальнейшего применения технологии в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с инновационной технологией развития речи «Синквейн», его значением в совершенствовании речевых навыков и ассоциативного мышления дошкольников.
  2. Активизировать самостоятельную работу педагогов.
  3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению технологии.

План проведения:

  1. Теоретическая часть:

- Что такое «Синквейн»;

- Алгоритм построения.

 2.  Практическая часть:

 - Совместная работа с педагогами с показом на доске;

           - Самостоятельная работа педагогов;

 - Обсуждение полученных результатов.

  3. Заключение. Подведение итогов.

Перед началом мастер-класса всем присутствующим раздают бланки и простые карандаши или ручки для самостоятельной работы.

 

Теоретическая часть.

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

Античная пословица.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить. Дети должны научиться не просто смотреть, а видеть. Они должны научиться не просто слушать, а слышать. Лексика и грамматический строй – это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. И вот одним из эффективных методов всестороннего развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

В начале 20 века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси.

В литературе существует много примеров нерифмованных стихотворений. Мацуо Басё считается первым великим мастером по написанию японских трёхстиший, например:

  1. На голой ветке

Ворон сидит одиноко

Осенний вечер.

  1. Вот выплыла луна

И каждый мелкий кустик

На праздник приглашён.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать. Для того, чтобы наиболее правильно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Сначала знакомим детей с понятиями: «слово-предмет», «живой-неживой предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание. Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чём же его эффективность и значимость? Во-первых его простота. Во-вторых в составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приёмом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Сам алгоритм составления синквейна заключается в следующем:

Первая строка (Кто? Что?) – тема синквейна, заключает в себе одно слово, обозначающее объект или предмет, о котором пойдёт речь.

Вторая строка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка (Что делает?) – образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвёртая строка – короткое предложение, выражающее личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – слово, связанное с первым, отражающее сущность темы (синоним).

 

Советы по составлению синквейнов.

1.Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им тем ( «Семья», «Фрукты», «Овощи», «Животные» ).

2.Надо помогать детям в подборе слов, используя картинки, предметы. Если ребёнок даёт одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то воспитатель может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина; тётя, мама, женщина; девочка, дочка, внучка). Педагог требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет. Также называть признаки предметов, действия предметов.

3.Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Воспитатель называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зелёный, твёрдый, хрустящий). Ребёнок называет предмет (огурец). Затем наоборот ребёнок называет признаки предмета, а воспитатель называет предмет.

4.Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костёр, солнце; горит, светит; яркое, жёлтое). Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовывают карандашами. В конце работы дети должны прочитать своё произведение. Можно сопровождать чтение музыкой.

 

 

Практическая работа.

На доске развешены картинки: дом, кукла, снегирь.

Представлен алгоритм составления синквейна.

Педагогом предлагается проанализировать готовые синквейны.

Дом.

1.Дом

2.Большой, красивый.

3.Строится, защищает, греет.

4.Дом нужен всем людям.

5.Жилище.

Кукла.

1.Кукла.

2.Красивая, любимая.

3.Стоит, сидит, улыбается.

4.Моя кукла самая красивая.

5.Игрушка.

Снегирь.

1.Снегирь.

2.Красивый, красногрудый.

3.Радует, летает, клюёт.

4.Снегирь очень любит рябину.

5.Зима.

Давайте вместе попробуем составить синквейн «Дети».

Дети, какие они? (весёлые, забавные, активные…)

Что они делают? (веселятся, прыгают, играют…)

Предложение о детях, ваше отношение. (наполняют каждый день смыслом, с каждым днём становятся взрослее, я люблю своих детей…)

И синоним или как по другому можно назвать детей. (счастье, будущее, семья…)

Что получилось?

Дети.

Весёлые, активные.

Веселятся, играют, радуют.

Наполняют каждый день смыслом.

Счастье.

После анализа синквейнов педагогам предлагается самим попробовать составить синквейн. Воспитатели зачитывают получившиеся синквейны, обсуждают их и подводят итоги.

Примеры некоторых синквейнов, составленных воспитателями:

1.Семья.

Любимая, большая.

Воспитывает, поддерживает, понимает.

Хорошо, когда семья дружная.

Ответственность.

2.Лес.

Красивый, щедрый.

Кормит, защищает, дарит.

Лес - наше богатство.

Природа.

3.Собака.

Красивая, пятнистая.

Бежит, лает, прыгает.

Наша собака охраняет дом.

Друг.

 

Заключение.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: творческие, интеллектуальные, образные. Каждый может почувствовать себя творцом, поэтом, гением.

В чём же его эффективность, значимость?

Простота. Синквейн могут составить все.

В составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приёмом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям понравится составление синквейна, потому что работа над ним требует определённого осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», - писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

 

Список литературы

1.maam.ru/detskiysad/tehnologiya-sinkvein

2.yandex.ru/lurbo/urok.1sept.ru/articles677317

3.Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону; изд. Феникс 2008г.

4.Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005г.

5.https://pandia.ru/text/82/475/64835.php